Лекции по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:44, курс лекций

Краткое описание

Предмет микроэкономики
Микроэкономика- составная часть эконимич. Науки, которая изучает экономические взаимоотношения между людьми и определяет общие закономерности хоз. Деятельности. Микроэкономика рассматривает принципы принятия решений хоз-ными субъектами, при этом отмечается, что каждый экономич. Субъект действует в условиях рыночной экономики, принимает решения и обладает свободой и суверенитетом. Микроэкономика изучает поведение субъектов хоз. деятельности, когда они выступают в различных ролях (продавец-покупатель) и разных рыночных ситуациях. Она формулирует те принципы, которыми руководствуются субъекты хоз. дея-ти при принятии решений.

Вложенные файлы: 1 файл

mikroekonomika_111_m_-_kopia.doc

— 911.00 Кб (Скачать файл)

Монополист, назначая цену и определяя объём производства, стремится не к самой высокой  прибыли на единицу продукции, а  к максимизации совокупной прибыли. При определённых условиях он может увеличить совокупную прибыль путем ценовой дискриминации, т.е. назначая разные цены на различные единицы одного и того же товара для различных покупателей. Это осуществимо в том случае, когда монополист будет иметь возможность:  разделить покупателей по степени эластичности спроса на группы; ограничить свободу перемещения товара между этими группами. Экономические последствия ценовой дискриминации выражаются не только в увеличении совокупной прибыли, но и в производстве большого объёма продукции. В определенной ситуации: например, падение спроса, рост издержек, монополист может нести убытки. Минимизируя убытки, в случае, если цена ниже средних общих издержек Р=АС, фирма-монополист выбирает также эластичный участок кривой спроса и производит такой объём товара, при котором МR=МС. Ре - цена минимизации убытков.

Рис.2. Минимизация убытков  фирмы в условиях чистой монополии

 

Рис. 3. Самоокупаемость  фирмы в условиях чистой монополии

В том случае, если средние  общие издержки при выпуске объема товаров Qе равны цене Р=АС, фирма монополист получает нормальную прибыль. Объем производства определяется равенством МR=МС. Ре - цена, безубыточности.

Правило определения  объёма производства МR=МС в условиях чистой монополии выполняется в том случае, когда цена больше предельных издержек Р˃МС, а точка пресечения кривых предельного дохода и предельных издержек лежит ниже кривой спроса.

 

 

 

  1. Определение цены объема производства в условиях чистой монополии в долгосрочном периодах.

Для долгосрочного  периода характерна возможность  изменения объемов использования всех факторов производства и возможность полного закрытия фирмы, ее ухода из рассматриваемой отрасли. Если фирма не сможет установить на свою продукцию цены, которые позволят окупить ее средние издержки, она предпочтет уйти из отрасли. Так как монополист сам определяет уровень цен и объем продаж, то в отсутствие государственного регулирования он установит такое соотношение цен и объемов, которое принесет ему максимум прибыли. В отраслях, где существует конкуренция, получение экономической прибыли в длительном периоде затруднительно из-за входящих в отрасль новых фирм. В условиях монополии барьеры для входа на рынок защищают действующую фирму и позволяют ей получать экономическую прибыль.

Уровень прибыльности фирм-монополистов во многом обуславливается «высотой» барьеров, защищающих их от потенциальных конкурентов. В условиях открытой монополии, где барьеры относительно невысоки и недолговечны, фирмы вынуждены часть прибыли (иногда довольно значительную) тратить на поддержание старых и возведение новых барьеров. Кроме того, фирмы могут не пользоваться своим монопольным положением и не устанавливать цены на максимально возможном уровне, не извлекать максимально возможной прибыли, чтобы не давать потенциальным конкурентам соблазна войти в отрасль.  Такую ситуацию на рынке называют состязательной монополией.  В условиях закрытой и естественной монополий барьеры для входа новых фирм относительно высоки и надежны, и фирмы могут, не опасаясь потенциальных конкурентов, использовать свое положение для извлечения максимально высоких прибылей. Так как монопольное положение на рынке позволяет фирмам получать сверхприбыль, то по уровню прибыльности фирм можно косвенно судить о степени их рыночной власти — чем выше прибыль, тем больше оснований заподозрить фирму в том, что она является монополией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономические последствия монополии

Чистая монополия  возникает, когда одна фирма выступает  на рынке единственным  производителем продукта, не имеющего близких заменителей. Известно, что в условиях чистой конкуренции фирма не оказывает влияния на цену продукта, она просто приспосабливается к ней. Происходит это потому, что отдельно взятая фирма поставляет на рынок незначительное число продукции. В противовес этому чистая монополия диктует на рынке цену, ибо является основным поставщиком этого вида продукции.

