Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 13:28, курсовая работа
Главным источником продовольствия выступает сельское хозяйство, которое является одной из важнейших отраслей экономики любого государства. Оно производит свыше 12% валового общественного продукта и более 15% национального дохода России, сосредотачивает 15,7% основных производственных фондов.
Самообеспеченность продовольствием зависит от состояния сельского хозяйства, именно оно дает жизненно необходимую продукцию: продукты питания и сырье для производства предметов потребления.
Введение
Глава 1. Теоретические основы аграрной политики государства
.1 Сущность системы кредитования сельского хозяйства
.2 Особенности кредитной политики в аграрном секторе
.3 Зарубежный опыт кредитования и возможности его применения в развитии сельского хозяйства России
Глава 2. Современное состояние сельскохозяйственного производства в Республике Алтай и влияние финансово-кредитной системы на его развитие
.1 Анализ современного состояния развития сельского хозяйства Республики Алтай
.2 Формы и методы кредитования в аграрном секторе Республики Алтай
Глава 3. Совершенствование системы сельскохозяйственного кредитования
.1 Государственное стимулирование и поддержка кредитной системой сельского хозяйства (на примере ОАО «Россельхозбанк»
.2 Основные направления развития сельскохозяйственного кредитования
Заключение
Список литературы
Чтобы обеспечить доступность кредитных ресурсов для всех участников аграрного рынка, необходимо развивать сельскую кредитную кооперацию, как независимую структуру, объединяющую районные, областные, федеральные кооперативы.
Одним из основных направлений совершенствования системы кредитования СКПК должно стать налаживание связей с ОАО «Россельхозбанк» и Сбербанком России по вопросам кредитования мелких сельхозпроизводителей через СКПК.
Для этого СКПК необходимо наладить работу с вышеназванными банками, а также разработать политику по привлечению и предоставлению банковских кредитов своим пайщикам.
Обязательным условием банковского кредитования субъектов малого агробизнеса через кооператив должно стать обеспечение реализации основных направлений приоритетного национального проекта развития агропромышленного комплекса России. А именно посредничество в получении кредитов на следующие цели:
на развитие животноводства (закупка сельскохозяйственного оборудования и животных в лизинг);
на развитие малых форм хозяйствования агропромышленного сектора (крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подворий);
на обеспечение жильем молодых специалистов;
на развитие производства по переработке сельскохозяйственной продукции с целью наращивания производства высококачественной продукции и другие цели.
Включение в систему потребительской кооперации финансовых институтов агрохолдингов дает возможность сельхозтоваропроизводителями приобретать через фондовые сельскохозяйственные биржи акции перерабатывающих предприятий, т.е. участвовать в их управлении.
С одной стороны данная система включает рыночные механизмы, развивая тем самым рынок ценных бумаг, с другой стороны позволяет государству через ОАО «Россельхозбанк» воздействовать на аграрный сектор экономики, в том числе на субъекты малого агробизнеса.
Расширение альтернативных источников финансирования по финансовому обеспечению потребительской кооперации может быть достигнуто за счет повышения темпов роста объемов продаж, увеличения закупок и заготовок сельскохозяйственной продукции, сырья для производства потребительских товаров, а также развития объемов бытовых услуг, оказываемых сельскому населению.
Для этого следует развивать традиционные виды деятельности, восстанавливать утерянные позиции в таких направлениях деятельности, как собственное производство продукции животноводства и растениеводства, заготовки лекарственного и технологического сырья, разрабатывать и внедрять новые формы деятельности (личные подсобные хозяйства, переработка дикоросов, производство продукции народных промыслов и др.).
Привлечению финансовых ресурсов в систему потребительской кооперации для финансирования программ ее развития, страхования имущества, ответственности и рисков организаций потребительской кооперации будут способствовать - аккумулирование средств в создаваемых собственных финансовых институтах; объединение финансовых ресурсов на основе государственно-кооперативного и частно-кооперативного партнерства путем взаимодействия организаций потребкооперации с крупными кредитными, инвестиционными и страховыми организациями, частными инвесторами.
