Курс лекций по дисциплине « Международная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:23, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине « Международная экономика».

Вложенные файлы: 1 файл

mezhdunarodnoi_ekonomik (1).docx

— 3.60 Мб (Скачать файл)

Начиная с 50-х гг. проводится политика по привлечению высококвалифицированных кадров и инвесторов. Около половины американских математиков – выходцы из бывшего СССР, а 1/3 лауреатов Нобелевской премии – иммигранты.

Еще один международный регион миграции сформировался в Австралии. Здесь занято около 200 тыс. иностранных рабочих. Австралия, как и США, ориентирована на ассимиляцию иммигрантов. Кроме того, с 80-х гг. ХХ в. Австралия проводит миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса, в соответствии с которой в страну в первую очередь принимаются иммигранты, инвестирующие экономику страны.

В АТР основными импортерами рабочей силы являются Бруней. Япония. Гонконг, Малайзия, Сингапур. Республика Корея, Тайвань, Пакистан.

В Латинской Америке миграция населения имеет большое прошлое. Начиная со второй половины Х1Х в. этот континент стал одним из мировых центров притяжения иммигрантов, главным образом из стран Европы. С 60-х гг. межконтинентальная миграция начинает заменяться внутриконтинентальной. Наиболее распространенной формой миграции здесь является сельская сезонная, а также кратковременная – на работу в машиностроительных цехах филиалов известных автомобилестроительных ТНК.

Африке присуща внутренняя миграция. Принимающими странами здесь выступают страны Северной Африки и ЮАР, где мигранты работают в таких сферах, как алмазо- и золотодобыча, добыча урана.

Теоретическая разработка проблем международного перемещения рабочей силы началась недавно, с конца 60-х гг. 20 в. в рамках моделей экономического роста. Исследователи приходят к выводу, что главной экономической причиной миграции рабочей силы являются различия в условиях оплаты в разных странах и миграция оказывает положительное воздействие на темпы экономического роста в стране, принимающей мигрантов. Что касается воздействия на страну, из которой происходит эмиграция, то сторонники неоклассической теории полагают, что это ей не вредит, так как выехавшая рабочая сила была избыточной, или даже может помочь, если выехавшие работники присылают деньги своим родственникам. Неокейнсианцы же указывают на то, что эмиграция может вредить стране, например, в случае выезда квалифицированной рабочей силы. В этой связи широко обсуждалась идея введения налога на «утечку умов», доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития.

В последние годы акцент в анализе миграции сместился на исследование накопленного человеческого капитала, как эндогенного фактора экономического роста страны.

 

 

40. Миграционная политика. Формы и методы государственного регулирования внешней трудовой миграции

Государства как принимающих, так и экспортирующих рабочую силу стран регулируют миграционные процессы. С этой целью ими разрабатывается государственная миграционная политика.

Цели эмиграционной политики состоят в том, чтобы сократить безработицу, увеличить валютные поступления, обеспечить соответствующий уровень жизни эмигрантов за рубежом и их возвращение на родину, обогащенными профессиональными знаниями.

Регулирование эмиграции достигается косвенными методами, призванными создать благоприятный миграционный климат, а также прямыми методами, нацеленными на регулирование объемов и структуры миграционных потоков.

Косвенные методы включают такие, как:

1) средства поощрения валютных  переводов из-за рубежа и их  эффективное использование (предоставление  льгот по валютным вкладам; продажа  мигрантам ценных бумаг, необлагаемых  налогом; создание благоприятных  условий  для использования валютных  средств на приобретение товаров, земли, производственного оборудования  и т.п.);

2) таможенная  политика, предусматривающая таможенные  льготы для возвращающихся мигрантов;

3) специальные  эмиграционные программы, дополнительно  принимаемые в ряде стран.

Прямые методы включают такие, как:

1) требования к субъектам трудовой  миграции: к фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам;

2) экспансионистская политика, направленная  на завоевание рабочих мест  на рынках зарубежных стран;

3) структурная политика, основными  элементами которой могут выступать:

а) лимитирование выдачи заграничных паспортов;

б) запрет прямой и косвенный на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот;

в) установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет.

