Косвенные налоги РФ и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить косвенные налоги РФ и рассмотреть перспективы их развития.
В данной работе поставлены следующие задачи:
1. изучить сущность и виды косвенных налогов;
2. изучить теорию косвенных налогов;

Содержание

Введение……………………………………………………………………........3
Глава 1. Сущность и виды косвенных налогов…………………………………7
1.1 Теория косвенного обложения………………………………………......7
1.2 Сущность НДС и история его введения в России………………………...13
1.3 НДС как вид налога в современной России……………………………….23
Глава 2. Современная система налогообложения косвенными налогами в РФ………………………………………………………………………………..27
2.1 Оценка и анализ косвенных налогов, взимаемых налоговыми органами РФ………………………………………………………………………………....27
2.2 Перспективы развития системы косвенного налогообложения в РФ…....35
Заключение…………………………………………………………………….....41
Библиграфический список….………………………………………….............43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Урсов.docx

— 69.44 Кб (Скачать файл)

Российская судебная практика значительно  чаще обращается к понятию "косвенные  налоги", хотя это не всегда можно  считать правильным и обоснованным.

В отличие  от судебной практики, в законодательном  закреплении классификации налогов  нет практической необходимости. Использование  термина "косвенные налоги" в  нормативных актах в большинстве  случаев становится причиной противоречий в понимании той или иной ситуации. Понятие "косвенные налоги" изначально может толковаться по-разному. Законодательная  техника и принцип определенности налоговых норм допускают использование  термина "косвенные налоги" в  законодательных актах только при  наличии перечня налогов, отнесенных к этой категории.

В РФ существуют следующие основные косвенные налоги:

  • налог на добавленную стоимость,
  • акцизы на отдельные виды товаров.

Таможенные пошлины вынесены за рамки перечня косвенных налогов  не случайно. В течение ХХ века таможенные пошлины приобрели особенное  значение и являются мерами таможенно-тарифного  регулирования. Таможенные пошлины  сохраняют фискальную функцию, присущую налогам, но усиленную при этом регулятивной функцией.

До недавнего времени в РФ действовали другие виды косвенных  налогов – например, налог с  продаж, взимаемый на уровне субъектов  федерации при продаже различных  товаров. С 1 января 2004 года он был отменен. Можно выделить следующие причины  его отмены.

Прежде всего, при взимании налога с продаж нарушаются конституционные  принципы – происходит перенос налога на налогоплательщиков других регионов. В российском налоговом законодательстве сейчас отсутствуют специальные правила определения налоговой юрисдикции регионов. Ни Налоговый кодекс, ни другие законодательные акты не определяют, каковы пределы налоговой юрисдикции субъекта федерации. В отсутствии этих норм введение регионального налога с продаж ведет к ущемлению прав других территорий. При этом определение налоговой юрисдикции субъекта федерации является существенным элементом налогового обязательства, поскольку позволяет определить, должен ли налогоплательщик платить региональный налог или нет.

Другой конституционный принцип, который нарушался в данном случае – принцип свободного перемещения  финансовых средств. Налог с продаж взимается при расчетах за товары, работы и услуги в наличной форме. Тем самым подвергается налогообложению  только одна из форм расчетов, используемых в предпринимательской деятельности. Таким образом, законодатель стремится  ограничить эту сферу применения наличных расчетов. Но ограничение  наличного денежного обращения  средствами налогового права не соответствует  принципу соблюдения баланса публичного и частного интереса. А этот принцип  вытекает из международно-правовых документов по защите прав человека и является одним из основополагающих в практике применения Европейским судом по правам человека Европейской конвенции  о защите прав и основных свобод от 4 ноября 1950 года. Европейский суд  допускает, что государство может  в исключительных случаях ограничивать частные имущественные права  во имя поддержания публичного общественного  порядка. Но такие ограничения не должны носить фискального характера. Россия является участницей этой Европейской  конвенции, следовательно, ее положения  необходимо соблюдать.

Ивлиева М. ссылка на статью считает также, что продолжение взимания этого налога нарушает принцип равного налогового бремени.6 Этот принцип в свое время был провозглашен еще Адамом Смитом, который говорил, что каждый должен участвовать в покрытии расходов государства и платить налоги сообразно своим способностям. Данный принцип уплаты налогов в соответствии с платежеспособностью налогоплательщика является общепризнанным принципом налоговой системы. Например, Конституционный суд в своем постановлении от 4 апреля 1996 года указал, что в соответствии с Конституцией принцип равенства требует учета фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. И этот принцип должен реализовываться не только при взимании прямых налогов, скажем, налога на доходы физических лиц, где существует необлагаемый минимум доходов, различные вычеты и т. п., но и при взимании косвенных налогов.

