Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 14:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов координации монетарной и валютной политики Центрального Банка Республики Беларусь.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
• Исследовать теоретические основы денежно-кредитной политики центрального банка;
• Рассмотреть классификацию методов и инструментов денежно-кредитной политики центрального банка;
Введение 4
Основная часть
1. Характеристика основных инструментов и методов денежно-кредитной политики Центрального Банка 5
1.1 Политика минимальных резервов 5
1.2 Учетная (дисконтная) политика 6
1.3 Политика открытого рынка 7
1.4 Депозитная политика 8
1.5 Валютная политика 10
1.6 Координация деятельности Центрального Банка правительством……..……..10
2. Характеристика основных инструментов и методов денежно - кредитной политики Центрального Банка Республики Беларусь. Координация монетарной и валютной политики Центрального Банка……………………………………13
2.1. Анализ практики использования основных инструментов денежно-кредитной политики Центральным банком РБ ………………………………………..…14
2.2 Координация монетарной и валютной политики Центрального Банка РБ в условиях интеграционных процессов… ……………………………………………………...……… 22
2.3. Основные направления развития денежно-кредитной политики Центрального Банка………………………………………………………………………………………………..36
Заключение 38
Список использованных источников
В силу специфики задач Национального банка его правовое положение имеет двойственную природу. С одной стороны, для достижения целей, поставленных перед ним законодательством, Национальному банку предоставлен целый ряд властных полномочий. Это та сторона деятельности Национального банка, которая позволяет назвать его субъектом публичного права. Однако наряду с выполнением административных функций Национальный банк является банком - субъектом хозяйствования, наделенным правом совершать различные банковские операции с кредитно-финансовыми организациями, Правительством, иными клиентами, перечень которых содержит Кодекс.
Таким образом, Национальный банк одновременно выступает в качестве органа государственного управления специальной компетенции, не входя при этом в систему республиканских органов государственного управления, возглавляемую Правительством, и юридического лица, осуществляющего хозяйственную (предпринимательскую) деятельность. В последнем качестве Национальный банк является банком с ограниченными функциями вследствие того, что его хозяйственная (предпринимательская) деятельность подчиняется ряду ограничений, касающихся видов осуществляемых им банковских операций и возможности участия в уставных фондах иных юридических лиц.
Согласно ст. 5 БК банковская система Беларуси является двухуровневой, включая в себя Национальный банк и иные банки. Раздел II БК определяет правовой статус, цели деятельности, функции, структуру и органы управления Национального банка Республики Беларусь - верхнего (первого) уровня банковской системы.
На сегодня в структуру
2.1 Анализ практики использования
основных инструментов денежно
кредитной политики
Разбалансированность национальной экономики Республики Беларусь проявилась в полной мерев последние три года и является не только реальной действительностью, но и весьма болезненным феноменом для населения (значительные разовые девальвации национальной денежной единицы и резкое повышение потребительских цен в 2009 и 2011 гг.) и народного хозяйства в целом. Это подтверждает еще раз тот факт, что в складывающихся в настоящее время условиях в республике отсутствует взаимоувязанное действие механизма (блоков) цен, финансов и денежного обращения, направленных на сохранение сбалансированного развития национальной экономики и выход из кризиса воспроизводства.
Надо заметить, что в условиях современного кризиса воспроизводства продолжается использование традиционных инструментов денежно-кредитного регулирования, к которым относятся, во-первых, минимальные резервные требования, применяемые не столько для текущего, сколько долговременного регулирования денежного обращения (в условиях глобального финансово-экономического кризиса отменены в ряде стран), во-вторых, политика учетного процента (ставка рефинансирования), связанная с текущим стимулированием наиболее эффективного использования денежного капитала, в-третьих, операции Национального банка Республики Беларусь на открытом рынке для регулирования денежной массы и «цивилизованного» воздействия на покрытие дефицита государственного бюджета, в-четвертых, механизм валютного регулирования, связанный прежде всего с поддержанием стабильного обменного курса национальной денежной единицы. Все эти инструменты используются в настоящее время с большей или меньшей эффективностью.
При этом все инструменты монетарной политики должны быть направлены на насыщение национальной экономики оптимальным объемом денежных ресурсов для стимулирования субъектов хозяйствования удовлетворять уменьшающийся в условиях финансово-экономического кризиса внутренний платежеспособный спрос и развивать экспортный потенциал. Характерно, что достаточно резкая девальвация белорусского рубля в конце декабря 2008 г. не решила проблему стимулирования экспорта, а лишь усугубила внутренние валютно-денежные отношения. Об этом свидетельствуют события первой половины 2011 г., например, почти 55 % разовая девальвация белорусского рубля в мае этого года, давшая толчок резкому повышению внутренних потребительских цен и тем самым обусловившая дальнейшее абсолютное и относительное обнищание населения Беларуси. Поэтому для стимулирования будущего или потенциального экономического роста необходимо повышать теперешнюю покупательную способность домашних хозяйств и субъектов хозяйствования различных форм собственности путем экономически обоснованного роста денежной массы (реализация идеи денежного правила) и ее товарного покрытия по экономически обоснованным ценам.