  Существование чистой монополии во многом предопределено наличием барьеров для вступления в отрасль. Подобные барьеры имеют отношение не только к чистой монополии но также и к «частичным монополиям»- довольно распространенному в экономике явлению.

 На пути  проникновения фирмы в отрасль  прежде всего становятся относительно  низкие издержки пр-ва. Уровень  технической и технологической  оснащенности современных пр-в  настолько высок, что эффективное  малозатратное пр-во может быть достигнуто только при весьма крупных его размерах. Такое положение характерно, например, для автомобильной, нефтехимической отраслей экономики. Каждая из них контролирует до 1/3 рынка своих товаров . естественно, что конкурентам чрезвычайно трудно войти в эти отрасли. В итоге получается, что контролируют пр-ва ряд базовых отраслей, традиционно и исторически заполняющие ее.

 

Негативные  последствия монполии:

- завышение цены

-занижение объема  выпуска

- неэффективное  использование привлеченных ресурсов

- завышение прибыли

Чистых монополий  в реальном мире очень мало, они  чаще появляются на местных рынках, чем на национальном и мировом. Власть монополистов ограничивают различные  акторы, например:

-спрос на  продукцию монополистов не является абсолютно неэластичным, а это сужает возможности завышения монопольной цены.

- монополистические  барьеры не явлются непреодолимыми, следовательно, сохраняется угрза  потенциальной конкуренции

- пострадавшие  от монопольной практики группы  населения способствуют созданию механизма защиты общества от власти монополий.

  1. Ценовая дискриминация в условиях чистой монополии .

Ценовая дискриминация  имеет место, когда фирма продаёт  свой товар разным потребителям по разным ценам. Эти различия  не связаны  с качеством. Целью дифференциации цен является присвоение излишка потребителя и превращение его в дополнительную прибыль фирмы. Устанавливать дифференцированные цены есть смысл на товары, кот покупатель не может перепродать.

Формы ценовой  дискриминации (ЦД):

1) совершенная ЦД

2) ЦД по объему  покупки

3) ЦД на сегментированных  рынках

I имеет место,  когда монополист каждому покупателю  устанавливает разную цену(Врач  редкой специализации в частной  клинике). В этом случае монополист  полностью присваивает излишек  потребителя.

II Сегментированный  рынок - рынок, на кот можно  выделить 2 и более групп покупателей,  кот различаются по каким-либо  признакам. Речь идёт о покупателях,  кот различаются по чувствительности  на изменение цены. В этом случае  монополист устанавливает разную цену на разных сегментах, в соответствии с эластичностью спроса по цене на товар покупателей соответствующего сегмента.

III  предполагает установление разных цен для разных категорий покупателей: студентов, пенсионеров, детей дошкольного возраста.

 Все виды ценовой дискриминации позволяют монополисту завышать цены и тем самым перераспределять излишек потребителя в свою пользу.

  1. Естественная монополия и регулирование их деятельности.

Естественная  монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В результате спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Естественная монополия  отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени  удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В основе естественной монополии – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Например, энергообеспечение, телефонные услуги и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество предприятий. Поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основные признаки естественной монополии: 1) юридическое основание установления, реализации и прекращения режима; 2) соотношение законодательства о монополиях с Законом «О конкуренции», их разграничение посредством правового регулирования; 3) границы действия рассматриваемых монопольных режимов по отраслям и видам хозяйствования; 4) общий правовой статус субъектов монополий, специфический характер их прав и обязанностей; 5) система регулирования деятельности субъектов монополий; 6) санкции и ответственность за нарушение положений законодательства в соответствующей области. Методы регулирования естественных монополий: 1) Ценовой метод регулирования естественных монополий – это установление цен или предельных тарифов на продукцию вышеперечисленных компаний.; 
2) Неценовой метод регулирования естественных монополий состоит в определении потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные черты монополистической конкуренции, дифференциация продукта.

