Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 14:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов координации монетарной и валютной политики Центрального Банка Республики Беларусь.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
• Исследовать теоретические основы денежно-кредитной политики центрального банка;
• Рассмотреть классификацию методов и инструментов денежно-кредитной политики центрального банка;
Введение 4
Основная часть
1. Характеристика основных инструментов и методов денежно-кредитной политики Центрального Банка 5
1.1 Политика минимальных резервов 5
1.2 Учетная (дисконтная) политика 6
1.3 Политика открытого рынка 7
1.4 Депозитная политика 8
1.5 Валютная политика 10
1.6 Координация деятельности Центрального Банка правительством……..……..10
2. Характеристика основных инструментов и методов денежно - кредитной политики Центрального Банка Республики Беларусь. Координация монетарной и валютной политики Центрального Банка……………………………………13
2.1. Анализ практики использования основных инструментов денежно-кредитной политики Центральным банком РБ ………………………………………..…14
2.2 Координация монетарной и валютной политики Центрального Банка РБ в условиях интеграционных процессов… ……………………………………………………...……… 22
2.3. Основные направления развития денежно-кредитной политики Центрального Банка………………………………………………………………………………………………..36
Заключение 38
Список использованных источников
Применяемые в Беларуси валютные ограничения по движению капитала способствуют минимизации рисков при осуществлении ре-зидентами внешнеэкономических операций. Тем не менее также необходима их последовательная отмена в рамках соглашений стран ЕЭП.
Любые шаги по отмене валютных ограничений принесут ожидаемую пользу только тогда, когда государство будет проводить комплексные мероприятия по улучшению состояния экономики в целом, включая борьбу с инфляцией и совершенствование валютного, налогового и таможенного режимов. Либерализация валютной сферы возможна исключительно после стабилизации ситуации с сальдо платежного баланса, при поддержании положительной динамики международных резервных активов, обеспечивающих выполнение внешних обязательств страны, снижения темпов инфляции и эффективной реализации бюджетной политики.
Существующие сегодня валютные ограничения должны быть не просто отменены или ликвидированы, а по своему воздействию (обеспечение притока валюты в страну с целью выравнивания сальдо платежного баланса и поддержания стабильности обменного курса) — заменены на другие кос- венные инструменты денежно-кредитного и валютного регулирования.
Соглашение о согласованных принципах валютной политики стран Единого экономического пространства было подписано в декабре 2010г. Данное Соглашение предусматривает проведение сторонами валютной политики на основе принципов ее поэтапной гармонизации. Валютная политика стран должна быть направлена на повышение доверия к нацио-нальным валютам как в каждом государстве —участнике Соглашения, так и на международных валютных рынках. Суть Соглашения состоит в том, что страны ЕЭП должны:
В качестве основного обязательства стран ЕЭП в рамках Соглашения выступает необходимость удерживать колебания курсов своих валют по отношению друг к другу в рамках ограниченного диапазона. Если отклонение обменного курса одной из стран ЕЭП будет приближаться к критической отметке, центральные банки трех стран должны будут про-водить совместные интервенции. В новых условиях Республика Беларусь уже не сможет принять самостоятельного решения о девальвации белорусского рубля по отношению к доллару США, не согласовав ее проведение со странами ЕЭП.
Главной на сегодняшний день проблемой в валютно-платежных отношениях стран ЕЭП является высокая долларизация взаимных расчетов и низкая доля в них национальных валют. В то же время доля торговых расчетов в российских рублях во взаимной торговле стран ЕЭП составляет около 20%. Необходимо увеличить долю расчетов в национальных валютах во внешнеэкономическом обороте трех стран. Это будет способствовать увеличению их внешнеторгового оборота, росту экономики, использованию выгод интеграции.
Сейчас валюты стран ЕЭП обмениваются друг на друга главным образом через доллар США. Такое положение ведет не только к чрезмерному росту транзакционных издержек, но и к валютным рискам, поскольку партнеры из двух стран оказываются в зависимости от динамики курса доллара США на международных валютных рынках. Страны ЕЭП должны обеспечить взаимную конвертируемость своих валют, что будет способствовать созданию ими в будущем общего платежного средства.
