Корпорация как институт современной рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 10:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является, прежде всего, изучение института корпорации в условиях современной, динамично развивающейся рыночной экономики. Для решения поставленных мною целей необходимо решить ряд задач, среди которых:
-рассмотреть институциональный подход к теории современной корпорации.
-изучить роль корпорации в условиях современной экономики России.
-проанализировать деятельность транснациональных компаний, их влияние на формирование структуры мирового хозяйства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1 Институциональный подход к теории современной корпорации………..5
1.1 Критика теорий фирмы: институциональный бихевиористский неоклассический и предпринимательский подходы ……………...………………5
1.2 Экономическая сущность корпорации как института………………...8
1.3 Четыре основных функции корпорации: социальная, экономическая, технологическая, институциональная…….………………………………………12
2 Роль корпораций в современной рыночной экономике России………..14
2.1 Характерные особенности функционирования института корпораций в российской экономике…………………………………………………………...14
2.2 Реформация структуры современных российских государственных корпораций………………………………………………………………………….18
3 Транснациональные корпорации как новая движущая сила на мировом рынке……...…………………………………………………………………………26
3.1 Феномен транснационализации современного мирового хозяйства…26
3.2 Транснациональные корпорации как элемент хозяйственного механизма открытой экономики…………………………………………………..28
Заключение…..……………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………………….35
Приложение А………………………………………………………………..38
Приложение В………………………………………………………………..39
Приложение С……………………………………………………………..…40
Приложение D………………………………………………………………..41
Приложение Е………………………………………………………………..42

Вложенные файлы: 1 файл

ВСЁ.doc

— 728.00 Кб (Скачать файл)

     Отчёты  исполнительных органов госкорпораций  слушаются на заседаниях наблюдательных советов без предварительной  проверки предоставленной информации и оценки на предмет целесообразности расходов, их обоснованности, а порою такие отчёты утверждаются путём заочного голосования без присутствия их членов. Так, за период с 19 декабря 2007 года по 1 сентября 2009 года состоялось 16 заседаний наблюдательного совета госкорпорации «Ростехнологии», из них 11 – заочных, на которых было рассмотрено свыше 60 вопросов.

     Установлены факты несоответствия деятельности корпорации целям, сформулированным в  федеральных законах об их создании. Такие факты имелись в «Ростехнологии».

       минэкономразвития направило в правительство план-график реформирования государственных корпораций. Минэкономразвития поделило госкорпорации на три типа. Первый - это те, в которых менять ничего не надо. Например, Агентство по страхованию вкладов, не имеющее и не использующее в своей работе никаких коммерческих функций. Не потребует быстрых перемен "Олимпстрой" и Фонд содействия реформированию ЖКХ. Основной аргумент - уже установлены конечные сроки существования этих корпораций. Напомним, что Фонд реформирования ЖКХ работает до 2013 года, а "Олимпстрой" - до 2015 года.

     Ко  второму типу  минэкономразвития  определило "Роснано" и "Автодор". Уже к концу 2010 года - первому кварталу 2011 года они по плану-графику министерства должны быть преобразованы в акционерные  общества. "Своих целей они  вполне способны достигать и в  этой форме", - пояснил Осколков.

     К третьему, самому сложному типу госкорпораций, отошли Внешэкономбанк, "Ростехнологии" и "Росатом".

     Самый сложный вопрос, по мнению минэкономразвития, это разногласия по срокам реформирования с самими госкорпорациями. Внешэкономбанк, например, считает возможным существовать в прежней форме до 2016 года, "Ростехнологии" - до 2020 года.

   Были  сформулированы следующие меры по улучшению  деятельности госкорпораций :

   -определение  конкретных показателей эффективности  деятельности каждой госкорпорации.

   - внесение измененй в действующее  законодательство, которые будут  направлены на обеспечение прозрачности  в их деятельности, а также  на обеспечение полноценного  контроля со стороны государства  за их деятельностью. Эти предложения  сводятся к следующему:

   а) внесение изменений в части регулирования  деятельности госкорпораций в отношении  распространения на них законодательства о размещении заказов для государственных  нужд.

   б) определение правового статуса  работников госкорпораций

   - создание механизм по урегулированию конфликта интересов, аналогичный государственной службе.