В таких условиях особое значение приобретает разработка теории монетарной политики кризисных периодов национальной и мировой экономики, предполагающая, во-первых, выяснение места и роли центрального и коммерческих банков в условиях воспроизводственного кризиса, во-вторых, исследование взаимоотношений, складывающихся между банками разного уровня, а также между банками и субъектами хозяйствования реального сектора экономики, в-третьих, определение оптимальных условий более полного использования потенциала центрального и коммерческих банков для решения макро- и микроэкономических проблем. Для этого необходимо совершенствовать не только «традиционный» денежно-кредитный инструментарий, но и разрабатывать новые формы и методы монетарного воздействия на экономическую жизнь общества.
Одним из таких инструментов является процентная политика, которая находит свое выражение в регулировании уровня и динамики процентных ставок. Однако ставка рефинансирования не играла для белорусской экономики (особенно во второй половине 1990-х гг.) той важной роли, ко-торую выполняет аналогичный инструмент монетарной политики в странах с развитой рыночной экономикой и соответственно развитой кредитной системой. В частности, кредиты выделялись под годовой ссудный процент, который ниже годовой величины инфляции. Фактически субъекты хозяйствования реального сектора экономики «жили» за счет ресурсов банковской системы, а в конечном счете за счет денежных ресурсов домашних хозяйств.
В определенной мере ситуация со ставкой рефинансирования стала меняться в конце первой половины 2011 г. (динамика изменения ставки рефинансирования отражена в Приложении А). Это еще раз подтверждает вывод о том, что в условиях относительно стабильной экономики процентные ставки не играют роли, отводимой им в экономической теории. В кризисных условиях ситуация меняется. Такое положение обусловлено тем, что, во-первых, в условиях высоких рисков кредитования реального сектора экономики и низкого уровня капитализации банковской системы выдача кредитов в значительной мере рационируется, а процентная ставка по кредитам не отражает фактические ограничения на кредитные заимствования. Во-вторых, доверие к банковской системе является не очень высоким, а реальные процентные ставки по текущим и срочным депозитам населения и депозитам юридических лиц являются отрицательными по отношению к уровню инфляции.
В значительной мере эту проблему может решить ориентация ставки рефинансирования на реальный уровень инфляции. Процентная политика не напрямую, а через процентную ставку оказывает воздействие на экономику. В частности, изменение официальной учетной ставки центрального банка (ставки рефинансирования) не только непосредственно зависит от инфляции, но и влияет на нее и соответственно на экономическую активность реального сектора экономики. При этом количественный эффект изменения официальной учетной ставки зависит от того, в какой мере данное изменение было предусмотрено (прогнозируемым) экономическими агентами и насколько данные ожидания повлияют на будущую монетарную политику центрального банка. Помимо всего прочего это означает, что влияние фактического изменения официальной учетной ставки центрального банка на величину других процентных ставок связано с ожиданиями относительно ее предполагаемого изменения.
Тем не менее стратегическим принципом процентной политики Национального банка Республики Беларусь должно быть поддержание положительного значения базовой ставки рефинансирования. Практика показала, что реализация этого принципа являлась и является действенным методом усиления склонности к сбережениям населения и субъектов реального сектора экономики и воздействия на предпочтения делать эти сбережения в белорусских рублях, а не в иностранной валюте. Это реальный шаг к тому, чтобы остановить «бегство» от белорусского рубля, превратить его в средство накопления и сдержать рост инфляции в той части, которая зависит от параметров роста рублевой составляющей совокупной денежной массы. Поддержание положительных процентных ставок является важным антиинфляционным и антидевальвационным инструментом денежно-кредитной политики, применение которого обеспечивает необходимые предпосылки макроэкономической стабилизации.
В значительной мере данное положение реализуется через проведение эффективной депозитной политики. Она представляет собой комплекс мер, направленных на мобилизацию банками денежных средств юридических и физических лиц, а также госбюджета в форме вкладов (депозитов) с целью их
последующего взаимовыгодного использования. Соответственно депозитная политика предполагает разработку научно обоснованных подходов к организации отношений банков с юридическими, физическими лицами и государством по поводу привлечения их временно свободных денежных средств, а также определение целей и задач в этой области и проведение практических мероприятий по их реализации. В данном случае особое значение имеет уровень депозитного процента, т. е. процента, вы-плачиваемого клиентам коммерческого банка по привлеченным от них вкладам (депозитам), поскольку основу депозитной деятельности коммерческих банков составляют операции по привлечению ими денежных средств. Роль депозитных операций будет достаточно весомой, если они будут основаны на хорошо разработанной теории депозитной политики.