В настоящее время не идет речь о введении единой наднациональной валюты. Тем не менее коллективную расчетную единицу можно будет использовать во взаимной торговле стран ЕЭП и при накоплении резервов (по примеру экю). Одновременно не нужно отказываться от национальных валют.
Общее платежное средство (ОПС) будет обслуживать внешне-торговый оборот стран и служить инструментом реализации единой валютной политики.
При этом возможно использование в качестве ОПС денежной единицы одной из стран ЕЭП или новой наднациональной валюты.
Существует возможность использования российского рубля в качестве общего платежного средства. Однако эксперты считают, что дальнейшее значительное расширение рублевой доли во взаимной торговле не принесет пользу России. Основные товары российского экспорта—нефть, газ и металлы— продаются за доллары, и Россия может оказаться в невыгодном положении. Беларусь не раз заявляла о готовности покупать энергоносители за российские рубли. В то же время производители белорусских товаров хотят получать за свою продукцию выручку в свободно конвертируемой валюте, так как комплектующие они покупают за рубежом.
Если предположить, что в качестве ОПС будет использоваться российский рубль, то можно выделить следующие положительные и отрицательные последствия для Республики Беларусь. Эти последствия будут примерно такими, какие предполагались при введении российского рубля в качестве единой валюты в рамках Союзного государства Беларуси и России в 2004г. – представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Последствия введения российского рубля как ОПС для Республики Беларусь
Отрицательные последствия |
Положительные последствия |
1. Долгосрочное падение ценовой конкурентоспособности белорусского экспорта 2. Вытеснение западного импорта российским 3. Утрата способности 4. Ограничение политики 5. Потеря сеньоража 6. Потеря возможности 7. Придание «обслуживающего» |
1. Минимальные организационные, 2. Структурная простота
построения инфраструктуры 3. Немедленное устранение
внешних препятствий во 4. Снижение цен на импортируемую из России пот -ребительскую продукцию 5. Снижение себестоимости белорусской продукции 6. Увеличение внешнеторгового оборота с Россией 7. Рост заработной платы 8. Большая стабильность курсообразования |
Примечание – Источник: [14, c.17]
При этом потерю возможности осуществления эмиссионного фи- нансирования госпрограмм можно рассматривать и как положительное последствие введения российского рубля в качестве ОПС.
Можно предположить, что положительные последствия введения российского рубля в качестве ОПС для экономики Республики Беларусь могут возникнуть в краткосрочном периоде. В то же время отрицательные последствия будут оказывать негативное влияние в долгосрочном периоде. Аналогичные последствия в этом случае возникнут и для Казахстана. Поэтому для Республики Беларусь вариант использования российского рубля в качестве ОПС является нежелательным.
Развитие ЕЭП будет наиболее эффективно при использовании в качестве ОПС новой общей наднациональной валюты. Возможно создание центрального банка ЕЭП (по образцу Европейского Центробанка),который будет выполнять функцию эмиссионного центра. В его состав должны будут войти представители трех стран. Однако для этого необходима унификация законодательства в банковской сфере, а также на рынке ценных бумаг в Беларуси, Казахстане и России.
Определенный интерес представляет политика валютного курса в странах ЕЭП, которые в настоящее время определяют обменные курсы национальных валют на основании торгов, проводимых на своих валютных биржах. В России курсовая политика с 1999г. осу-ществляется в рамках режима управляемого плавающего валютного курса с учетом цели по обеспечению устойчивости национальной валюты. Банк России сглаживает резкие колебания валютного курса, но в настоящее время ограничения на уровень курса или целевые значения его изменения не устанавливаются.
В рамках реализации курсовой политики Банк России использует в качестве операционного ориентира рублевую стоимость бивалютной корзины, состоящей из 45 евроцентов и 55 центов США. Диапазон допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины задан плавающим операционным интервалом, границы которого корректируются в зависимости от объема совершенных валютных интервенций. С 27 декабря 2011г. ширина указанного интервала составляет 6 рублей, а параметры сдвига границ операционного интервала установлены так, что при достижении накопленным объемом покупки (продажи) Банком России иностранной валюты 500млн. долл. США происходит автоматический сдвиг границ на 5 копеек вниз (вверх).
