Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 10:25, курсовая работа
Целью моей работы является, прежде всего, изучение института корпорации в условиях современной, динамично развивающейся рыночной экономики. Для решения поставленных мною целей необходимо решить ряд задач, среди которых:
-рассмотреть институциональный подход к теории современной корпорации.
-изучить роль корпорации в условиях современной экономики России.
-проанализировать деятельность транснациональных компаний, их влияние на формирование структуры мирового хозяйства.
Введение……………………………………………………………………….3
1 Институциональный подход к теории современной корпорации………..5
1.1 Критика теорий фирмы: институциональный бихевиористский неоклассический и предпринимательский подходы ……………...………………5
1.2 Экономическая сущность корпорации как института………………...8
1.3 Четыре основных функции корпорации: социальная, экономическая, технологическая, институциональная…….………………………………………12
2 Роль корпораций в современной рыночной экономике России………..14
2.1 Характерные особенности функционирования института корпораций в российской экономике…………………………………………………………...14
2.2 Реформация структуры современных российских государственных корпораций………………………………………………………………………….18
3 Транснациональные корпорации как новая движущая сила на мировом рынке……...…………………………………………………………………………26
3.1 Феномен транснационализации современного мирового хозяйства…26
3.2 Транснациональные корпорации как элемент хозяйственного механизма открытой экономики…………………………………………………..28
Заключение…..……………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………………….35
Приложение А………………………………………………………………..38
Приложение В………………………………………………………………..39
Приложение С……………………………………………………………..…40
Приложение D………………………………………………………………..41
Приложение Е………………………………………………………………..42
- Будучи средоточием большого числа сотрудников, организованных для достижения определенного набора целей, корпорации создают специфическую индивидуальную внутреннюю институциональную среду, которая определяет рефлексивные нормы поведения внутри фирмы, а также транслирует эти нормы во внешнюю среду.
- Важной особенностью корпорации является наличие внутри нее нескольких принципиально отличных социальных групп, интересы которых необходимо согласовать таким образом, чтобы обеспечить баланс интересов участников корпорации (внутренних групп) и внешних групп влияния (потребителей, покупателей, партнеров, государства и общества в целом).[9]
Очевидно, что для крупной корпорации в большей степени, чем для мелкой фирмы подходит изучение ее природы с позиций институционального подхода. Корпорация - это пучок контрактов, заключенных между участниками процесса воспроизводства ценностей, а также элемент в системе общественных институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы.
Другими
словами, корпорация - это институт
или спроектированная людьми конструкция,
которая служит достижению определенных
целей тех групп людей, которые так или
иначе с ней связаны. Являясь крупной организацией
[16], корпорация служит интересам акционеров,
сотрудников, потребителей, партнеров
по бизнесу, общества в целом, включая
государство.
Анализ мотивации выделенных социальных
групп, имеющих непосредственное отношение
к функционированию корпорации, позволил
утверждать, что они все получают от ее
деятельности два основных преимущества
- стабильный рост и безопасность, который
не может быть гарантирован в условиях
свободного рынка (рыночной стихии). Следовательно,
крупную корпорацию следует рассматривать
как институт обеспечения стабильности
и безопасности рынка для потребителей,
акционеров, сотрудников, партнеров и
общества.
Крупная корпорация является гарантом
стабильности и безопасности рынка (снижения
рисков, связанных с его непредсказуемостью).
Рынок - это стихия, он неконтролируем,
подвержен переменам. Когда на рынке хозяйничают
несколько крупных компаний (корпораций),
рынок становится более управляемым и
предсказуемым. Крупные корпорации диктуют
моду, новые тенденции, управляют развитием
НТП, а значит и спросом на новую продукцию.
И хотя это влияние не однонаправленное
и существуют риски непринятия потребителями
новых товаров и технологий, все же они
существенно ниже, чем в случае осуществления
аналогичной деятельности мелкими компаниями
на свободном рынке.
Детальный
анализ функционирования крупных корпораций
приводит к важному выводу: свободный
рынок, понимаемый как стихийное
взаимодействие спроса и предложения
и установление равновесной цены, не выгоден
никому из рассматриваемых выше социальных
групп. Даже потребители предпочли бы
плановый механизм свободному рынку. Плановость
значит предсказуемость. На предсказуемом
рынке легче жить и планировать свое будущее.
Государство тем более заинтересовано
в стабильном и плановом характере рынка,
гарантирующим выполнение обязательств
перед обществом.
