Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:23, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине « Международная экономика».
Начиная с 50-х гг. проводится политика по привлечению высококвалифицированных кадров и инвесторов. Около половины американских математиков – выходцы из бывшего СССР, а 1/3 лауреатов Нобелевской премии – иммигранты.
Еще один международный регион миграции сформировался в Австралии. Здесь занято около 200 тыс. иностранных рабочих. Австралия, как и США, ориентирована на ассимиляцию иммигрантов. Кроме того, с 80-х гг. ХХ в. Австралия проводит миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса, в соответствии с которой в страну в первую очередь принимаются иммигранты, инвестирующие экономику страны.
В АТР основными импортерами рабочей силы являются Бруней. Япония. Гонконг, Малайзия, Сингапур. Республика Корея, Тайвань, Пакистан.
В Латинской Америке миграция населения имеет большое прошлое. Начиная со второй половины Х1Х в. этот континент стал одним из мировых центров притяжения иммигрантов, главным образом из стран Европы. С 60-х гг. межконтинентальная миграция начинает заменяться внутриконтинентальной. Наиболее распространенной формой миграции здесь является сельская сезонная, а также кратковременная – на работу в машиностроительных цехах филиалов известных автомобилестроительных ТНК.
Африке присуща внутренняя миграция. Принимающими странами здесь выступают страны Северной Африки и ЮАР, где мигранты работают в таких сферах, как алмазо- и золотодобыча, добыча урана.
Теоретическая разработка проблем международного перемещения рабочей силы началась недавно, с конца 60-х гг. 20 в. в рамках моделей экономического роста. Исследователи приходят к выводу, что главной экономической причиной миграции рабочей силы являются различия в условиях оплаты в разных странах и миграция оказывает положительное воздействие на темпы экономического роста в стране, принимающей мигрантов. Что касается воздействия на страну, из которой происходит эмиграция, то сторонники неоклассической теории полагают, что это ей не вредит, так как выехавшая рабочая сила была избыточной, или даже может помочь, если выехавшие работники присылают деньги своим родственникам. Неокейнсианцы же указывают на то, что эмиграция может вредить стране, например, в случае выезда квалифицированной рабочей силы. В этой связи широко обсуждалась идея введения налога на «утечку умов», доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития.
В последние годы акцент в анализе миграции сместился на исследование накопленного человеческого капитала, как эндогенного фактора экономического роста страны.
40. Миграционная политика. Формы и методы государственного регулирования внешней трудовой миграции
Государства как принимающих, так и экспортирующих рабочую силу стран регулируют миграционные процессы. С этой целью ими разрабатывается государственная миграционная политика.
Цели эмиграционной политики состоят в том, чтобы сократить безработицу, увеличить валютные поступления, обеспечить соответствующий уровень жизни эмигрантов за рубежом и их возвращение на родину, обогащенными профессиональными знаниями.
Регулирование эмиграции достигается косвенными методами, призванными создать благоприятный миграционный климат, а также прямыми методами, нацеленными на регулирование объемов и структуры миграционных потоков.
Косвенные методы включают такие, как:
1) средства поощрения валютных
переводов из-за рубежа и их
эффективное использование (предоставление
льгот по валютным вкладам; продажа
мигрантам ценных бумаг, необлагаемых
налогом; создание благоприятных
условий для использования валютных
средств на приобретение
2) таможенная
политика, предусматривающая таможенные
льготы для возвращающихся
3) специальные эмиграционные программы, дополнительно принимаемые в ряде стран.
Прямые методы включают такие, как:
1) требования к субъектам
2) экспансионистская политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран;
3) структурная политика, основными
элементами которой могут
а) лимитирование выдачи заграничных паспортов;
б) запрет прямой и косвенный на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот;
в) установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет.
Государственное регулирование иммиграции направлено на защиту национального рынка труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечение рационального использования их труда. Оно обеспечивается следующими инструментами:
Используются, как правило, три их вида:
- программы материальной компенсации;
- программы профессиональной подготовки;
- программы экономической помощи регионам массовой эмиграции.
На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение миграционных процессов.
В настоящее время наблюдаются новые подходы в миграционной политике. Все больше признается необходимость сбалансированного, комплексного, многоуровневого и многостороннего управления миграционными процессами, ядром которого должно стать противодействие факторам, порождающим миграцию. В миграционную политику стали активнее включаться такие средства, как внешняя помощь, ПИИ, меры внешнеторговой политики, которые, способствуя установлению благоприятного делового климата, призваны сдерживать миграцию из основных стран-доноров. Соответственно адресатами миграционной политики становятся не только прибывающие в развитые государства и проживающие там иностранцы, но и потенциальные мигранты.
41. Республика Беларусь и международный рынок труда. Миграционная политика Республики Беларусь
Белорусский сегмент мирового рынка труда имеет следующие особенности:
Формируя цели государственной миграционной политики, Беларусь исходит из необходимости цивилизованного вхождения в мировой рынок труда. В области экспорта рабочей силы таковыми являются:
- организация оптимального оттока рабочих рук;
- уменьшение безвозвратной миграции, превращение ее в возвратную, приносящую значительные экономические выгоды;
- создание имиджа нашей профессиональной рабочей силе за рубежом;
- защита прав и интересов трудящихся мигрантов за рубежом.
В области импорта рабочей силы целями миграционной политики являются:
- закрепление
принципа приоритетности
- удовлетворение
потребностей экономики
42. Интеграция: понятие, предпосылки, признаки, формы, преимущества, экономические последствия
Интеграция есть, с одной стороны, объективный процесс развития глубоких и устойчивых связей и разделения труда между национальными хозяйствами, образования международных хозяйственных комплексов. С другой - это сознательно регулируемый процесс, охватывающий элементы правовой и политической надстройки. Она имеет тенденцию развиваться в тех регионах мира, где имеются для этого необходимые предпосылки. К ним относят: близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран, географическая близость, общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами; демонстрационный эффект; эффект «домино» (не остаться в стороне от идущих интеграционных процессов).
Цели интеграции: использование преимуществ экономики масштаба: создание благоприятных внешних условий для национального развития; укрепление позиций участвующих стран на международных переговорах по экономическим вопросам (например, в рамках ВТО); обмен опытом рыночных реформ: поддержание молодых отраслей национальной промышленности и сельского хозяйства.
Интеграция отличается от других форм экономического взаимодействия стран:
- взаимопроникновением
национальных
-широким
развитием международной
-подчинением
глубоких структурных
-целенаправленным
регулированием интеграционных
процессов, координацией экономической
стратегии и политики стран-
-созданием специальных межгосударственных и даже наднациональных институтов в целях координации действий стран-участниц, проведения общей экономической политики в тех или иных масштабах;
- региональным характером.
Формы интеграционных объединений:
Сегодня достаточно четко просматриваются 4 основных зоны интеграционных процессов: в Европе, Евразии, АТР, Америке. Наиболее продвинутой является Европа.
Экономическая интеграция обеспечивает ряд преимуществ для стран-участниц:
1. Дает хозяйствующим субъектам более широкий доступ к разного рода ресурсам (финансовым, материальным, трудовым), к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки.
2. Ослабляет
монопольную власть
Информация о работе Курс лекций по дисциплине « Международная экономика»