Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:23, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине « Международная экономика».
Рынок дериватов уже достаточно развит и явная заинтересованность банков в активном управлении финансовыми рисками гарантирует определенный потенциал этого рынка в будущем.
33. Международные финансовые и оффшорные центры. Оффшорные банковские центры.
МРСК имеет определенную географическую локализацию. Он включает в себя ряд международных финансовых центров, которые аккумулируют и распределяют по всему миру огромные массы капитала. В них сосредоточены многочисленные кредитно-финансовые учреждения, обслуживающие мировую торговлю и миграцию капиталов. Здесь производятся основные массы международных валютных, депозитных, кредитных, эмиссионных и страховых операций.
Ведущим международным финансовым центром по праву считается Нью-Йорк. Особенно велика его роль в эмиссии акций и облигаций, в торговле ценными бумагами.
Главным европейским финансовым центром является Лондон. Он занимает первое место в мире по объему международных валютных, депозитных и кредитных операций. Ему принадлежит лидирующая роль в развитии новых операций с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами. В области традиционных долгосрочных займов в Западной Европе выделяют Цюрих и Франкфурт-на-Майне. Люксембург специализируется на кратко- и среднесрочных кредитных операциях.
Сравнительно недавно выросли новые международные финансовые центры на периферии – в Сингапуре, Гонконге, Бахрейне, Панаме, на Багамских, Каймановых и Антильских островах. Они получили название «оффшор». Большинство из них имеет льготное налогообложение и льготный валютный режим. По оценке, в оффшорных центрах размещено около 5 тыс.дол. финансовых ресурсов. Их можно считать все более важной составной частью рынка евродолларов, хотя здесь осуществляются операции не только с евровалютами.
34. Государственное стимулирование и ограничение движения международных инвестиций. Свободные экономические зоны
Усиление влияния миграции капитала и деятельности ТНК на внутриэкономические процессы явилось важнейшей причиной все более активного вмешательства государства в сферу международного предпринимательства.
Цель госрегулирования международных инвестиций - получить эффект от их вложения в национальную экономику. Это госрегулирование состоит из мероприятий, как ограничивающих, так и стимулирующих деятельность экономических субъектов с иностранными инвестициями. Введение ограничений вызвано следующими причинами:
-опасениями
стран относительно
-опасениями потери части национального достояния;
-стремлением
содействовать участию
-желанием
контролировать приток
Традиционные формы госрегулирования притока иностранных инвестиций условно делят на две группы: прямые и скрытые. К прямым формам относят методы и средства, регулирующие приток иностранных инвестиций на основе законодательных норм и правил. К скрытым относят ограничения, которые представляют собой барьеры, связанные со спецификой административных процедур, деятельностью политических и социально-культурных организаций и т.д.
Для регулирования притока иностранных инвестиций используются следующие методы:
Перечисленные методы могут использоваться правительствами в разных комбинациях, но их воздействие на объем и эффективность иностранных инвестиций должно быть согласовано с элементами инвестиционного климата, т.е. со всей совокупностью условий приема и функционирования иностранного капитала в стране, а также методами стимулирования притока иностранных инвестиций в страну – реципиент.
Цель стимулирования – воздействовать на направление, величину и характер инвестиционных потоков. Выделяют три направления политики стимулирования:
Развивающиеся страны и страны с переходными экономиками могут особо поощрять:
- иностранные
инвестиции, положительно влияющие
на состояние платежного
-инвестиционные проекты, особо значимые для развития национальной экономики (проекты с передовой технологией, капиталоемкие проекты, в наименее развитые регионы).
Средства стимулирования подразделяются на:
1. Фискальные стимулы (снижение ставки налога на прибыль, налоговые каникулы, ускоренная амортизация, сокращение взносов в социальные фонды, снижение экспортных пошлин и т.д.);
2. Финансовые стимулы (прямые субсидии, субсидированные займы, гарантии на предоставление займа, страхование от некоторых видов риска и т.д.);
3. Прочие льготы (защита от импортной конкуренции, закрытие рынка для других инвесторов и пр.).
Существенную роль в активизации международного инвестирования играют свободные экономические зоны (СЭЗ). Они предоставляют многочисленные льготы для притока иностранных инвестиций в разные сферы экономики.
СЭЗ – это обособленная в хозяйственном отношении от остальной территории часть государства, на которой создаются льготные условия и финансовые стимулы иностранным инвесторам, устанавливается беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров. Наибольшее распространение в мировой практике получили следующие виды зон: зоны беспошлинной (свободной) торговли; экспортно-промышленные зоны; зоны развития новых и высоких технологий (технопарки, технополисы, бизнес-инновационные центры и инкубаторы); специальные экономические зоны, которые специализируются на конкретной сфере деятельности (например, экополисы), оффшорные зоны.
В оффшорных зонах создается особо благоприятный валютно-финансовый режим: свободный вывоз прибыли, отсутствие таможенных пошлин и сборов для иностранных инвесторов, минимальные требования к размерам уставного капитала, высокий уровень банковской и коммерческой секретности. Оффшорный бизнес наиболее развит в банковской и страховой сфере деятельности, морском судоходстве, консалтинге. Оффшорные компании функционируют в США, Великобритании, Японии, Швейцарии, Ирландии, Лихтенштейне, Гонконге и Сингапуре. Новые оффшор-центры появились на Мальте, в Израиле, в Малайзии и других странах.
