Лекции по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:44, курс лекций

Краткое описание

Предмет микроэкономики
Микроэкономика- составная часть эконимич. Науки, которая изучает экономические взаимоотношения между людьми и определяет общие закономерности хоз. Деятельности. Микроэкономика рассматривает принципы принятия решений хоз-ными субъектами, при этом отмечается, что каждый экономич. Субъект действует в условиях рыночной экономики, принимает решения и обладает свободой и суверенитетом. Микроэкономика изучает поведение субъектов хоз. деятельности, когда они выступают в различных ролях (продавец-покупатель) и разных рыночных ситуациях. Она формулирует те принципы, которыми руководствуются субъекты хоз. дея-ти при принятии решений.

Вложенные файлы: 1 файл

mikroekonomika_111_m_-_kopia.doc

— 911.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Использование теории игр в моделировании поведения олигополиста.

 

Теория игр анализирует поведение лиц и организаций с противоположными интересами. Результаты решения управления фирм зависят не только от самих этих решений, но и от решений конкурентов. Теорию игр можно применить к ценовой стратегии олигополистических фирм. Следующий пример иллюстрирует возможности теории игр. В предыдущей модели ценовой войны предполагается, что конкурент будет сохранять цену неизменной. Они высчитывают прибыль от своего решения о цене, допуская, что соперник не будет отвечать понижением цены. Предположим, что руководство более приближено к реальности. Они не придерживаются упрямо мнения, что конкурент сохранит свою цену неизменной, а осознают, что противник либо ответит понижением цены, либо сохранит ее на прежнем уровне. Т.е. прибыль, которую может получить  фирма, зависит от реакции соперника. В данном случае, менеджеры  подсчитывают свои прибыли как для случая, в котором конкурент сохраняет цену неизменной, так и для случая изменения цены. Итогом этого является матрица результатов, которая показывает выгоду или убыток от каждой возможной стратегии  для каждого возможного ответа  соперника по игре. Сколько игрок может выиграть или проиграть зависит от стратегии соперника.

 

 

  1. Показатели монопольной власти и антимонопольное законодательство

Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое  на рынке количество этого товара. Чистая монополия обладает действительной (полной) монопольной властью. Степень монопольной власти весьма относительна, если на рынке действует не одна, а несколько производителей аналогичной продукции. Необходимой предпосылкой монопольной власти является наклоненная вниз кривая спроса на продукцию фирмы. Для количественной характеристики монопольной власти используются:

показатель монопольной  власти Лернера L = (P-MC)/P, который показывает степень превышения цены товара над  предельными издержками его производства.

0 < L < 1, чем  больше L, тем больше монопольная  власть фирмы.

индекс монопольной  власти (M), который показывает степень  превышения цены над долгосрочными  средними издержками (LAC): M = (P-LAC)/P;

Индекс Херфиндаля –Хиршмана, который определяет степень концентрации рынка: Н = Р21 + Р22 + … + Р2n , где Н – показатель концентрации, Рn - процентная доля фирмы на рынке или удельный вес в отраслевом предложении. Максимальное значение Н – 10000. Если Н меньше 1000, то рынок считается неконцентрированным. Если Н ³ 1800, то отрасль считается высокомонополизированной.

Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

Антимонопольная политика государства всегда опирается на антимонопольное законодательство. Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции Все эти меры направлены поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества. Разработка и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.

Существуют две основные формы борьбы с монополиями:

1) предупреждение создания  монополий;

2) ограничение использования  монопольной власти.

Для проведения антимонопольной  политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Олигополия и эффективность

При исследовании эффективности рыночных структур имеют  в виду прежде всего максимизацию общественного благосостояния, а  не прибыльность функционирования самой  фирмы. Для об-ва монополизм связан с высоким уровнем цен, низкими объемами пр-ва продукции и зачастую плохим ее кач-вом. Получение фирмой рыночной власти ведет , с одной стороны к увеличению излишка производителя, а с другой- к снижению излишка потребителя.

 Идеалом эффективности  для общ-ва  считается ситуация, когда цены реализации товара фирмами совпадают с уровнем предельных издержек последних, а в долгосрочном периоде пр-во осуществляется с самыми низкими из возможных средними издержками. Такое состояние рынка максимизирует сумму излишков потребителей и производителей.

 Монополия,  которая стремится к максимуму  прибыли, ограничивая объемы продаж  и повышая цены на рынке,  не обеспечивает максимизации  общей эффективности. 

 В различных  моделях олигополии параметры  равновесия( т.ею цен и объемов выпуска) устанавливаются по-разному. Чем более низкая цена на товар устанавливается олигополистами и чем больший объем выпуска товаров наблюдается, тем выше эффективность данной рыночной структуры с общественной точки зрения. Самая низкая эффективность олигополии бывает при кооперативной игре, т.е. сговоре фирм, когда они действуют практически как единая монополия. Самая высокая эффективность достигается при поведении олигополистов, соответствующем модели Бертрана, т.е. при некооперативной игре с одновременным установление цен.

