Корпорация как институт современной рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 10:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является, прежде всего, изучение института корпорации в условиях современной, динамично развивающейся рыночной экономики. Для решения поставленных мною целей необходимо решить ряд задач, среди которых:
-рассмотреть институциональный подход к теории современной корпорации.
-изучить роль корпорации в условиях современной экономики России.
-проанализировать деятельность транснациональных компаний, их влияние на формирование структуры мирового хозяйства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1 Институциональный подход к теории современной корпорации………..5
1.1 Критика теорий фирмы: институциональный бихевиористский неоклассический и предпринимательский подходы ……………...………………5
1.2 Экономическая сущность корпорации как института………………...8
1.3 Четыре основных функции корпорации: социальная, экономическая, технологическая, институциональная…….………………………………………12
2 Роль корпораций в современной рыночной экономике России………..14
2.1 Характерные особенности функционирования института корпораций в российской экономике…………………………………………………………...14
2.2 Реформация структуры современных российских государственных корпораций………………………………………………………………………….18
3 Транснациональные корпорации как новая движущая сила на мировом рынке……...…………………………………………………………………………26
3.1 Феномен транснационализации современного мирового хозяйства…26
3.2 Транснациональные корпорации как элемент хозяйственного механизма открытой экономики…………………………………………………..28
Заключение…..……………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………………….35
Приложение А………………………………………………………………..38
Приложение В………………………………………………………………..39
Приложение С……………………………………………………………..…40
Приложение D………………………………………………………………..41
Приложение Е………………………………………………………………..42

Вложенные файлы: 1 файл

ВСЁ.doc

— 728.00 Кб (Скачать файл)

     Эти же авторы считают, что в рамках корпоративного законодательства корпорация должна быть определена не как «атомарное» АО, а как сложно организованный акционерный капитал, корпоративная структура, включающая в себя множество АО (в том числе дочерних) со сложными взаимосвязями. Корпорация может охватывать различные секторы и сферы экономики (финансовый, промышленный и т.п.) Подобное определение соответствовало бы  институциональному подходу к теории современной корпорации.

     На  современном этапе следует выделить ещё одну особенность, характерную как для России, так и для многих других стран. Это попытка завоевания зарубежных рынков, так называемая транснационализация.

     В последние годы российские компании всё чаще выступают в качестве инициаторов масштабных трансграничных слияний и поглощений. В качестве наиболее ярких примеров можно привести объединение алюминиевых предприятий  «Русала», СУАЛа и зарубежных активов швейцарского трейдера «Glencor»  в  «United Company Rusal» (UCR), приобретение «Smart Hydrogen» (СП «Норильского никеля» и «Интерросса») 35% акций американской компании «Plug Power»,  покупки российской инвестиционной компанией «МирИнвест» 100% акций британского металлургического «Alphasteel» за 1,5 млрд долл., приобретение российской горно-металургической компанией «Норильский никель» 90% акций канадской добывающей компании   «LionOre» за 5,234млрд долл., и др. [14]

     В 2008г в докладе экспертов ЮНКТАД о тенденциях международного инвестирования было отмечено, что ведущие ТНК Российской Федерации «являются очень крупными, даже по глобальным масштабам». [19]

     В 2009г стоимость зарубежных активов 25 крупнейших российских компаний превысила 109 млрд долл.

     Пожалуй, основной особенностью, как крупных  отечественных корпораций, так и  всей российской экономики является преобладание топливно-сырьевого комплекса.

     Так по данным журнала «Forbes Global», 2009г. В рейтинге ведущих компаний по объёму оборота попала 31 российская компания, из которых в первую сотню попали только «Газпром», «Роснефть», «ЛУКоил».

     Таковыми, на мой взгляд, являются основные особенности  функционирования института корпорации в условиях современной российской экономики. Именно факторы доминирования топливно-сырьевого комплекса, экспансии за границу национального рынка, особенности государственного регулирования определяют «современно лицо» Российских корпораций.

       Данные особенности являются  основными тенденциями и характерны  для большинства отечественных корпораций.

     2.2 Реформация структуры  современных российских  государственных  корпораций 

     Как было отмечено выше госкорпорации – важный структурный элемент российской экономики. Государственная корпорация – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании федерального закона. Имущество, переданное ей Российской Федерацией, является собственностью госкорпорации.