      - усиление контроля за отчетность  госкорпораций.[6]

     Подводя итоги, можно сказать, что создание госкорпораций это реакция на неблагоприятные экономические условия, продиктованные кризисом 2008 года. И оценивать их достижения стоит с учетом экстренности с которой они создавались. Так  же госкорпорации создавались в целях отказа от сырьевого вектора развития экономики, и как признание того, что менталитет российских представителей крупного частного капитала на данном этапе развития не способен учитывать, ни государственные интересы, ни социальные потребности общества. А как было написано выше, именно исполнение социальной функции является одной из основных задач института корпорации. Нельзя дать четкую оценку деятельности госкорпораций (от части потому, что правительством не были сформированы подобные критерии оценки).

       Можно, добавить, что созданные  госкорпорации не получили оптимально  эффективной структуры менеджмента  и контроля, что позволило бы значительно увеличить их эффективность. Ещё один существенный минус в организации подобной формы экономической деятельности является малый контроль за внушительными финансовыми потоками. Можно лишь предположить, что подобная схема создавалась умышленно некими лицами, желавшим использовать подобные «дыры в законодательстве» в целях наживы.   Будем лишь надеяться, что меры по их реструктуризации окажутся эффективными.

     3 Транснациональные  корпорации как  новая движущая  сила на мировом рынке 

     В современном мире ТНК являются одним  из ключевых экономических субъектов: на начало 2009 г. их доля мировом ВВП превысила 62%.В моей работе исследуется место транснационапьных корпораций в общей системе мирохозяйственных связей и их роль в развитии национальных экономик. И. В. Шевченко и Л.И. Мудрова утверждают, что уровень транснаиионализации компаний того или иного государства объективно отражает степень влияния национальной экономики на мировую.

     3.1 Феномен транснационализации  современного мирового хозяйства

     Актуальнейшей задачей современной науки является исследование глобализации и сопутствующих ей экономических, политических и социокультурных процессов. Основу глобализации  составляет транснационanизация экономики, чаще всего определяемая как «возникновение транснациональных монополий и усиление их роли в мировом хозяйстве» [4].

     Существует  специальный индекс транснационализации. Расчет индекса транснационализации  ведется по формуле (приложение E)

     Транснационализация представляет собой процесс расширения международной деятельности промышленных фирм, банков, компаний сферы услуг, их выход за национальные границы отдельных стран, что приводит к перерастанию национальных компаний в транснациональные. Для нее характерно переплетение капиталов за счет поглощения фирм других стран, создание совместных компаний, привлечение финансовых средств иностранных банков, установление прочных долговременных связей за рубежом [4].

     Как феномен  современного мирового хозяйства транснационализация имеет под собой объективную основу углубляющуюся интернационализацию хозяйственной жизни, науки, техники, производства; повышение роли и расширение географических рамок кооперационных связей, позволяющих объединять в крупные международные научно-производственные образования элементы производственных структур различных стран; формирование новых механизмов аккумуляции капитала и ресурсов.

     Институциональной формой интернационализации выступают корпорации (ТНК) – крупные производственно-сбытовые и финансовые объединения, владеющие производственными подразделениями в нескольких странах. Термины «транскациональная корпорация», «многонациональная компания» как общепринятые стали применяться только с  1960 г., когда ТНК стали оказывать значительное влияние на мировую экономику.

     Согласно  определению, дающемуся в энциклопедическом словаре экономики и права, «ТНК –это корпорация, компания, осуществляющая основную часть своих операций за пределами страны, в которой она зарегистрирована, чаше всего в нескольких странах, где имеет сеть отделений, филиалов, предприятий» [17].

     В последние годы в рамках ООН выработано универсальное определение ТНК: оно относится ко всем предприятиям, действующим за пределами национальных границ, независимо от того, находятся ли они в частном, государственном или смешанном владении. При этом не имеет значения, классифицируются или нет такие предприятия, как ТНК в принимаюших странах, странах базирования или иных странах. Обобщенный подход к определению ТНК был окончательно признан только в 1990-е гг., но при расчете уровня транснационaцизации используются следующие критерии: доля зарубежных активов в общем объеме активов, доля объемов продаж зарубежными филиалами от общего объема продаж, доля зарубежных штатов в общем штате компании.

     Транснациональная корпорация – особая форма организации хозяйственной деятельности фирмы, основанной на кооперации труда работников предприятий, расположенных в разных странах мира и объединенных единым титулом собственности на средства производства. Отличительными чертами ТНК являются: огромные масштабы собственности и хозяйственной деятельности; высокая степень транснаиионализации производства и капитала в результате роста зарубежной производственной деятельности; особый характер социально-экономических отношений внутри ТНК; превращающие подавляющего большинства ТНК в многоотраслевые концерны. 

