Коррупция государственных и муниципальных заказов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

В российской истории коррупция всегда воспринималась как институциональное зло, с которым необходимо бороться. Было испробовано все - от попыток встраивания коррупции в государственный механизм через систему "кормления" чиновников до максимально жестокого наказания: мздоимцев (иногда очень сановных) били кнутами и батогами, рвали им ноздри, клеймили, ссылали с конфискацией всего имущества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Коррупция в системе государственных и муниципальных заказов…6
1.1 Правовая база предотвращения коррупции………………………….6
1.2 Виды потерь от коррупции……………………………………………8
1.3 Методы противодействия коррупции………………………………...9
2. Анализ Федерального закона №94-ФЗ как условие предотвращения коррупции в сфере размещения заказов…………………………………16
2.1 Коллизии в правоприменительной практике………………………..19
2.2 Судебная практика применения 94-ФЗ………………………………22
3. Практическое применение предупреждения факта коррупции……...34
Заключение…………………………………………………………………40
Список используемой литературы………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

коррупция гос и мун заказов.docx

— 52.84 Кб (Скачать файл)

Согласно положениям Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд" конкурсная документация, документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Документация должна содержать  требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ  и иные показатели.

В Федеральном законе от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд" не содержится каких-либо ограничений к содержанию конкурсной документации, документации об аукционе в части указания заказчиком точных размеров необходимой ему  продукции.

Следовательно, указание в  конкурсной документации конкретных размеров товара (свето-акустического блока), поставляемого для государственных  нужд, предусмотрена законодательством  и, соответственно не влечет нарушение  антимонопольного законодательства (Постановление  Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 сентября 2008 г. № А08-466/08-26).

Аналогичное решение принял Федеральный арбитражный суд  Уральского округа (постановление от 21.02.2008 г. № Ф09-1011/07-С5).

Как следует из материалов дела, администрацией г. Ижевска был  объявлен открытый конкурс на поставку автомобилей для муниципальных  нужд.

В связи с тем, что конкурсная документация была разработана с  признаками нарушения требований, установленных  ст.22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд", а именно, в документации содержалось указание на товарный знак производителя автомобилей, Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике направило  Администрации г. Ижевска письмо с требованием устранить допущенные нарушения.

На основании приказа  Администрации г. Ижевска слова, обозначающие марки автомобилей, были исключены. При этом конкурсная документация была дополнена информацией о  размерах автомобилей, необходимых  для муниципальных нужд.

Управление Федеральной  антимонопольной службы по Удмуртской Республике, полагая, что указание в  конкурсной документации на технические  характеристики автомобиля значительно  сужает круг участников конкурса и  нарушает требования, установленные  ст.22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд", обратилось в арбитражный  суд с заявлением о признании  конкурса недействительным.

Суд первой инстанции, исходя из того, что конкурсная документация после внесения в нее изменений  содержала информацию, предусмотренную  ч.2 ст.22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и  муниципальных нужд"и отвечающую потребностям заказчика, отказал в удовлетворении заявленных требований. С данным выводом согласился суд кассационной инстанции.

В соответствии с ч.2 ст.22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Из этого следует, что указание на технические характеристики и размеры автомобилей в конкурсной документации предусмотрено законодательством.

Как видно из материалов дела, по итогам конкурса по лоту № 1 победителем  признано общество "Интерпартнер", по лоту № 2 - общество "Ленд-Моторс", с которыми были заключены контракты на поставку автомобилей для муниципальных нужд.

Доказательств того, что  требования, установленные в конкурсной документации, повлекли ограничение  количества участников размещения заказа, Управлением Федеральной антимонопольной  службы по Удмуртской Республике не представлено (ст.65 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации).

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что указание на технические  характеристики в конкурсной документации нарушают требования ст.22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд", необоснован.

Как уже было отмечено выше, ч.2 ст.22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ содержит такое требование к  конкурсной документации как наличие  технических характеристик, следовательно, нарушения законодательства при  составлении конкурсной документации отсутствуют.

Не может быть принят во внимание довод заявителя о том, что технические характеристики в конкурсной документации изложены с нарушением законодательства. Ссылка заявителя на Общероссийский классификатор продукции и Европейскую классификацию легковых автомобилей необоснованна, так как данные документы не обладают правоприменительными свойствами. Кроме того требования по применению Общероссийского классификатора продукции и Европейской классификации легковых автомобилей при определении технических характеристик в Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ и иных нормативных актах отсутствуют.

В ином решении Федерального арбитражного суда Уральского округа (постановление от 01.07.2008 г. № Ф09-4715/08-С5) был затронут вопрос о правомерности  установления требования при размещении заказа к сроку поставки той или  иной продукции меньшем чем технологический  срок изготовления такой продукции.

Управлением муниципального заказа администрации г. Челябинска был объявлен конкурс на размещение муниципального заказа на поставку городского транспорта (троллейбусов городских  в количестве 46 единиц) для МУП "Челябгортранс".

Поводом для судебного  рассмотрения правомерности размещения указанного заказа явилось исковое  заявление участника размещения заказа о том, что установление в  конкурсной документации сроков поставки троллейбусов (до 01.12.2008) ограничивало конкуренцию, привело к созданию преимуществ одним хозяйствующим  субъектам (ООО "Синегорье-Авто") перед другими (ООО "Тролза-Маркет", ООО "Львовский автобус", ОАО "Башкирский троллейбусный завод", ФГУП "Усть-Катавский вагоностроительный завод имени СМ. Кирова").