В отличие от налога на добавленную  стоимость у налога с продаж ЧТО ЭТО ЗА НАЛОГ? Его не существует. есть очень сильный кумулятивный эффект. Он накапливается по мере движения товара. Если у НДС есть механизм зачета входного налога, то у налога с продаж его нет. Продавец продал товар, в его цену включается налог с продаж. Товар продается дальше, и опять облагается налогом. На стадии движения товар без конца обрастает этим налогом, что ведет к увеличению его цены.

 

1.2 Сущность НДС и история  его введения в России

 

Добавленная стоимость представляет собой ту часть стоимости товара (работ, услуг), которую производитель товара добавляет  к стоимости затрат (сырья, материалов, работ и услуг третьих лиц, использованных в процессе производства). В добавленную стоимость входят следующие компоненты:

  • затраты на оплату производственного персонала (ЗП);
  • отчисления в социальные фонды (ОСФ);
  • амортизационные отчисления (АО);
  • проценты за кредит, некоторые налоги и другие расходы (Р);
  • прибыль (П).

Таким образом, стоимость товара (СТ) складывается из стоимости сырья, материалов (ССМ) и других указанных компонентов, т.е.:

 

СТ = ССМ + ЗП + ОСФ + АО + Р + П.

 

Добавленную стоимость (ДС) можно теоретически определить двумя способами:

  1. путем сложения компонентов, формирующих цену товара с суммой НДС;
  2. путем вычитания из суммы отпускной цены товара (по цене реализации) стоимости товара (по цене производства).

При первом способе:

 

ДС = СТ + НДС.

 

При втором способе:

 

ДС = СТо  – СТ,

 

где СТо – стоимость товара по свободным отпускным ценам;

        СТ – стоимость товара по цене производства.

Сумма налога на добавленную стоимость (НДС) составит:

 

НДС = ДС

ставка НДС, %.

 

Налог на добавленную стоимость имеет  французское происхождение. Фраза "налог  на добавленную стоимость" впервые  была сформулирована в 1954 году французским  экономистом Морисом Лоре. Налог  на добавленную стоимость представляет собой косвенный налог, эволюционировавший в течение двадцатого века от налога на рост оборота, имевшего "каскадный" характер (при продаже товаров  налогом каждый раз облагалась вся  стоимость товара) до налога, которым  облагается лишь дополнительная стоимость, в то время как основная стоимость  переходит от сделки к сделке в  неизменном размере.

Налог на добавленную стоимость в настоящее  время широко распространен в  мире – около 50 государств применяют  ту или иную его разновидность  в своей фискальной политике. Однако, например, в США законодатели признали нецелесообразным введение этого налога.

В настоящее  время НДС является основным косвенным  налогом в Европейском Сообществе – все государства-члены в  обязательном порядке ввели его  в применение. Кроме того, наличие  НДС является непременным условием для вступления в ЕС новых членов. Такое широкое распространение  НДС объясняется следующими причинами:

  1. основным преимуществом НДС является то, что он позволяет точно определять налоговую составляющую цены товара на каждой стадии производства и распределения, что исключает ее повторное налогообложение;
  2. НДС позволяет освободить от налога экспорт и облагать налогом импорт, что необходимо для отмены внутренних фискальных границ и обеспечения конкуренции, а, следовательно, и для достижения основной цели ЕС – построения внутреннего рынка.

Применение НДС отдельными странами Западной Европы и сопутствовавший  этому рост торговли заставили правительства 6 государств ЕС задуматься о еще  большем экономическом росте  при отмене налоговых барьеров между  их государствами. В 1960 году Комиссией  был учрежден Фискальный и Финансовый Комитет под руководством Фрица  Ньюмарка, основной целью которого было исключение искажений конкуренции, вызванных различиями в системах национального косвенного налогообложения. В опубликованном отчете содержались  рекомендации, чтобы все государства-члены  отказались от "каскадной системы" косвенного налогообложения и предлагались возможные альтернативы – замена налогов на рост оборота налогом  на чистый оборот (то есть налогом на добавленную стоимость), либо одноэтапным  налогом, применяющимся на стадии розничной  продажи.

Второй этап ознаменовался принятием 11 апреля 1967 года Первой и Второй Директив, посвященных НДС. При этом Сообщество предприняло юридическое и политическое соглашение (в качестве условия достижения основной цели Сообщества – создания общего рынка) с целью установить общую систему НДС. Основной задачей  системы НДС было обеспечение  налогообложения продаж в пределах Сообщества по принципу страны происхождения.