     3.2 Транснациональные корпорации как элемент хозяйственного механизма открытой экономики 

     Поданным  на начало 2009 г, доля ТНК в мировом ВВП составила 62,2% [19]. Из 100 наибольших экономик в мире менее половины приходится на государства, тогда как большая часть – на ТНК. Таким образом, ТНК, явившиеся одновремённо и продуктом, и мощным ускорителем глобализации, сегодня выступают в качестве одного из важнейших субъектов мировой экономики.

     Роль  ТНК в развитии мировой экономики  оценивается далеко не однозначно. С одной стороны, их деятельность способствует оптимальному распределению всех видов ресурсов, усилению конкуренции, расширению международного сотрудничества, именно на долю ТНК приходится около 80 % финансирования НИОКРН (на долю ТНК приходится около 80%) патентов. С другой стороны, транснациональные корпорации способны устанавливать монопольно высокие цены, диктовать условия, ущемляющие интересы принимающих стран, их деятельность способствует закреплению диспропорций на мировом рынке труда (стабильное воспроизводство преимущественно низкоквалифицированного труда в «третьем» мире). Не случайно в 2003 г подкомиссия ООН по правам человека приняла решение о необходимости контроля за условиями труда сотрудников транснациональныx корпораций в бедных странах, порядком строительства новых производств, соблюдения законодательства об охране природы и др.

     Высказывается и такая точка зрения: именно неконтролируемая деятельность ТНК и финансовых институтов во многом способствовала возникновению структурных перекосов в экономике, бесконтрольной эмиссии финансовых продуктов, что в итоге и привело к финансовым кризисам 1998 и 2008 rг.

     Активно дискутируется и проблема роли ТНК  в формирующейся экономике нового типа. Апологеты «капиталистического мирохозяйства» [4] утверждают, что в формирующейся глобальной системе определяющую роль играют финансовые рынки и транснациональные корпорации. Так, по мнению К. Омаэ, современные национальные государства становятся локальными единицами власти, на смену им приходят приходят «естественные экономические зоны», масштаб которых формируется потребностями глобальной экономики .

     Как следствие ТНК становятся ключевыми субъектами экономической системы. государства, считает К. Омаэ, даже мешают ТНК удовлетворять потребителей, у которых уже сформирована глобальная Система предпочтений [15].

     Например, П. Дракер считает, что в постиндустриальном обществе формирование управленческих институтов глобализации будет происходить, прежде всего, на корпоративной и сетевой основе. Аналогичную точку зрения высказывает в своей работе «Труд наций» Р Райх, утверждая, что в глобальных производственных системах любой их сегмент не имеет национально-государственной принадлежности [5].

     Достаточно  жесткую позиции по отношению  к растущей роли ТНК занимают антиглобaлисты, полагая, что в ходе глобализации происходит реорганизация государств, в результате которой «целые страны входят на правах отделов в неолиберальное мега-предприятие» [4].

     Однако  тезис об исключительно наднациональной сущности транснационализации, широко пропагандируемый сторонниками кеолиберальной модели развития (П. Дракер, К. Омаэ, Дж. Сорос, Р. Райх и др.), не в полной мере соответствует действительности. Несмотря на декларируемую идею о том, что ТНК уже фактически являются центрами управления глобальными потоками ресурсов, все ведущие компании мира, вне зависимости от числа филиалов и дочерних предприятий зару6ежом, осо6енностей реализации и управления имеют национальную прописку. Таким образом, ТНК выступают мощнейшим проводником национальных интересов. Не случайно гло6ализацию образца второй половины ХХ - начала ХХI вв. часто называют вестернизацией, или американизацией. Процессы ли6ерализации финансовых рынков в этот период были продиктованы «не столько экономической необходимостью, сколько политическими соображениями» [16], стремлением правительств США и Великобритании обеспечить проникновение своих банков и корпораций на рынки других стран.

     Как справедливо отмечает М. П. Бортова, «транснациональные корпорации укрепляют позиции своего государства на территории других стран, создавая там анклавы своей собственности в виде филиалов и дочерних предприятий. Такая система собственности за рубежом обеспечивает реальное международное влияние государства» [9].

     Ярким примером такого влияния выступают  США, рост мощи которых во многом обусловлен

     избранной стратегией «выращивания и концентрации на своей территории глобальных ТНК» Так, в 2000г в Топ-100 ведуших нефинансовых транснациональных компаний было представлено 23 американских корпорации, при этом доля их суммарных активов составляла 33,1 % от обшей суммы активов первой сотни крупнейших ТНК, а доля продаж - 47,5% от общего объема [ 19].

Информация о работе Корпорация как институт современной рыночной экономики