 Важной составляющей  эффективности явл. Наличие положительных  внешних эффектов в отрасли,  важнейшим из которых явл. Научно- технический прогресс. Если фирмы  финансируют научные изыскания,  тем самым содействуя развитию  всего общ-ва, это явл. Признаком эффективности.

С одой стороны, олигополистические фирмы могут  сдерживать НТП, т.к. с появлением инноваций  приходится отказываться от марально устаревшего оборудования, и это  затрудняет прибыльное использование  всего вложенного капитала. Но с другой стороны, олигополии имеют значительную экономич. Прибыль, им по силам финансировать фундаментальные научные исследования, тем самым способствуя НТП, стимулом к поддержке исследований явл. Возможность получать патенты и лицензии, позволяющие олигополистам укреплять барьеры для вступления в отрасль новых фирм.

 

  1. Рынки ресурсов: сущность, особенности спроса и предложения, предельный продукт и предельная доходность ресурса.

Рынок экономических  ресурсов — рынок, на котором происходит купля-продажа факторов производства. Потребителями ресурсов являются производящие разнообразные блага предприятия и организации, которые приобретают их у собственников ресурсов. Собственниками экономических ресурсов, продавцами, в большинстве случаев являются домохозяйства. Для каждого типа и качества производственных ресурсов формируются отдельные рынки: рынок труда, рынок капитала, рынок природных ресурсов. На этих рынках в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены экономических ресурсов.Особенности спроса и предложения экономических ресурсов: Во-первых, в отличие от товарных рынков, на которых покупатель, приобретая товар, вступает в его полное владение, на рынках факторов производства покупатель приобретает только услуги, которые этот фактор может оказать. Во-вторых, специфической чертой спроса на экономические ресурсы является то, что он имеет производный, вторичный характер, т. е. определяется спросом на готовую продукцию, производимую с помощью данного ресурса. Как правило, чем выше спрос на продукт, тем выше спрос и на ресурсы, необходимые для его выпуска. В-третьих, спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т. е. люди, способные наладить производство необходимых обществу благ. В-четвертых, особенность спроса на экономические ресурсы состоит в том, что спрос на ресурсы является взаимозависимым. В производственном процессе различные ресурсы взаимодействуют друг с другом. Они взаимозаменяют или взаимодополняют друг друга, иногда конкурирую. В-пятых, специфика предложения на этих рынках обусловлена редкостью экономических ресурсов и производных от них факторов производства. Предельной доходностью ресурса, или доходом от реализации предельного продукта является прирост дохода предприятия за счет вовлечения в процесс производства дополнительной единицы ресурса. При убывающей отдаче ресурса прирост дохода сокращается. Это обусловливает более быстрое, интенсивное снижение предельной доходности несовершенного конкурента по сравнению с более совершенным. Следовательно, масштабы использования предприятием ресурсов зависят от динамики их предельной доходности.

 

 

  1. Эластичность спроса на ресурсы и факторы, ее определяющие

Отраслевой и  рыночный  спрос  на ресурс представляет собой совокупность индивидуальных спросов на него, т.е. это сумма объемов спроса на ресурс со стороны отдельных фирм в отрасли при каждой возможной цене на него.

Рыночный спрос  на общенациональном и региональном уровнях сущ-ет только на ресурсы, которые  имеют универсальный хар-р, т.е. могут  использоваться практически во всех отраслях, присутствующих в нац. Или региональной экономике. Рыночный спрос на ресурс можно определить  как сумму объемов спроса на ресурс со стороны всех отраслей при любой  данной цене на него.

При анализе  следует различать изменение спроса и величины спроса. Изменение цены приводит лишь к изменению величины

спрса, что отражается в  движении вдоль кривой спроса, угол наклона которой определяется эластичностью  спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Равновесие конкурентного рынка труда, специфика спроса и предложения труда.

Рынок труда — экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда. Спрос и предложение труда

Спрос на рабочую  силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг.Спрос на рабочую силу находится в обратной зависимости от ставки реальной заработной платы, которая определяется как отношение номинальной зарплаты к уровню цен. На конкурентном рынке труда кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает. Предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих. Предложение труда зависит от величины заработной платы. Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается. Спрос на рынке труда формируется под влиянием следующих факторов: структуры общественного производства; уровня развития и масштабов структуры общественного производства; доминирующих форм общественного производства; объемов общественного производства; уровня научно-технического развития и оснащенности национальной экономики; темпов роста и развития национальной экономики.

Предложение на рынке труда формируется под  влиянием следующих основных факторов: среднего уровня оплаты труда; количества населения и в целом демографической ситуации; профессиональной структуры рынка труда (заключается в переизбытке или недостатке определенных профессий); мобильности населения; этнических, религиозных, культурных, психологических особенностей населения; Функциональная зависимость между величиной заработной платы и объемом спроса на труд выражается в виде кривой спроса на труд (рис. 13.4).

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"