Государственное регулирование иммиграции направлено на защиту национального рынка труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечение рационального использования их труда. Оно обеспечивается следующими инструментами:

    1. качественные требования к иностранной рабочей силе (наличие сертификата об образовании, стаж работы по специальности);
    2. возрастной ценз;
    3. состояние здоровья;
    4. ограничения личностного характера;
    5. прямое квотирование импорта;
    6. финансовые и временные ограничители;
    7. запреты в явной и косвенной формах;
    8. национально-географические приоритеты;
    9. система санкций в отношении нелегалов, посредников, работодателей;
    10. программы репатриации, призванные стимулировать отток мигрантов.

Используются, как правило, три их вида:

- программы  материальной компенсации;

- программы  профессиональной подготовки;

- программы  экономической помощи регионам  массовой эмиграции.

На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение миграционных процессов.

  1. Международная организация труда (МОТ). Создана в 1919 г., с 1946 г. стала специализированным учреждением ООН. Одной из наиболее ее важных функций является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как зарплата, продолжительность рабочего дня,  условия труда, вознаграждение за труд, социальное обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда.
  2. Международная организация по миграции (МОМ) образована в 1949 г. Ее основные цели: найм на работу, воссоединение семей, получение образования, краткие туристические, семейные, деловые визиты (на срок до 3 месяцев), поиск политического убежища, возвращение граждан на родину, выезд на постоянное жительство.
  3. Управление Верховного комиссара по делам беженцев при ООН. Занимается вопросами защиты беженцев, репатриации.
  4. Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) при ОЭСР. Координирует деятельность национальных иммиграционных управлений.

В настоящее время наблюдаются новые подходы в миграционной политике. Все больше признается необходимость сбалансированного, комплексного, многоуровневого и многостороннего управления миграционными процессами, ядром которого должно стать противодействие факторам, порождающим миграцию. В миграционную политику стали активнее включаться такие средства, как внешняя помощь, ПИИ, меры внешнеторговой политики, которые, способствуя установлению благоприятного делового климата, призваны сдерживать миграцию из основных стран-доноров. Соответственно адресатами миграционной политики становятся не только прибывающие в развитые государства и проживающие там иностранцы, но и потенциальные мигранты.

 

 

41. Республика Беларусь и международный рынок труда. Миграционная политика Республики Беларусь

Белорусский сегмент мирового рынка труда имеет следующие особенности:

  1. Беларусь выступает как потенциальный экспортер рабочей силы. Объемы импорта трудовых ресурсов невелики.
  2. Белорусская рабочая сила вполне конкурентоспособна на мировом рынке труда. Наша страна входит в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала и является своеобразным инкубатором высококвалифицированных кадров для всего остального мира. Тем не менее, среди выехавших трудовых мигрантов преобладают занятые физическим трудом.
  3. Для РБ характерна значительная нацеленность предложения рабочей силы на соседние государства: Польшу, Россию, Германию, Чехию, Словакию. Израиль, будучи в начале 90-х гг. самым крупным импортером человеческих ресурсов из Беларуси, сегодня таковым не является. С 2000 г. резко увеличился выезд белорусских трудовых мигрантов в США.
  4. Преобладание в структуре трудовой миграции молодежной составляющей (до 24 лет в основном).
  5. Определенная часть предложения рабочей силы нацелена на нелегальный сегмент мирового рынка труда. По разным оценкам, около 50 тыс. белорусских работников трудятся за рубежом нелегально, их не останавливает даже то, что за границей они лишены социальных гарантий, консульской защиты, имеют относительно меньшую оплату труда и проблемы с вывозом на родину заработанных денег.
  6. С конца 90-х гг. широкое распространение получила студенческая миграция по облегченному визовому режиму. Труд студентов используется в основном на сезонных сельскохозяйственных работах, в сфере услуг и досуга. Кроме материальных мотивов, студентов влечет языковая практика, желание испытать себя, знакомство с культурой и традициями других народов. В последнее время наблюдается снижение объема выезда таких мигрантов.
  7. «Утечка умов» из Беларуси не достигла угрожающих размеров. Число мигрировавших научных работников не превышает 0,2% от общего числа научных кадров при среднемировом показателе в 1%. Большее беспокойство вызывает их миграция в другие сферы деятельности.
  8. Эмиграция в Беларуси в значительной степени имеет возвратный характер. Ежегодно число возвращающихся из стран вне СНГ и Балтии составляет примерно 1/3 от числа выезжающих.