В Казахстане Национальный Банк в 2011г. принял решение об отмене коридора колебаний обменного курса тенге (150 тенге за 1доллар США плюс 15 тенге (или10%) и минус 22,5тенге (или 15%)) и переходе к режиму управляемого плавающего обменного курса, то есть ранее использовался режим горизонтального коридора.
В Республике Беларусь в 2009—2011гг.
использовался режим привязки к корзине
валют. В условиях валютного кризиса государство
было вынуждено провести две девальвации
обменного курса. В результате вышеназванных
мер средний официальный курс белорусского
рубля к долларуСШАобесценилсяпрактичес
Наиболее эффективным инструментом регулирования кредитно-денежной сферы стран ЕЭП должна стать политика курсообразования. При этом для выравнивания условий конкуренции нужны координация механизмов, формирование единых подходов к курсообразованию.
Управление обменным курсом является одним из самых эффективных инструментов воздействия на реальный сектор экономики, особенно для тех секторов, которые прямо или косвенно вовлечены во внешнеэкономическую деятельность.
В соответствии с Соглашением Россия, Беларусь и Казахстан на первом этапе интеграции должны будут согласовывать на трехлетний период интервальные количественные значения курса национальной валюты к доллару США (или к евро). Для мониторинга с целью определения степени интеграции будет использоваться показатель индекса реального эффективного обменного курса национальной валюты каждой из трех стран.
В Республике Беларусь в 2009—2012гг. индекс реального эффективного курса белорусского рубля к валютам стран —основных торговых партнеров, рассчитанный по индексу потребительских цен, имел тенденцию к снижению (рисунок 2).
Рисунок 2 – Динамика индекса реального эффективного курса белорусского рубля
Примечание – Источник: [14, c.19]
Вместе с тем снижение реального курса белорусского рубля не является стержнем курсовой политики страны. При действии ряда факторов, и прежде всего при опережающем росте производительности труда в Беларуси относительно стран-партнеров, реальный курс вполне может укрепляться без ухудшения конкурентоспособности экономики (отечественных товаров и услуг).
Единое экономическое пространство очень важно для предприятий, которые работают на экспорт. В данном случае интеграция создает дополнительные возможности для выхода на рынки стран-партнеров. В то же время действующие в Беларуси ограничения (необходимость регистрации внешнеэкономических сделок, предусматривающих возмездную передачу товаров, общая стоимость которых 3тыс. и более евро в эквиваленте, обязательная продажа валютной выручки, ограничения авансовых платежей по импорту) могут стимулировать субъекты хозяйствования нелегально открывать счета в российских банках и осуществлять расчеты по внешней торговле через эти счета. Вследствие этого возможен отток клиентов —юридических лиц из белорусских банков, что обязательно скажется, в первую очередь, на ресурсной базе небольших белорусских банков. Пока открытие счетов белорусских резидентов в России или Казахстане невозможно без разрешения Национального банка. Затягивание решения об отмене действующих в настоящее время в Беларуси ограничений может привести к переносу деятельности отдельных предприятий в Россию и Казахстан путем открытия дочерних фирм. Следовательно, приток валютной выручки от экспорта в Республику Беларусь может сократиться.
Поэтому вопрос выравнивания условий хозяйствования между субъектами в странах —членах ЕЭП становится наиболее актуальным и решить его необходимо в ближайшей перспективе.
В условиях сохранявшейся в 2012г. Стабильности валютного курса необходимо снятие ограничений по операциям субъектов хозяйствования в рамках межбанковского валютного рынка (сделки по купле-продаже валюты свыше одного биржевого лота в настоящее время проводятся только на бирже), что расширит возможности субъектов экономики по прове-дению сделок купли-продажи валюты, сократит сроки их проведения.
Кроме того, улучшению условий деятельности для экспортеров (особенно в условиях функционирования ЕЭП) будет способствовать упрощение порядка обязательной продажи валютной выручки для субъектов хозяйствования. Целесообразно осуществлять обязательную продажу непосредственно банку (с поступлением эквивалента в белорусских рублях субъекту хозяйствования в течение рабочего дня), который затем будет продавать ее на бирже.