Суд не согласился с доводами искового заявления, в силу того, что  установление в конкурсной документации сроков поставки троллейбусов не носит  характер нарушения, предусмотренного п.2 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку победителем конкурса становится наиболее конкурентоспособный участник, отвечающий требованиям конкурсной документации.

С учетом вышеизложенного  ссылка истца и третьих лиц  на неучет в конкурсной документации технологических сроков изготовления троллейбусов судом правомерно не принята.

В следующем анализируемом  решении суда рассматриваются вопросы  правомерности включения в состав одного лота различной по функциональным характеристикам продукции.

Как следует из материалов дела, Управление по делам образования  разместило заказ на поставку продуктов  питания, включая хранение, доставку и диспетчеризацию для дошкольных образовательных учреждений, детских  домов, школ-интернатов и муниципальных  общеобразовательных учреждений, самостоятельно осуществляющих организацию питания.

Участник размещения заказа обратился в антимонопольный  орган с жалобой на действия заказчика, в который указал на неправомерное  включение управлением муниципального заказа в один лот различных видов  продуктов питания, технологически и функционально не связанных  между собой, что, по мнению заявителя, ограничивает конкуренцию между  участниками конкурса.

Решением антимонопольного органа жалоба признана обоснованной. Федеральный арбитражный суд  Уральского округа согласился с антимонопольным  органом, указав следующее.

В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при  проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или  устранению конкуренции.

В силу ч.3 ст.17 указанного Закона запрещается ограничение конкуренции  между участниками торгов путем  включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Согласно ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" взаимозаменяемыми  товарами являются товары, которые  могут быть сравнимы по их функциональному  назначению, применению, качественным и техническим характеристикам  таким образом, что приобретатель  заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в  том числе производственном).

Судами установлено и  материалами дела подтверждается, что  в конкурсной документации содержатся указания на поставку в рамках одного лота различных видов товаров, относящихся  к разным группам, а именно: яйцо, мясо, рыба, овощи, фрукты, крупы, молоко, кондитерские изделия, крупа, хлеб, бакалея  и другое, всего более 80 наименований по шести укрупненным группам, которые  не являются технологически и функционально  связанными товарами.

Объединение в один лот  различных по функциональным характеристикам  продуктов питания влечет за собой  ограничение конкуренции при  проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие  в торгах по отдельным товарам  или группам таких товаров, поскольку  исходя из положений конкурсной документации и требований ч.1 ст.12, ч.6 ст.25, ч.1 ст.27, ч.3 ст.29 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и  муниципальных нужд" участник размещения заказа не допускается к участию  в конкурсе в случае, если его  заявка не соответствует требованиям  конкурсной документации, при этом заключение контракта на поставку отдельных  позиций лота не допускается (Постановление  Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.03.2008 г. № Ф09-1348/08-С1).

В решении Арбитражного суда г. Москвы (постановление от 07.10.2008 г. № А40-38466/08-119-168) рассматривался аналогичный  вопрос о правомерности включения при размещении заказа в один лот проектно-изыскательских и строительных работ.

Из материалов дела следует, что ООО "Спецпроектстрой" была подана заявка на участие в открытом аукционе на предмет "Заключение государственного контракта с ГКП "Дирекция единого заказчика" на строительство объекта "Строительство селелавинозащитных сооружений от поляны Азау до поселка Терскол". Заявителю было отказано в допуске к участию в аукционе на основании п.1 ч.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ, из-за несоответствия заявки требованиям аукционной документации (отсутствие лицензии на ПИР).

Компания ООО "Спецпроектстрой" обратилась в ФАС РФ с жалобой о признании отказа аукционной комиссии в допуске к участию в аукционе незаконным. Жалоба признана необоснованной на основании ч.9 ст.17, ч.6 ст.60 Закона № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в связи с со следующем. Предметом аукциона является строительство селелавинозащитных сооружений. В то же время, согласно техническому заданию документации об аукционе необходимо выполнить проектные и изыскательские работы. Таким образом, указанные работы являются технологически и функционально взаимосвязанными и их размещение одним лотом не противоречит законодательству о размещении заказов. Лицензия на проектно-изыскательские работы у ООО "Спецпроектстрой" отсутствовала.

По мнению заявителя, согласно Федеральному закону № 128-ФЗ от 08.08.2001г. "О лицензировании отдельных видов  деятельности" строительство, изыскательские работы и проектные работы разделены  и по каждому виду деятельности предусмотрено  индивидуальное Положение о лицензировании в соответствии с государственным  стандартом. Согласно Классификатору видов деятельности, подлежащей лицензированию Госстроя России от 01.01.2002 г. указанные  работы размещены в разных разделах, и по существу указанные работы различны в своей специфике. В соответствии с ч. З ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Суд не согласился с данными  доводами ответчика.

Необходимость лицензирования проектных и изыскательских работ  в соответствии с Законом "О  лицензировании отдельных видов  деятельности" не может являться основанием к выводу о том, что  данные работы являются технологически и функционально не связанными.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  или муниципальных нужд запрещается  ограничение конкуренции между  участниками торгов путем включения  в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально  не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Информация о работе Коррупция государственных и муниципальных заказов