Формируя цели государственной миграционной политики, Беларусь исходит из необходимости цивилизованного вхождения в мировой рынок труда. В области экспорта рабочей силы таковыми являются:

- организация  оптимального оттока рабочих  рук;

- уменьшение  безвозвратной миграции, превращение  ее в возвратную, приносящую значительные  экономические выгоды;

- создание  имиджа нашей профессиональной  рабочей силе за рубежом;

- защита  прав и интересов трудящихся  мигрантов за рубежом.

В области импорта рабочей силы целями миграционной политики являются:

- закрепление  принципа приоритетности белорусских  граждан на занятие вакантных  мест;

- удовлетворение  потребностей экономики республики  в трудовых ресурсах в необходимом  объеме и соответствующего качества;

  1. пресечение нелегальной иммиграции.

 

 

42. Интеграция: понятие, предпосылки, признаки, формы, преимущества, экономические последствия

Интеграция есть, с одной стороны, объективный процесс развития глубоких и устойчивых связей и разделения труда между национальными хозяйствами, образования международных хозяйственных комплексов. С другой - это сознательно регулируемый процесс, охватывающий элементы правовой и политической надстройки. Она имеет тенденцию развиваться в тех регионах мира, где имеются для этого необходимые предпосылки. К ним относят: близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран, географическая близость, общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами; демонстрационный эффект; эффект «домино» (не остаться в стороне от идущих интеграционных процессов).

Цели интеграции: использование преимуществ экономики масштаба: создание благоприятных внешних условий для национального развития; укрепление позиций участвующих стран на международных переговорах по экономическим вопросам (например, в рамках ВТО); обмен опытом рыночных реформ: поддержание молодых отраслей национальной промышленности и сельского хозяйства.

Интеграция отличается от других форм экономического взаимодействия стран:

- взаимопроникновением  национальных воспроизводственных  процессов;

-широким  развитием международной специализации  и кооперирования в производстве, НИОКР на основе прогрессивных и глубоких их форм;

-подчинением  глубоких структурных изменений  в экономике стран-участниц стратегическим  целям интеграции;

-целенаправленным  регулированием интеграционных  процессов, координацией экономической  стратегии и политики стран-участниц;

-созданием специальных межгосударственных и даже наднациональных институтов в целях координации действий стран-участниц, проведения общей экономической политики в тех или иных масштабах;

- региональным  характером.

Формы интеграционных объединений:

  1. Зона сводной торговли (ЗСТ). Она означает отмену тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле, свободу межстранового движения товаров и услуг. ЗСТ может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, но нередко обходится без него. Основные параметры развития согласовываются на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.
  2. Таможенный союз (ТС) Он предполагает единое тарифное и нетарифное регулирование в отношениях с третьими странами наряду со свободой движения товаров и услуг внутри интеграционной группировки. Обычно на этом этапе создается система межгосударственных органов, чаще всего принимающих форму периодических совещаний министров, которые в своей работе опираются на постоянно действующий секретариат.
  3. Общий рынок (ОР). Предусматривает свободу движения не только товаров и услуг, но и факторов производства: капиталов, рабочей силы, технологий. Координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно 1-2 раза в год) глав государств и правительств стран - участниц, значительно более частых встречах министров, которые опираются на постоянно действующий секретариат.
  4. Экономический союз (ЭС). Предполагает проведение единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики, введение единой валюты, учреждение органов наднационального регулирования внутри интеграционной группировки.

Сегодня достаточно четко просматриваются 4 основных зоны интеграционных процессов: в Европе, Евразии, АТР, Америке. Наиболее продвинутой является Европа.

Экономическая интеграция обеспечивает ряд преимуществ для стран-участниц:

1. Дает  хозяйствующим субъектам более  широкий доступ к разного рода ресурсам (финансовым, материальным, трудовым), к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки.

2. Ослабляет  монопольную власть национальных  фирм с приходом на национальный  рынок иностранных конкурентов. Усиление конкуренции сдерживает  рост цен, стимулирует улучшение  качества товаров и создание  новых технологий.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине « Международная экономика»