Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:44, курс лекций
Предмет микроэкономики
Микроэкономика- составная часть эконимич. Науки, которая изучает экономические взаимоотношения между людьми и определяет общие закономерности хоз. Деятельности. Микроэкономика рассматривает принципы принятия решений хоз-ными субъектами, при этом отмечается, что каждый экономич. Субъект действует в условиях рыночной экономики, принимает решения и обладает свободой и суверенитетом. Микроэкономика изучает поведение субъектов хоз. деятельности, когда они выступают в различных ролях (продавец-покупатель) и разных рыночных ситуациях. Она формулирует те принципы, которыми руководствуются субъекты хоз. дея-ти при принятии решений.
Монополист, назначая цену
и определяя объём
Рис.2. Минимизация убытков фирмы в условиях чистой монополии
Рис. 3. Самоокупаемость фирмы в условиях чистой монополии
В том случае, если средние общие издержки при выпуске объема товаров Qе равны цене Р=АС, фирма монополист получает нормальную прибыль. Объем производства определяется равенством МR=МС. Ре - цена, безубыточности.
Правило определения объёма производства МR=МС в условиях чистой монополии выполняется в том случае, когда цена больше предельных издержек Р˃МС, а точка пресечения кривых предельного дохода и предельных издержек лежит ниже кривой спроса.
Для долгосрочного
периода характерна возможность
изменения объемов использовани
Уровень прибыльности фирм-монополистов во многом обуславливается «высотой» барьеров, защищающих их от потенциальных конкурентов. В условиях открытой монополии, где барьеры относительно невысоки и недолговечны, фирмы вынуждены часть прибыли (иногда довольно значительную) тратить на поддержание старых и возведение новых барьеров. Кроме того, фирмы могут не пользоваться своим монопольным положением и не устанавливать цены на максимально возможном уровне, не извлекать максимально возможной прибыли, чтобы не давать потенциальным конкурентам соблазна войти в отрасль. Такую ситуацию на рынке называют состязательной монополией. В условиях закрытой и естественной монополий барьеры для входа новых фирм относительно высоки и надежны, и фирмы могут, не опасаясь потенциальных конкурентов, использовать свое положение для извлечения максимально высоких прибылей. Так как монопольное положение на рынке позволяет фирмам получать сверхприбыль, то по уровню прибыльности фирм можно косвенно судить о степени их рыночной власти — чем выше прибыль, тем больше оснований заподозрить фирму в том, что она является монополией.
Чистая монополия возникает, когда одна фирма выступает на рынке единственным производителем продукта, не имеющего близких заменителей. Известно, что в условиях чистой конкуренции фирма не оказывает влияния на цену продукта, она просто приспосабливается к ней. Происходит это потому, что отдельно взятая фирма поставляет на рынок незначительное число продукции. В противовес этому чистая монополия диктует на рынке цену, ибо является основным поставщиком этого вида продукции.
Существование чистой монополии во многом предопределено наличием барьеров для вступления в отрасль. Подобные барьеры имеют отношение не только к чистой монополии но также и к «частичным монополиям»- довольно распространенному в экономике явлению.
На пути
проникновения фирмы в отрасль
прежде всего становятся
Негативные последствия монполии:
- завышение цены
-занижение объема выпуска
- неэффективное использование привлеченных ресурсов
- завышение прибыли
Чистых монополий в реальном мире очень мало, они чаще появляются на местных рынках, чем на национальном и мировом. Власть монополистов ограничивают различные акторы, например:
-спрос на
продукцию монополистов не явля
- монополистические
барьеры не явлются
- пострадавшие
от монопольной практики
Ценовая дискриминация имеет место, когда фирма продаёт свой товар разным потребителям по разным ценам. Эти различия не связаны с качеством. Целью дифференциации цен является присвоение излишка потребителя и превращение его в дополнительную прибыль фирмы. Устанавливать дифференцированные цены есть смысл на товары, кот покупатель не может перепродать.
Формы ценовой дискриминации (ЦД):
1) совершенная ЦД
2) ЦД по объему покупки
3) ЦД на сегментированных рынках
I имеет место,
когда монополист каждому
II Сегментированный
рынок - рынок, на кот можно
выделить 2 и более групп покупателей,
кот различаются по каким-либо
признакам. Речь идёт о
III предполагает установление разных цен для разных категорий покупателей: студентов, пенсионеров, детей дошкольного возраста.
Все виды ценовой дискриминации позволяют монополисту завышать цены и тем самым перераспределять излишек потребителя в свою пользу.
Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В результате спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Естественная монополия
отражает ситуацию, когда спрос на
данный товар в лучшей степени
удовлетворяется одной или
Основные признаки
естественной монополии: 1) юридическое основание установления,
реализации и прекращения режима; 2) соотношение
законодательства о монополиях с Законом
«О конкуренции», их разграничение посредством
правового регулирования; 3) границы действия
рассматриваемых монопольных режимов
по отраслям и видам хозяйствования; 4)
общий правовой статус субъектов монополий,
специфический характер их прав и обязанностей;
5) система регулирования деятельности
субъектов монополий; 6) санкции и ответственность
за нарушение положений законодательства
в соответствующей области. Методы регулирования
естественных монополий: 1) Ценовой метод
регулирования естественных монополий
– это установление цен или предельных
тарифов на продукцию вышеперечисленных
компаний.;
2) Неценовой метод регулирования естественных
монополий состоит в определении потребителей,
подлежащих обязательному обслуживанию.
Монополистическая конкуренция- это рыночная структура, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. В результате продавцы получают определенный объем рыночной власти, но меньший, чем монополисты. Такая конкуренция имеет место во многих отраслях промышленности, но в основном в отраслях, где производятся и реализуются потребительские блага широкого ассортимента. Для данного типа экономики характерно сочетание конкуренции с монопольной властью отдельных фирм на рынке.
Основные признаки:
- малые разеры и
- низкие барьеры в условиях монополистической конкуренции позволяют относительно легко основать фирму или покинуть рынок.
- несовершенство информации
свойственно не только
-дифференциация продукта явл. Наиболее характерной и важной чертой рынка монополистической конкуренции. Выпускаемый товар принадлежит к определенной товарной категории, но одновременно отличается от изделий других производителей.
Диффереиация представляет собой качественную разновидность однотипных продуктов, т.е. каждый товар в какой-то степени уникален и вместе с тем имеет массу более или менее похожих на него товаров-аналогов.
Факторы дифференциации: -различия в кач-ве; - различия в сервисе; -различия в рекламе.
Дифференциация
имеет еще один важный аспект: она
может служить барьером для вступления
в отрасль. Точное повторение удачной
разновидности продукта прежде всего
связано с дополнительными
В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров при вступлении в отрасль. Эффект масштаба незначителен, поэтому эффективны также и мелкие, так и средние фирмы, если они могут предложить товар, соответствующий запросам на рынке и по соответствующей цене. Вопрос об объёме выпуска и цене решается самостоятельно в соответствии со спросом. При этом фирма не учитывает реакции соперников при установлении цены и объёма продаж. На таком рынке новые фирмы появляются до тех пор, пока извлекается прибыль.Так как кривая спроса на монополистическом рынке имеет небольшой отрицательный наклон, то спрос на продукцию отдельной фирмы на данном рынке менее эластичен, чем на рынке чистой конкуренции, но более эластичен, чем на рынке чистой монополии. Таким образом, покупатель имеет выбор, но меньший, чем на рынке чистой конкуренции. Степень эластичности спроса зависит от числа фирм-конкурентов и от степени дифференциации предлагаемого товара на рынке. Предложение на данном рынке менее эластично, чем на ранках чистой конкуренции и чистой монополии, так как производительные мощности отдельной фирмы на рынке монополистической конкуренции ограничены. Цены на продукцию дифференцированы. В основе дифференциации цен лежит различие в потребительских свойствах товаров, выпускаемых различными производителями и различные их издержки. Для монополизации прибыли фирма будет производить такой объём продукции, при котором MR=MC. Также важно умело манипулировать ценой и неценовыми факторами. Оптимальное сочетание объёма выпуска, цены и использование неценовых факторов находится методом проб и ошибок. При этом высока роль участия менеджеров и маркетологов. В условиях монополистической конкуренции фирма производи меньше продукции, чем фирмы-чистые конкуренты, но реализует по большим ценам. В то же время ситуация на рынке монополистической конкуренции схожа с чистой конкуренцией: фирма может получить экономическую прибыль в краткосрочном периоде, если её AC меньше рыночной цены, при Р меньшем АС— в убытке. Краткосрочное состояние монополизации прибыли совпадает с ситуацией, характерной для простой монополии. Объём производства определяется пересечением кривых МС и МR. Колебание цены задаётся высотой прямой спроса вне этой прямой. Фирма получает экономический доход. В данной ситуации (график) цена превышает средние издержки.