Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:01, курсовая работа
Целью работы является изучение коммерческой деятельности розничного торгового предприятия и определение путей ее совершенствования.
Основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ конъюнктуры потребительского рынка мясных товаров
2) анализ состояния коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Золотой колосс»;
3) Исследование конъюнктуры рынка мясных товаров г.о. Самара
Наиболее крупными сегментами рынка являются пельмени и замороженные мясные полуфабрикаты. Их доля в структуре российского рынка в 2012 году оценивается в 24%. На втором месте - крупнокусковые полуфабрикаты (пласты мяса или мякоть, снятая в виде крупных кусков с определенных частей полутуш и туш) с показателем 21%. Третье место делят между собой такие сегменты, как рубленые полуфабрикаты (бифштексы, котлеты и т.п.) и мелкокусковые полуфабрикаты (мякоть спинной, поясничной и заднетазовой частей). Каждая из этих групп формирует по 17% от общего потребления мясных полуфабрикатов в России.14
Рисунок 4 – Структура рынка мясных полуфабрикатов России в 2012 году15
Рынок пельменей характеризуется наибольшим среди всех замороженных полуфабрикатов количеством игроков. В среднем в крупнейших городах России насчитывается около 300 производителей и 500 торговых марок. В каждом городе лидером является, как правило, местный производитель. Предпочтения потребителей могут кардинально различаться даже в соседних регионах.16
Уверенным лидером рынка 10 крупнейших городов России является ЗАО «Талосто» (Санкт-Петербург). Основные марки компании — «Богатырские», «Мастерица» и «Сам Самыч».17
Второе место занимает
ЗАО «Качественные продукты» (Московская
область), предлагающее потребителю
продукцию сразу несколько
ООО «Равиоли» (Санкт-Петербург) обосновалось на третьей строчке, потеснив ООО «Дарья» (Москва/Санкт-Петербург). Поменялись местами также московские предприятия ОАО «Останкинский МПК» и ООО «Мириталь-производитель» — годом раньше компания «Мириталь» была пятой (смотреть таблица 1).
Таблица 1 – Рейтинг ведущих игроков в сегменте пельменей по объему продаж за первое полугодие 2011- 2012 г.18
Что касается рейтинга марок, представленной в таблице 2, то здесь лидирует «Русский хит» — бренд компании «Качественные продукты», а марка лидера рынка, компании «Талосто», — «Сам Самыч» находится на второй позиции. При этом за год ее показатели улучшились, так как в первом полугодии 2007 года она занимала третье место в рейтинге марок. В 2008 году третье место досталось марке «Дарья» одноименного производителя — именно ее и потеснил «Сам Самыч». Позиции остальных марок-лидеров за год не изменились.
Таблица 2 - Рейтинг ведущих производителей в сегменте пельменей за первое полугодие 2011-2012 г.19
Особое внимание стоит
также уделить развитию частных
марок торговых розничных сетей.
Их доля в суммарном объеме продаж
в стоимостном выражении
Анализируя топ - компаний по регионам, можно отметить, что в каждом городе лидер рынка, как правило, местный производитель. При этом наиболее концентрированным является рынок Ростова-на-Дону — суммарная доля 5 ведущих игроков в этом городе составляет 88,3%. Затем следуют Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Волгоград. Наименьший показатель в Уфе — пятерке лидирующих производителей принадлежит всего 52,6% от общего объема продаж пельменей в городе в стоимостном выражении.
Также стоит отметить, что в некоторых городах, представленных в таблице 3, наблюдается процесс «деконсолидации», то есть суммарная доля крупнейших игроков рынка в 2012 году по сравнению с 2011-м уменьшилась. К примеру, в Екатеринбурге в 2011 году этот показатель составлял 62,3%, что на 8,4 процентных пункта больше показателей текущего года. В Перми, Омске и Самаре наблюдается аналогичная тенденция — 56,4, 64,6 и 62,4% соответственно против нынешних 55,2, 63,2 и 61%.
Таблица 3 – доли рынка крупнейших производителей сегмента пельменей в различных городах за первое полугодие 2011 – 2012г20
Как уже отмечалось, вторым
по популярности видом замороженной
продукции после пельменей
Самая емкая категория сегмента — котлеты: на их долю приходится больше половины всех продаж. Вторая по популярности категория — бифштексы: их доля составляет 8,3% .
Таблица 4 – Структура замороженных мясных полуфабрикатов по видам продукции за первое полугодие 2011 -2012 г.21
Столичный рынок, составляющий приоритетную долю в общем объеме продаж замороженных мясных полуфабрикатов, уже близок к насыщению. Кроме того, низкий спрос на продукцию объясняется тем, что такие блюда, как котлеты и отбивные, проще приготовить дома, чем, к примеру, те же пельмени. Многие жители крупных городов также отдают предпочтение охлажденным мясным полуфабрикатам, которые сейчас можно приобрести практически в любом супермаркете.
Абсолютным лидером по объему продаж в 10 крупнейших городах России, представленных в таблице 5 , является ООО «МЛМ-Ра» (Москва), предлагающее потребителю более 30 наименований продукции, среди которых традиционные котлеты, бифштексы, шницели, тефтели и фрикадельки.
На втором месте — ООО «Продукты питания» (Москва), в ассортименте которого представлено около 50 различных полуфабрикатов из куриного мяса.
Третью строчку занимает Sadia SA (Бразилия/ООО «Конкордия», Россия), которая за год переместилась сюда с пятой строчки.