Особый режим ВЭД в оффшорных зонах вводиться для привлечения иностранных инвестиций, увеличения притока валюты от экспорта товаров и услуг, повышения конкурентоспособности национального производства.
Основными инвесторами в СЭЗ включая и оффшор-центры, являются не крупные, а мелкие, а средние ТНК. Именно они больше других нуждаются в льготах.
35. Международные и региональные финансовые организации и их кредитные механизмы.
К ведущим международным финансовым организациям относят, прежде всего, МВФ и систему Всемирного банка.
МВФ предоставляет средства для преодоления дефицита платежного баланса. Наиболее важным источником кредитования являются взносы государств-членов, дополняемые займами МВФ у своих членов.
В рамках обычного механизма кредитования МВФ предоставляет средства своим членам равными кредитными траншами, каждый из которых соответствует 25% квоты государства-члена. В рамках программы расширенного финансирования членам МВФ может предоставляться среднесрочный кредит (обычно на 3 года) для устранения структурных перекосов. Кроме того, МВФ имеет специальные и льготные механизмы предоставления финансовой помощи странам.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - основное кредитное учреждение группы Всемирного банка. В отличие от МВФ он предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР является самым крупным кредитором проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев на срок 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от 3 до 5 лет. Особенностью банка является то, что он не переносит сроки платежей по предоставленным кредитам. Финансовые ресурсы МБРР складываются из собственного капитала, получаемой прибыли от операций, из средне- и долгосрочных займов на мировом рынке капиталов. Часть заемных средств банк получает от Центральных банков отдельных стран.
Международная ассоциация развития (МАР) входит в группу Всемирного банка и оказывает помощь самым бедным странам, предоставляя беспроцентные займы с 30-40 летним сроком погашения и отсрочкой основных платежей в течение первых 10 лет. Средства МАР образуются в основном за счет добровольных взносов стран-членов. Льготные кредиты предоставляются только государствам.
Международная финансовая корпорация также входит в группу Всемирного банка. Она финансирует проекты частного сектора. Процентные ставки варьируются в зависимости от страны и проекта. Займы погашаются в течение 3-5 лет. Отсрочка платежей возможна в течение первых 12 лет. МФК не признает гарантий правительств.
Кроме кредитных учреждений группы Всемирного банка, ресурсы на цели развития предоставляют также региональные банки развития: Азиатский банк развития, Африканский банк развития, Межамериканский банк развития и ряд других финансовых институтов.
Для содействия переходу стран ЦВЕ к рыночной экономике с 1991 г. стал действовать Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Доли различных стран в капитале ЕБРР менее дифференцированы, чем у МБРР.
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) предоставляет долгосрочные кредиты и гарантии компаниям, государствам и финансовым институтам для финансирования преимущественно инфраструктурных объектов в менее развитых странах ЕС. Деятельность этого банка первоначально охватывала только участников ЕС впоследствии распространилась и на другие европейские государства, а также развивающиеся страны, подписавшие Ломейские конвенции.
Кроме ЕИБ, в рамках ЕС действуют также фонды развития и структурные фонды, предоставляющие субсидии и кредиты на льготных условиях.
36. Проблемы и значение привлечения инвестиций в Республику
Беларусь
В условиях глобализации производственно-инвестиционная модель сотрудничества разных стран стала преобладающей. Инвестиционная тема для Беларуси также является весьма актуальной. Износ основных фондов приблизился к критической точке, за которой начинается физический распад производственного потенциала и опасность возникновения техногенных аварий и катастроф. В промышленности он достиг 75%, а в целом по народному хозяйству - 75-80%. Основными источниками инвестиций в Республике Беларусь являются средства предприятий и госбюджета. На долю иностранных инвесторов приходится всего 3-5% вложений в основной капитал (за рубежом этот показатель достигает 15%). Причем подавляющая часть этих инвестиций (до 80%) состоит из кредитов от зарубежных совладельцев и только порядка 10% составляют взносы в уставные фонды предприятий. Очень мало интересуют зарубежных инвесторов широко развитые в Беларуси промышленность, сельское хозяйство, деревообработка, стройиндустрия, пищевая отрасль, туризм. Он предпочитает поддерживать развитие торговли и общепита, связи. Таким образом, в Беларуси присутствуют точечные иностранные инвестиции, которые невелики по объемам. Это позволило экспертам ЮНКТАД в Докладе о мировых инвестициях (2005 г.) отнести республику к числу стран с высоким, но неполно используемым потенциалом иностранных инвестиций.
Впрочем, Беларусь не стремится к механическому валовому притоку инвестиций. Во главу угла поставлен качественный аспект: ввоз в страну новых и высоких технологий. Благоприятные социально-политические и экономические условия для этого имеются: относительно низкий уровень внешнего долга к ВВП, выгодное географическое положение, устойчивый экономический рост, наличие квалифицированной рабочей силы. Принята программа привлечения ПИИ, Инвестиционный кодекс, активно действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, создано Национальное инвестиционное агентство, задачей которого является организация инвестиционных проектов под ключ и которое работает по принципу одного окна. Утверждена Государственная программа инновационного развития на 2007-2010 годы. В Интернете открыт инвестиционный сайт с указанием наиболее привлекательных сфер для инвестиций.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине « Международная экономика»