     Важно подчеркнуть, что госкорпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам госкорпорации, если законом о ее создании не предусмотрено иное. Может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям.[1]

     Особенности правового положения государственной  корпорации устанавливаются законом, предусматривающим ее создание.

     Госкорпорация, в отличие от открытого акционерного общества (ОАО) с преобладающим государственным  участием, не может быть признана банкротом, так как действующее законодательство предусматривает банкротство лишь некоммерческих организаций, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного и иного фонда. На госкорпорации также не распространяются требования о раскрытии информации, обязательные для ОАО.

     Принципиальное  отличие госкорпорации от государственного унитарного предприятия (ГУПа) заключается в выводе госкорпорации даже из-под формального контроля государственных органов. В частности, госкорпорации не обязаны отчитываться перед госорганами о своей деятельности, за исключением ежегодного представления Правительству России годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, некоторых иных документов. Любые другие федеральные органы государственной власти, включая Минюст и Росрегистрацию, налоговую и таможенную службу, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. При этом госкорпорация не обязана публиковать даже указанную отчетность (она публикует только отчетность, прямо названную законом о ее создании).

     Наиболее широко эта организационно-правовая форма используется с 2007 года, когда было создано еще шесть подобных структур: Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Российская корпорация нанотехнологий («Роснано»), Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи.   Кроме того, в июле 2009 года глава государства утвердил закон о создании государственной компании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"), которая будет развивать сеть автомобильных дорог и придорожную инфраструктуру. Вместе с дорогами ГК "Автодор" получит и бюджетное финансирование на их развитие. Согласно проекту транспортной стратегии России в 2010-2030 годах, из федерального бюджета на эти цели планируется направить 39 трлн 127 млрд рублей.[14]

     созданные государственные корпорации имеют  широкий на6ор функций и значительное государственное финансирование (средства федерального бюджета, различные производственные и финансовые активы). Например, основной фактор капитализации Внешэкономбанка в 2009 г. - имущественный взнос Российской Федерации в уставный капитал в размере 79 млрд. руб. Кроме того Банк России размещает во Внешэконом6анке депозиты на общую сумму до 50 млрд. долл., и также предусмотрена возможность размещения во Виешэкономбанке на депозиты средетв фонда национального благосостояния на сумму до 450 млрд. руб. до конца 2019г.

     Источником  для финансовой деятельности другой государственной корпорации — «Роснано» — в 2008 году 6ыл имущественный взнос в размере 130 млрд. руб., а «Ростехнологии» в качестве имущественного взноса получают 439 организаций, среди которъгх 330 организаций оборонно-промышленного комплекса (24,4%), вы пускающие 22,7% всего объема продукции и 21,9% объема военной продукции.[11]

     Экономический кризис затронул государственные корпорации в меньшей степени. Очевидно, что гарантированное финансирование, независимость от потребителъской конъюнктуры позволили им успешно приспособиться к новым условиям хозяйственной деятельности, а сложная ситуация на рынке труда лишь успешнее разрешить кадровые проблемы.

     фактически государственные корпорации представляют собой агентства, предназначенные для выполнения многопрофильных проектов, осуществления инновационной, финансово-кредитной и иной деятельности.

     Большие надежды возлагаются на государственные корпорации как на участников мировых рынков. Потенциал активов и имеющиеся ресурсы позволят им производить конкурентоспособную продукцию и приблизиться к мировому уровню в области новейших технологий, инноваций и обороннопромышленном комплексе. Например, имеются соглашения о сотрудничестве государственной корпорации «Росатом» и компании Siemens AG.

     Но  с деятельностью государственных  корпораций также связанно и много  вопросов

     Иван  Осколков - директор департамента корпоративного управления минэкономразвития в интервью «российской газете» заявил: «В госкорпорациях задействован триллион рублей. И перенастраивать эту экономическую среду нужно очень осторожно». Он разъяснил суть предложений  по реорганизации государственных корпораций.