На современном этапе вопрос гарантий остается ключевым для финансового обеспечения малых форм. Государственные гарантии должны предоставляться только на часть испрашиваемого кредита для приобретения оборудования и последующей передачи его сельскохозяйственным предприятиям.
Гарантийные фонды могут выступать в качестве страховщиков, предоставляя гарантии кредиторам лизинговых компаний по возврату им лизинговых платежей, а также гарантии по возврату кредитов, предоставленных по проектному финансированию. В связи с этим считаем необходимым использовать бюджетные средства не столько для финансирования незначительного количества отдельных инвестиционных проектов, сколько для формирования гарантийных фондов, позволяющих привлечь значительно больший объем средств.
Эффективным инструментом расширения доступа малых форм хозяйствования к финансовым услугам являются программы микрофинансирования.
Для организации микрофинансирования малых форм хозяйствования предлагается использовать механизмы, основанные на кредитных потребительских кооперативах. Целесообразно привлечение свободных денежных средств населения и юридических лиц, страхование выданных займов, с целью снижения рисков их невозврата, и иные механизмы деятельности кредитной кооперации.
Распространение микрофинансирования позволит не только повысить уровень жизни сельского населения, но и стимулировать развитие предпринимательства в сельской местности.
Во-первых, все микрофинансовые организации ведут достаточно прозрачную деятельность сами, и они жестко требуют того же от своих клиентов.
Во-вторых, плата за пользование денежными средствами хотя и выше коммерческих, но оформление займов происходит оперативно, в течение одного дня.
В-третьих, микрофинансовые организации не просто предоставляют займы, они активно работают со своими клиентами.
Предложенные рекомендации по финансовому обеспечению малых форм сельского хозяйства позволят определить динамичное развитие малого бизнеса агробизнеса и экономики России в целом.
Современная система сельскохозяйственного кредита в РФ должна быть сформирована на базе сочетания различных кредитных продуктов, учитывающих специфику каждой категории сельскохозяйственных производителей - крупных сельскохозяйственных производственных кооперативов, средних крестьянских (фермерских) хозяйств и мелких хозяйств населения.
Заключение
Государственная поддержка является необходимым условием развития сельского хозяйства Республики Алтай на современном этапе, так как практически все организации и компании Республики Алтай испытывают в настоящее время проблемы, связанные с последствиями финансового кризиса, когда была нарушена стабильность их функционирования.
В настоящее время в Республике Алтай формируется рынок финансовых услуг для малого сельскохозяйственного бизнеса. Этот рынок требует правовой поддержки и нормативно-правового обеспечения.
Растёт обращение сельскохозяйственных производителей к кредитным ресурсам.
С открытием филиала ОАО «Россельхозбанк» в Республике Алтай, проводящего политику государственной поддержки сельхозпроизводителей и мелкого бизнеса, возможности сельскохозяйственной отрасли республики по получению кредитов на текущие и инвестиционные нужды существенно выросли.
Современная система сельскохозяйственного кредита должна быть сформирована на базе сочетания различных кредитных продуктов, учитывающих специфику каждой категории сельскохозяйственных производителей - крупных сельскохозяйственных производственных кооперативов, средних крестьянских (фермерских) хозяйств и мелких хозяйств населения.
Перспектива кредитования сельского хозяйства заключается во взаимодействии инструментов государственного регулирования и саморегулирования рынка сельскохозяйственного кредита. Государство на современном этапе призвано сыграть роль организатора будущей полноценной системы кредитования сельского хозяйства, отделенной от прямой государственной поддержки АПК и развивающейся на рыночных принципах взаимодействия банковского сектора и сельского хозяйства. Именно поэтому первостепенной задачей государства должно стать формирование комплексной национальной системы кредитования сельского хозяйства с учетом объективно присущих ему особенностей. При этом при разработке кредитных продуктов, наиболее полно соответствующих потребностям сельскохозяйственных заемщиков в кредитах на их текущую и инвестиционную деятельность должны в максимальной степени учитываться специфические особенности сельскохозяйственного производства, которые классифицируются в зависимости от их отраслевого или внутриотраслевого характера.
На современном этапе является целесообразным формирование трехуровневой системы кредитования сельского хозяйства, которая призвана обеспечить доступность кредитных ресурсов для всех категорий сельскохозяйственных производителей.