Играя роль института по обеспечению стабильности
и безопасности рынка для потребителей,
акционеров, партнеров, общества и сотрудников,
корпорация призвана согласовать цели
и интересы всех этих групп. Цели (мотивы)
социальных групп должны согласовываться
с целями корпорации.
Таким образом, целевой функцией корпорации является не максимизация прибыли или минимизация транзакционных издержек, а стабильный и рост бизнеса, обеспечивающий безопасное развитие для всех социальных групп, имеющих отношение к корпорации. Такое понимание целей корпорации согласуется с современной концепцией новой институциональной экономической теории, провозглашающей культурную образованность основной целью современного человека, желания которого также определяются культурой. В соответствии с этим корпорация должна стремиться быть максимально социализированным институтом, который служит, прежде всего, общим целям общества, связанным со стабильным социальным развитием и безопасностью.
Представляется, что основной приоритет в выработке стратегии своего развития в условиях рыночной конкуренции корпорация должна отдавать обществу. Будучи по природе социально-рыночным институтом, социально-ориентированная корпорация должна, прежде всего, заботиться о соблюдении социальной безопасности. Приоритет интересов общества, а не отельных его групп и тем более индивидов обосновывает принятый нами принцип методологического социализма, характерный для современных течений новой институциональной теории. Следующим по значимости является приоритет потребителей, сотрудников, акционеров и партнеров корпорации по бизнесу (Приложение В). Корпоративные приоритеты при удовлетворении целей социальных групп, имеющих отношение к корпорации не противоречат интересам, как отдельных людей, так и всего общества. Что делает их существование взаимовыгодным.
1.3
Четыре основных
функции корпорации:
социальная, экономическая,
технологическая, институциональная
Объединяя неоклассический, бихевиористский и институциональный подходы к теории фирмы, следует выделить четыре основные функции корпорации: социальную, экономическую, технологическую и институциональную. (см. приложение А)
Социальная функция корпорации заключается в обеспечении безопасного воспроизводства и развития общества. Безопасность можно рассматривать в нескольких аспектах. С одной стороны, требование безопасности означает обеспечение планового характера рынка, что способствует его лучшей управляемости для обеспечения социальной стабильности. С другой стороны, необходимо обеспечение обществу и потребителям безопасности потребления за счет производства товаров, соответствующих стандартам технической, экологической и правовой безопасности. Кроме того, фирма непосредственным образом отвечает за обеспечение безопасности сотрудников, гарантируя им рабочие места и определенный уровень доходов. Социальная функция корпорации является ведущей на современном этапе развития общества и соответствует реализации принципа методологического социализма, на котором строится современная экономика знаний и общество, ориентированное на развитие культурного и образованного человека.
Суть
экономической функции фирмы
состоит в поддержании
Реализация технологической функции фирмы
нацелена на развитие научно-технического
прогресса, новых технологий производства
и потребления, способствующих наиболее
полному удовлетворению потребностей.
И, наконец, реализация институциональной функции фирмы означает способность корпорации обеспечить реализацию всех вышеперечисленных функций. Эта задача может быть достигнута путем соблюдения корпорацией формальных и неформальных правил и норм, как исходящих от государства, так и устанавливаемых ею самой для достижения своих целей. А поскольку цели ее создания и есть, в основном, цели безопасности, то основное предназначение корпорации состоит в том, чтобы обеспечивать эту безопасность через учреждение институтов и соблюдение определенных правил. Институциональная функция корпорации проявляется как во внутренней, так и во внешней среде. Во внешней среде корпорация выглядит как организационно-правовой институт - совокупность формально учрежденных предприятий, имеющих договора с рыночными субъектами. Во внутренней среде корпорации существуют формальные (инструкции, положения и приказы), а также неформальные правила и нормы поведения, которые соблюдают сотрудники, и это гарантирует создание безопасных для потребления продуктов и услуг. А как следствие улучшение качества жизни населения.