С начала 1970 годов государства – члены ЕС намеревались заменить существующие в их государствах системы налогов с оборота общей системой НДС, что и было осуществлено. НДС был также принят в государствах, которые присоединились к Сообществу в начале 1973 года.

Следующей важной ступенью в развитии НДС было принятие в 1977 году Шестой Директивы НДС. Основной целью Шестой Директивы была гармонизация базы НДС – для того, чтобы обеспечить насколько возможно более одинаковые результаты применения ставки налога к налогооблагаемым сделкам в разных странах Сообщества.

В 1989 году Совет в составе министров  финансов принял решение, что до 1993 года достичь налоговой гармонизации не удастся и поэтому целесообразно  ввести переходную систему налогообложения  для того, чтобы обойти основные трудности, позволив до введения в действие окончательной системы НДС применять  принцип налогообложения по принципу места назначения.

Переходная система НДС была введена в действие с 1 января 1993 года. Налоговый контроль на внутренних границах Сообщества был отменен. Данная система во всех актах прямо называлась переходной и Комиссии предписывалось до конца 1994 года представить предложения  по созданию окончательной системы, с тем, чтобы до конца 1995 года Совет  принял бы соответствующее решение. Однако, вопрос настолько серьезен, что Комиссия до сих пор не представила  таких предложений, организовав  широкое обсуждение проблемы.

В 1996 году Комиссия представила на обсуждение Программу перехода к  окончательной системе НДС. Предусматривалось  постепенное реформирование через  прохождение нескольких фаз вплоть до середины 1999 года. В июне 2000 года Комиссия утвердила Стратегию улучшения  применения системы НДС в контексте  внутреннего рынка.

В соответствии с Законом РФ "О внесении изменений  и дополнений в налоговую систему  Российской Федерации" от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

В России НДС введен с началом рыночных реформ с 1 января 1992 г. по предложению Международного валютного фонда. До введения НДС в Российской Федерации действовал налог с оборота.

Основным налогом в советской  налоговой системе являлся налог  с оборота. В число плательщиков этого налога входили все предприятия, производящие и реализующие товары, облагаемые налогом с оборота. Однако налог с оборота в СССР в  дореформенный период не был налогом  в строгом смысле этого слова. Он являлся составной частью общего механизма перераспределения финансов в экономике и взимался на стадии розничных продаж с тех видов  товаров, розничные цены на которые  превышали оптовые. В обратной ситуации, когда оптовые цены были выше розничных, возникал отрицательный налог (субсидия). Ставки налога с оборота могли  устанавливаться в процентах  к облагаемому обороту или  в твердых суммах с единицы  товара.

Налог с оборота взимался преимущественно  с товаров народного потребления  длительного пользования, люксовых продуктов питания, алкогольных  и табачных изделий. На широкий круг продуктов питания предоставлялись  субсидии.

В 1990-1991 годах более 90% поступлений налога с оборота определялось разницей (в абсолютном выражении) между централизованно  устанавливаемыми оптовыми и розничными ценами для определенных товаров  и производителей. С ростом розничных  цен и сохранением фиксированного номинального налога с оборота его  доля в цене товара падала и, следовательно, падали доходы бюджета от налога с  оборота. В результате этих процессов  доходы от этого налога росли медленнее, чем оборот (хотя на некоторые товары, например алкоголь, доля налога в розничной  цене возрастала). Так, реформа розничных  цен в 1991 году привела к увеличению номинального оборота на 70% и лишь к 15% возрастанию доходов от налога с оборота.

Налог с  оборота, наряду с платежами из прибыли  предприятий, был важнейшим источником доходов бюджета СССР. В 1980 году его  поступления составляли 15,2% ВВП, в 1985 – 12,6% ВВП. К 1991 году объем налога с  оборота, поступивший в консолидированный  бюджет бывшего СССР, сократился до 6,3% ВВП или 21% доходов бюджета. При  этом, несмотря на уже начатую налоговую  реформу, налог с оборота оставался  в 1991 году наиболее неприспособленным  к функционированию в условиях рыночного  ценообразования.

Осенью 1991 года в ходе обсуждений, которые проводились в Правительстве  и Верховном Совете, в дополнение к рассмотренным вариантам налоговой  реформы в качестве замены налога с оборота и альтернативы использованию  НДС предлагалось введение акцизов, увеличение ставок подоходного налога, введение адвалорного налога с продаж (каскадного или с розничных продаж), повышение ставок налога на прибыль.

Информация о работе Косвенные налоги РФ и перспективы их развития