     7 августа 2009 года Дмитрий Медведев дал поручение генпрокурору РФ Юрию Чайке и своему помощнику – начальнику контрольного управления президента Константину Чуйченко провести комплексную проверку деятельности госкорпораций. По итогам этой проверки Были выявлены множественные нарушения: «В соответствии с федеральным законом Российская корпорация нанотехнологий была создана 19 июля 2007 года для достижения целей реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии. В то же время из переданных корпорации 29 ноября 2007 года 130 миллиардов рублей на 1 июля 2009 года освоено всего 10 миллиардов, из них 5 миллиардов – на обеспечение своей текущей деятельности.[12]

     В результате подавляющая часть выделенных государством средств не используется по целевому назначению, а размещается на банковских депозитах как временно свободные средства.

     С момента создания корпорации наблюдательным советом одобрено 36 проектов в сфере  нанотехнологий, из более чем 1200 поступивших  профинансировалось только 8, и те носят локальный характер. Аналогичные факты установлены в деятельности госкорпораций «Фонд содействия реформированию ЖКХ», «Олимпстрой», «Ростехнологии».

     Выявлены  факты нецелевого и неэффективного расходования государственными корпорациями выделенных государством финансовых и материальных ресурсов. Подобные нарушения выявлены в деятельности госкорпораций «Роснанотех», Внешэкономбанк, Агентство по страхованию вкладов, «Олимпстрой». Имеют место факты незаконного распоряжения переданным государственным корпорациям имуществом. В связи с неправомерным отчуждением имущества, находящегося в пользовании подведомственных госкорпорации «Ростехнологии» предприятий (ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт текстильного и лёгкого машиностроения», ОАО «Институт радиовещательного приёма и акустики имени А.С.Попова», ФГУП «Санкт-Петербургский завод «Госметр», Ногинское государственное предприятие «Вторчермет», ОАО «Климовский завод «Метеоприбор»), возбуждено 22 уголовных дела, в том числе по фактам злоупотребления полномочиями и преднамеренного банкротства.

     Из-за отсутствия в законодательстве о  госкорпорациях ограничений для  их служащих, механизма урегулирования конфликта интересов допускаются  факты принятия решений в интересах  служащих корпораций либо аффилированных с ними структур. Это имело место в «Роснанотехе».

     На  государственные корпорации не распространяются требования законодательства о государственных  закупках товаров, работ и услуг, что приводит к непрозрачности размещения заказов и способствует злоупотреблению в сфере проведения торгов. Это создаёт условия для использования избирательного подхода при выборе поставщиков, усиливает коррупционные риски и как следствие влечёт неэффективное расходование выделенных бюджетных средств.

     Подобные  нарушения допускаются в госкорпорациях «Олимпстрой», «Роснанотех», Агентство  по страхованию вкладов, «Ростехнологии».

     При наличии в штате госкорпораций  высокооплачиваемых квалифицированных  специалистов оплачиваются значительные расходы сторонних организаций и физических лиц по выполнению услуг, входящих в обязанности сотрудников корпораций. В частности, «Тройке-Диалог» «Роснанотех» оплатила 130 миллионов за выполнение работ, которые должны выполнять сами собственные структуры. Кроме того, такие факты имели место в госкорпорации «Ростехнологии», Агентстве по страхованию вкладов.

     Федеральные законы о корпорациях [1] не определяют основных вопросов оплаты труда, правового статуса их работников, а также каких-либо ограничений, связанных со спецификой их работы. Действуя вне рамок правового поля, органы управления корпораций устанавливают недостаточно обоснованные расходы на оплату труда. Такие факты установлены в «Роснанотехе», Фонде содействия реформе ЖКХ, «Олимпстрое», Внешэкономбанке.

     При отсутствии чётких показателей эффективности деятельности корпораций работникам выплачиваются малообоснованные премии и бонусы, предоставляются социальные льготы и компенсации, несопоставимые с привилегиями государственных служащих. Случаи малообоснованных значительных расходов на оплату труда, выплату необоснованных премий распространены в деятельности «Роснанотеха», Фонда содействия реформе ЖКХ, «Олимпстроя», Внешэкономбанка.

     Имеют место факты ненадлежащей работы высших органов управления государственных  корпораций, формального отношения членов наблюдательных советов к участию в их работе. Так 8 из 15 членов наблюдательного совета госкорпорации «Роснанотех» не принимали участие в от 7 до 13 заседаний из 21, то есть практически в двух третях заседаний наблюдательного совета, проведённых с 2007 по 2009 год.

Информация о работе Корпорация как институт современной рыночной экономики