Механизм депозитной политики должен базироваться на объективных закономерностях формирования и использования денежных доходов и накоплений юридических и физических лиц, а также государства. При этом надо учитывать наиболее существенные особенности депозитов юридических и физических лиц. Такой особенностью является то, что, например, вклады государственных органов и юридических лиц в банки относительно немногочисленные, отличаются большими размерами и сравнительно быстрой оборачиваемостью. Депозиты же физических лиц, наоборот, гораздо многочисленнее, но меньше по размерам и оборачиваются намного медленнее. Операции по привлечению депозитов населения отличаются также своей трудоемкостью. Однако в условиях современного финансово-экономического кризиса банки в большей степени заинтересованы в расширении сферы применения срочных депозитов, поскольку это увеличивает наиболее устойчивую часть его кредитных ресурсов. По сравнению с текущими вкладами, имеющими краткосрочный характер, срочные депозиты размещаются на более длительное время и могут быть истребованы вкладчиками по истечении установленного срока. Со стороны вкладчика смысл долгосрочного размещения временно свободных денежных средств состоит в получении более высоких процентов. Клиент в случае необходимости может досрочно изъять (полностью либо частично) срочный вклад, но при этом банк вправе существенно снизить размер процентов, подлежащих выплате вкладчику.
Процентная политика в области депозитных операций должна учитывать объективность условий установления процентов по всем видам вкладов и экономическую обоснованность соответствующих процентных ставок, а также необходимость обеспечения увязки депозитных процентов с процентными ставками по активным банковским операциям. Поэтому процентные ставки по депозитным операциям банков должны учитывать реальные экономические процессы, происходящие в денежном обращении и безналичном платежном обороте, реагировать на тенденции изменения денежной массы, обладать соответствующей мобильностью.
Повышение в 2011 г. уровня процентных ставок по депозитам или хотя бы их сохранение на уровне второй половины 2010 г. является объективным экономически и социально оправданным, поскольку в условиях продолжающейся достаточно высокой инфляции невозможно обеспечить защиту интересов вкладчиков, а также заинтересовать их помещать вклады в банк на длительные сроки (динамика изменения ставок по депозитам представлена в Приложении В). В этих условиях банки должны активизировать свою депозитную политику и вести конкурентную борьбу за «пассивы» хозяйствующих субъектов, а также за вклады населения. Выдержать же эту конкурентную борьбу сможет тот банк, который будет постоянно расширять диапазон оказываемых клиентам услуг, снижать их цену, улучшать качество кредитно-расчетного и кассового обслуживания, предоставлять различные льготы при кредитовании, предлагать клиентам разного рода консультации и т. п.
Современный центральный банк, контролируя движение ставки рефинансирования, может влиять практически на все параметры общественного производства. Это имеет важнейшее значение в условиях современного финансово-экономического кризиса (кризиса воспроизводства). В частности, регулируя ставку рефинансирования, государство через центральный банк может способствовать денежным накоплениям, снижению цен и стабилизации заработной платы, повышению эффективности производства и стабилизации курса национальной валюты, снижению конкурентоспособности своих товаров, удорожанию экспорта и удешевлению импорта товаров, увеличению импорта капитала и сдерживанию его экспорта и т. д.
Изложенное выше говорит о том, что инструменты монетарной политики центрального банка являлись и являются весьма эффективным средством государственного регулирования экономики не только в «нормальных» экономических условиях, но и в кризисных. Данная эффективность может многократно возрастать, если монетарная политика тесно увязана с другими блоками общеэкономической политики государства.
В частности, должна быть обязательной (бесспорно, это сложно сделать, но необходимо) координация монетарной, бюджетно-налоговой и ценовой политики (в последнем случае должна решаться проблема оптимального соотношения покупательной силы денег и уровня потребительских цен). Ценовая политика является своего рода «отражателем» эффективности проведения монетарной и бюджетно-налоговой политики. При этом в ценовой политике важнейшее место принадлежит вопросу о сохранении относительной стабильности потребительских цен, зависящей во многом от процессов, протекающих в денежно-кредитной сфере. В частности, из теории и практики известно, что относительно высокая устойчивость валютного курса национальной денежной единицы обеспечивает, в свою очередь, относительную стабильность цен. Это обусловлено тем, что любое колебание обменного курса валюты отражается на изменении прежде всего внутренних цен. Данное влияние будет тем сильнее, чем больше открытость экономики по отношению к «внешнему» рынку, что особенно характерно для Республики Беларусь. Но для того, чтобы обеспечить относительную стабильность цен как главного условия преодоления инфляции, необходимо вначале провести мероприятия по их грамотной либерализации. Без осуществления этой меры невозможно, как показывает мировой опыт, достичь в будущем стабилизации цен (даже при самом жестком контроле за ними со стороны государства). Только после либерализации цен можно использовать меры по их государственному регулированию.