Современная система сельскохозяйственного кредита в РФ должна быть сформирована на базе сочетания различных кредитных продуктов, учитывающих специфику каждой категории сельскохозяйственных производителей - крупных сельскохозяйственных производственных кооперативов, средних крестьянских (фермерских) хозяйств и мелких хозяйств населения.
Список литературы
1. «Гражданский Кодекс Российской Федерации» (ГК РФ) от 30.11.1994 N51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994).
.Федеральный закон об
исполнении федерального
.Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
.Федеральный закон «О
государственном регулировании
агропромышленного
.Федеральный закон «О племенном животноводстве» от 03.08.1995 г. №123-ФЗ.
.Федеральный закон «О ветеринарии» от 14.05.1993 №4979-1.
.Закон Республики Алтай «О республиканском бюджете на плановый период 2012 и 2013 годов».
.Закон Республики Алтай от 17.10.2008 № 71-РЗ «О республиканской целевой программе «Развитие АПК Республики Алтай на 2008-2013 годы».
.Федеральная целевая
. Федеральная целевая
программа «Социальное
.Федеральная целевая
.Федеральная целевая
.«Стратегия социально-
.«Комплексные программы
социально-экономического
.Соглашение «О реализации
мероприятий Государственной
.Соглашение «О реализации
республиканских ведомственных
целевых программ развития
.Региональная программа
«Развитие мясного
.Проект Государственной
программы развития сельского
хозяйства и регулирования
. Абрамова М. А., Александрова Л. С. Финансы, денежное обращение и кредит. - М., 2005. С. 357.
.Айнетдинова, М. С. Государственное регулирование АПК / М.С. Айнетдинова // Вестн. Чуваш. ун-та. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2010. Вып. 1. С. 267-272.
. Балабанов И. Г. Организационно-экономические
основы финансово-кредитного
. Гусаков В.Г. Основные направления совершенствования аграрной стратегии и политики / В.Г. Гусаков. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 124 с.
. Демин Д. Д. Государственные меры поддержки сектора АПК // Банковское дело. 2011. № 4. С. 27.
.Зотов В. Б. Ипотечный кредит
в условиях экономической
.Исянов П. Р. Аграрный сектор в рыночной экономике / П. Р. Исянов // Вопросы экономики. 2011. - №12. С. 139-144.
.Коробейников М. А. Кредитование
фермерских хозяйств за
. Коробейников М.М. Пути
совершенствования процесса
.Кованев А. А. Современные аспекты управления проблемной задолженностью по ссудам банков. // Вестник СГСЭУ. 2011. №10, С. 21.
.Козенко В. З., Норов А. А., Экономические условия развития кредитной кооперации, АПК: экономика, управление. 2011. - №6.
.Коваленко С. О., Стрельникова
Т. С. Крестьянские инвестиционно-
. Коробейников М. С. Зарубежная
практика кредитования
.Курцев, И. Системные принципы устойчивого развития сельского хозяйства / И. Курцев // АПК: экономика, управление. 2011. - №6. С. 8.
. Лаврушин О.И. «Банковское дело». М: Финансы и статистика 2000г.
.Минин Е. Л. Аграрное право. М., 2009. С. 468.
.Официальные сайты
. Пахомов В.М. Кредитная кооперация: теория и практика. М.,2008. С. 254.
.Петриков, А.В. Основные результаты
мониторинга приоритетного
. Попов А.А., Яхъяев М.А. Агропромышленный комплекс России. М.: Экономика, 2003.
. Самоховец М. П. Факторы, влияющие на организацию кредитования сельскохозяйственных предприятий // Финансы и бизнес. - 2009. - №3. - С.95-100. - 0,7 п. л.
. Урусов В. Бюджетная эффективность
инвестиционных проектов
. Хандруев А. А. Основы системы сельскохозяйственного кредитования и особенности её функционирования в условиях рыночной экономики. М.: Финансист. 2009. С.546.
. Юняева, Р.Р. Государственное регулирование кредитной системы в сельском хозяйстве / Р.Р. Юняева // АПК: Экономика и управление. - 2009. - № 11.