   Монополистическая  конкуренция- это рыночная структура, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. В результате продавцы получают определенный объем рыночной власти, но меньший, чем монополисты.  Такая конкуренция  имеет место во многих отраслях промышленности, но в основном в отраслях,  где производятся и реализуются потребительские блага широкого ассортимента. Для данного типа экономики характерно сочетание конкуренции с монопольной властью отдельных фирм на рынке.

Основные признаки:

- малые разеры и многочисленность  фирм- на рынке действуют множество  фирм, среди которых либо вообще  нет крупных, либо они не  имеют решающего преимущества  перед мелкими.

- низкие барьеры в условиях  монополистической конкуренции  позволяют относительно легко основать фирму или покинуть рынок.

- несовершенство информации  свойственно не только монополистической  структуре рынка: даже при совершенной  конкуренции абсолютно полная  и точная информация явл. Скорее  теоретической абстракцией. 

-дифференциация продукта явл. Наиболее характерной и важной чертой рынка монополистической конкуренции. Выпускаемый товар принадлежит к определенной товарной категории, но одновременно отличается от изделий других производителей.

Диффереиация представляет собой качественную разновидность однотипных продуктов,  т.е. каждый товар в какой-то степени уникален и вместе с тем имеет массу более или менее похожих на него товаров-аналогов.

Факторы дифференциации: -различия в кач-ве; - различия в сервисе; -различия в рекламе.

Дифференциация  имеет еще один важный аспект: она  может служить барьером для вступления в отрасль. Точное повторение удачной  разновидности продукта прежде всего  связано с дополнительными затратами( изменение технологии, покупка или  переналадка оборудования, переход на новые виды сырья), а в случаях, когда фирма использует защищенную патентом технологию и уникальное сырье, оказывается вообще невозможным.

 

  1. Равновесие фирмы монополистического конкурента в краткосрочном периоде.

В условиях монополистической  конкуренции нет высоких барьеров при вступлении в отрасль. Эффект масштаба незначителен, поэтому эффективны также и мелкие, так и средние фирмы, если они могут предложить товар, соответствующий запросам на рынке и по соответствующей цене. Вопрос об объёме выпуска и цене решается самостоятельно в соответствии со спросом. При этом фирма не учитывает реакции соперников при установлении цены и объёма продаж. На таком рынке новые фирмы появляются до тех пор, пока извлекается прибыль.Так как кривая спроса на монополистическом  рынке имеет небольшой отрицательный наклон, то спрос на продукцию отдельной фирмы на данном рынке менее эластичен, чем на рынке чистой конкуренции, но более эластичен, чем на рынке чистой монополии. Таким образом, покупатель имеет выбор, но меньший, чем на рынке чистой конкуренции. Степень эластичности спроса зависит от числа фирм-конкурентов и от степени дифференциации предлагаемого товара на рынке. Предложение на данном рынке менее эластично, чем на ранках чистой конкуренции и чистой монополии, так как производительные мощности отдельной фирмы на рынке монополистической конкуренции ограничены. Цены на продукцию дифференцированы. В основе дифференциации цен лежит различие в потребительских свойствах товаров, выпускаемых различными производителями и различные их издержки. Для монополизации прибыли фирма будет производить такой объём продукции, при котором MR=MC. Также важно умело манипулировать ценой и неценовыми факторами. Оптимальное сочетание объёма выпуска, цены и использование неценовых факторов находится методом проб и ошибок. При этом высока роль участия менеджеров и маркетологов. В условиях монополистической конкуренции фирма производи меньше продукции, чем фирмы-чистые конкуренты, но реализует по большим ценам. В то же время ситуация на рынке монополистической конкуренции схожа с чистой конкуренцией: фирма может получить экономическую прибыль в краткосрочном периоде, если её AC меньше рыночной цены, при Р меньшем АС— в убытке. Краткосрочное состояние монополизации прибыли совпадает с ситуацией, характерной для простой монополии. Объём производства определяется пересечением кривых МС и МR. Колебание цены задаётся высотой прямой спроса вне этой прямой. Фирма получает экономический доход. В данной ситуации (график) цена превышает средние издержки.

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"