Также существенные изменения демонстрирует ООО «ЭППП «Элика»: в первом полугодии 2012 года она занимала седьмое место, а спустя год — уже четвертое.
Таблица 5 – Рейтинг ведущих игроков замороженных мясных полуфабрикатов за первое полугодие 2011 -2012 г22
Что касается марок, то, в отличие от сегмента пельменей, в сегменте замороженных мясных полуфабрикатов первые позиции принадлежат маркам лидеров среди производителей (смотреть таблица 6). Так, первое место занимает ТМ «МЛМ» компании «МЛМ-Ра», второе — «Золотой петушок» («Продукты питания»), третье — Sadia.
Таблица 6 – Рейтинг ведущих производителей замороженных мясных полуфабрикатов за первое полугодие 2011 – 2012г.23
Так же, как и сегмент пельменей, сегмент мясных полуфабрикатов специфичен для каждого отдельно взятого региона — в большинстве городов лидируют крупные местные игроки представленные в таблице 7.
Таблица 7 – Доли рынка ведущих производителей сегмента замороженных мясных полуфабрикатов в различных городах за первое полугодие 2011 -2012г24
Крупнейшим российским предприятием по выпуску мясных полуфабрикатов является ООО "Инвест Альянс" (Калужская область). Данная компания выпускает широкий ассортимент полуфабрикатов с акцентом на пельмени, работая в сегменте low-cost. ОАО "Останкинский мясоперерабатывающий комбинат" (Москва) производит в основном пельмени (ТМ "Традиционные Останкинские", ТМ "Русские "Домашней Лепки", ТМ "Останкинские") и котлеты. Компания ООО "Продукты Питания Комбинат" расположена в Калининградской области, ее специализацией является выпуск панированных полуфабрикатов (ТМ "Золотой Петушок", ТМ "Домашняя Сказка"). ЗАО "Мясная галерея" (Владимирская область) также представляет собой пример компании с исключительной специализацией на пельменях (ТМ "Медвежье ушко", ТС "Царедворье", ТС "Благолепные", ТС "Зареченские пельмени"). Замыкает пятерку ведущих компаний ООО "Челны-Бройлер" (Республика Татарстан). Данное предприятие имеет существенный сырьевой потенциал, а ее выпуск ориентирован на обширный спектр полуфабрикатов из мяса птицы.25
Подводя итоги, можно говорить о замедлении темпов роста рынка замороженных полуфабрикатов. Это происходит за счет самых емких сегментов — пельменей и мясных полуфабрикатов, рынки которых приближаются к насыщению. Будут востребованы нетрадиционные и инновационные продукты, отличающиеся оригинальностью рецептуры и технологией производства, а также полуфабрикаты, позиционирующиеся как продукты для здорового питания.26
В целом рынок мясной
продукции обладает высокой емкостью
и характеризуется стабильным спросом,
высокой инвестиционной привлекательностью и жестким
уровнем конкуренции местных и зарубежных
игроков.
1 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.-5-е изд., перераб. и доп.-М., 2006
2 http://forexaw.com
3 http://www.smartcat.ru/
4 Панкратов Ф.Г.- Коммерческая деятельность. «ИДДК» «БизнесСофт», Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко» 2005г
6 Ф.М.Левшин.,В.В.Пономарёв «Конъюнктура товарных рынков». М.Инфра –2003г.
8 http://www.center-yf.ru - Центр управления финансами
9 Корельский В. Ф., Гаврилов Р. В. Биржевой словарь: В 2 т.-М., 2000
10 Голубков Е. П. Основы маркетинга. Учебник. 2-е издание. – М., 2003г.
11 Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.; Под ред. А. Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ: 2001 год
12 Большой коммерческий словарь / Под ред. Т. Ф. Рябовой.-М., 2000
13 www.tebiz.ru- Экспертный обзор рынка мясных полуфабрикатов 2012 год
14 Информация взята из проведенного маркетингового исследования «Рынок мясных полуфабрикатов в России», а также оценок и мнений экспертов компании TEBIZ GROUP.
15 www.tebiz.ru- Экспертный обзор рынка мясных полуфабрикатов 2012 год
17 Рекламно-информационное издание "Russian
Food & Drinks Market Magazine""Российский продовольственный
рынок" №10 (106) 2012 г.-www.foodmarket.spb.ru/main.
18 Экспертный обзор рынка мясных полуфабрикатов (для журнала Russain Food Market)- http://tebiz.rи
19 Экспертный обзор рынка мясных полуфабрикатов (для журнала Russain Food Market)- http://tebiz.rи
20 Экспертный обзор рынка мясных полуфабрикатов (для журнала Russain Food Market)- http://tebiz.rи
21 Экспертный обзор рынка мясных полуфабрикатов (для журнала Russain Food Market)- http://tebiz.rи
22 Экспертный обзор рынка мясных полуфабрикатов (для журнала Russain Food Market)- http://tebiz.rи
23 Экспертный обзор рынка мясных полуфабрикатов (для журнала Russain Food Market)- http://tebiz.rи
24 Исследования компании «Бизнес Аналитика»- http://www.foodmarket.spb.ru/
26 Рекламно-информационное
издание "Russian Food & Drinks Market Magazine" "Российский продовольственный рынок"
2012 г. www.foodmarket.spb.ru/main.
Информация о работе Конъюнктура рынка и ее влияние на коммерческую деятельность предприятия