На мой взгляд, институциональный подход является оптимальным для анализа деятельности корпораций в условиях современной развивающейся рыночной экономики. Он позволяет наилучшим образом понять и изучить их структуру, приоритеты, функции, закономерности развития. Это обусловлено, как правило, внушительными размерами корпорации и их финансовых потоков, сложной структурой менеджмента и технологического обмена. С полной уверенностью можно утверждать, что институт корпораций играет заметную роль в формировании конъюнктуры рынков, ускорении темпов научно-технического развития, глобализации. И может служить определенным гарантом качества для покупателя. Следовательно, корпорации оказывают существенное влияние и на экономику в целом.[9]
2 Роль корпораций в современной рыночной экономике России
В сложившийся на сегодняшний день ситуации институт корпорации является основополагающей силой, на которую делается ставка, как правительством, так и населением. Политика поддержки малого бизнеса не оправдала в полной мере возложенных на неё надежд. Изменения в экономике сильно ударили по малым предприятиям: в течение нескольких лет до финансового кризиса 2008 года в России отмечался рост сектора малого предпринимательства. По состоянию на 1 января 2009 года общее число малых компаний составило более 1,1 млн, а индивидуальных предпринимателей — почти 3,5 млн человек. Активизация государственной поддержки способствовала развитию предпринимательских инициатив на федеральном уровне и в регионах. Но положительные тенденции были приостановлены в условиях новой экономической ситуации в третьем квартале 2008 года. Проявившийся в России мировой финансово-экономический кризис поставил в затруднительное положение предприятия малого бизнеса. Объём инвестиций в сектор малого предпринимательства упал на 24,1 % по сравнению с докризисным периодом. Снижение доходов населения, сопровождающееся ростом цен на товары и услуги. [18]
На
данном фоне корпоративный сектор выглядел
устойчивее и понес меньшие потери.
В связи с чем, аналитики предсказывают
ещё большее увеличение его роли в экономике
России.
2.1
Характерные особенности
функционирования института
корпораций в российской
экономике
Опыт и практика становления национальных хозяйств, характеризующихся развитой рыночной экономикой, показывает, что основным структурным элементом таких экономик являются крупные корпорации. Благодаря крупным корпорациям стало возможным накопление достаточного капитала для развития научно-технического прогресса, внедрения инноваций, проведения активной социальной политики и укрепления государства на международном рынке.
В период социализма крупные промышленные предприятия составляли основу советской экономики. Однако в период перестройки многие предприятия потеряли свои былые позиции и подверглись существенной реструктуризации. С середины 90-х годов крупные промышленные структуры постепенно вновь набирают силу, интегрируясь в крупные диверсифицированные корпорации, влияющие не только на развитие отраслевых кластеров, но и всей экономики РФ.[11]
Таким образом, современный этап развития отечественного предпринимательства с очевидностью демонстрирует возрастающую роль корпораций, развивающихся в крупные диверсифицированные бизнес-структуры и группы, имеющих вертикальную и горизонтальную природу и составляющих основу современной экономики.
Корпоративный сектор России можно условно поделить на частные и государственные корпорации. Так как данный институт в России появился относительно недавно можно утверждать, что корпорации в нашей стране ещё находятся в стадии развития и становления. Причиной этому служит пока ещё не совершенная законодательная база, сложности в области менеджмента столь «массивных структур», несформировавшаяся до конца этика деловых, в том числе и корпоративных, отношений.
Стоит отметить, что категория корпорации имеет различное содержание в национальных правовых системах либо не используется вовсе при определении форм юридических лиц. Те юридические лица, которые носят название корпораций, могу и вовсе не относиться к ним с позиций различных классификаций.
Оптимальными для анализа состояния россиийских являются ежегодные публикации рейтинга «эксперт 400» и «капитализация 200». Данные рейтинги показывают финансовое состояние основных российских корпораций. (см. приложение D)
Основной и, пожалуй, самой заметной особенностью российских корпораций является огромная роль крупнейших сырьевых и государственных корпораций. Подобные выводы позволяют сделать данные (Приложение D) Степень концентрации в списке «Капитализация-200» показывает, что совокупный вес первой двадцатки превышает 80%, а на последнюю сотню приходится около 2% общей рыночной стоимости.
Другой характерной особенностью функционирования отечественных корпорация является отсутствие в российском законодательстве понятия «корпорация» (за исключение отдельных законодательных актов об учреждении государственных корпораций [1]), по которому корпорация отождествляется с АО (акционерным обществом). Виссарионов А. и Федорова И в своей работе «Проблемы корпорации и предприятия в российском законодательстве» утверждают, что всякое АО является корпорацией, но не всякая корпорация является только АО, поскольку в экономической сфере деятельности существуют организационно-правовые формы, представляющие гораздо более сложные образования».
Информация о работе Корпорация как институт современной рыночной экономики