Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:03, курс лекций
Мировая экономика – это совокупность взаимозависимых национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений. Прежде чем международные экономические отношения приняли форму современных, и возникло такое явление, как мировая экономика, человечество прошло ряд этапов. Этапы становления и развития мировой экономики 1) XV-XVII вв. Возникновение мирового хозяйства. Мировое хозяйство – система национальных хозяйств (национально-государственных экономических структур) и транснациональных структур, многоукладное и многомерное экономическое пространство, в рамках которого на основе объективных экономических закономерностей интернационализации хозяйственной жизни осуществляется взаимодействие различных хозяйствующих субъектов. Основными характеристиками данного этапа является зарождение мирового капиталистического рынка (великие географические открытия, появление колонии, революция цен, мануфактурный период). 2) XVII – первая половина XIX в.
От этой неравномерности, распределения, образовавшейся в результате создания открытости мировой торговли, страдают, в основном, наименее развитые страны, получая сравнительно очень мало, а часто даже оставаясь в убытке. Правда, существует мнение, что в абсолютном выражении получения выгоды ни одна страна не проигрывает, иначе она бы просто не принимала бы участия в свободной торговле. В мировой торговле, в отличие от торговли внутри страны, не существует некоего главного центрального органа, который контролировал бы перераспределение среди стран всего мира, поэтому в торговых переговорах должен присутствовать мандат развития, обеспечивающий решение частных проблем. Рост объема мировой торговли за последние несколько десятков лет избавил от нищенского существования многие миллионы людей, и несмотря на это, существуют опасения, касающиеся роли торговли в развитии отдельных стран.
Главным аспектом в этих опасениях является правильный баланс в торговом договоре. Это называется «Особое и дифференцированное отношение», и используется в переговорах для того, чтобы указать, что баланс должен быть смещен в пользу развивающихся стран. Пропорции этого смещения должны специально оговариваться сторонами, участвующими в переговорах. Тенденция мировых торговых переговоров, которая ограничивает открытие рынков развивающихся стран в сравнении с другими, более экономически развитыми странами, способствует достижению более равномерного баланса, но нивелирует изначальные цели повышения эффективности экономического роста. Кроме того, она совершенно неспособна стимулировать направление торговли «юг-юг». Это приводит к усложнению процесса переговоров. Основной причиной блокирования переговоров о всемирной свободной торговле по планам ВТО является именно разногласие в вопросе открытия рынков крупными развивающимися странами. Важно что, покупаем и продаем фирмы с оборотом - подобный сервис работает в России и с наилучшими рекомендациями.
Есть хороший способ установления правильного баланса: разрешить более открытый доступ к мировым рынкам развивающихся стран, а также к рынкам других стран, которые развиваться. Однако почему-то в настоящий момент не замечено особое желание решения вопроса таким образом. Ради справедливости стоит отметить, что необходимость свободного доступа к мировым рынкам пока что спорный вопрос для развивающихся стран, потому что они еще не могут определиться, какова же их доля в мировом рынке. Тут возникает еще одна проблема: помощь развивающимся странам в увеличении их полномочий в мировой торговле часто имеет форму финансовой помощи, и вопрос в том, насколько долго и эффективно может страна-донор поддерживать уровень своих вливаний в свете мировых экономических сложностей сегодняшнего дня. Кроме того, нужно учитывать разницу с схемах управления между внутренними государственными учреждениями и международными. Юрисдикцию над торговлей осуществляет ВТО. МБРР и МВФ призваны решать вопросы помощи. Министерства торговли и министерства иностранных дел стран координируют свои действия с ВТО, а отношения с региональными банками развития и финансовыми учреждениями – прерогатива министерства финансов.
Это показывает, что задачи стратегии ВТО относительно помощи в интересах торговли, никак не связаны с торговыми переговорами с помощью учреждений. Решением этой проблемы могло бы стать развитие сотрудничества между соответствующими учреждениями. Вследствие Маракешского соглашения в 1994 году ВТО была учреждена как преемница Генерального соглашения по тарифам и торговле, таким образом была сделана попытка добиться согласованности действий международных органов и ВТО. Наибольший интерес предствляет «Расширенная интегрированная система для наименее развитых стран», призванная согласовывать действия партнерских органов, МВФ, МБРР, ВТО и Конференции ООН по торговле и развитию. Более радикальным решением было бы явно объединить помощь и торговлю. Сам механизм финансирования должен быть рассмотрен на должном уровне, особенно в переговорах ВТО по содействию торговле, где поднимаются вопросы роста потенциала развивающихся стран. Но ВТО не организация по оказанию помощи, и требовать от стран-участников вкладов в помощь было бы неправильно. Торговые договоренности ВТО призваны реализовывать принципы международного сотрудничества, предусмотренного Маракешским соглашением. Для достижения эффективности роста торговли и прозрачности торговых отношений нужно будет применять новаторские подходы, обеспечивая помощь торговли развивающимся странам.
Список использованной литературы
Лекция 8. Внешнеторговая политика и средство регулирования внешней торговли
Введение.
Внешнеэкономические связи, как любая экономическая категория, имеют правовые нормы, которые юридически оформляются различными директивно-законодательными актами.
Регулирование внешнеэкономических связей производится на основании двухсторонних правительственных соглашений и законодательных актов по внешнеторговой деятельности Российской Федерации.
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ являются:
- внешнеторговая политика - составная часть внешней политики РФ;
- единство системы
- единство политики экспортного
контроля, осуществляемой в целях
реализации государственных
- единство таможенной
- приоритет экономических мер
государственного
- равенство участников
- защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
- исключение неоправданного
1. Общие принципы регулирования внешнеэкономической деятельности
Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности.
К ним относятся методы:
• таможенно-тарифного регулирования, т.е. применение импортных и экспортных тарифов;
• нетарифного регулирования, т.е. использование квотирования, лицензирования и т.п.
Эти методы установлены Федеральным законом от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Другие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти РФ и ее субъектов не допускаются.
Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ в целях:
- обеспечения национальной
- выполнения международных
- защиты внутреннего рынка
Постановления Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.
Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведе-яия конкурса или аукциона или проведения операций по экспорту и (Или) импорту до суммарного исполнения квот.
Порядок проведения конкурса или аукциона устанавливается Правительством РФ. Не допускаются ограничение числа участников такого конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам формы собственности, места регистрации, положения на рынке.
В случае когда какой-либо товар импортируется в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории РФ, Правительство РФ в соответствии с общепризнанными нормами международного права вправе принять защитные меры до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения серьезного ущерба или предотвращения угрозы причинения такового.
Правовые, экономические и организационные основы таможенного дела определены Таможенным кодексом Российской Федерации.
Таможенное дело осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами. Система таможенных органов включает:
- Государственный таможенный
- региональные таможенные управления;
- таможни;
- таможенные посты. В январе 1998 г. были созданы специализированные таможенные посты для драгметаллов и драгкамней.
Таможенное оформление драгоценных металлов, драгоценных камней, янтаря и изделий из них производится на основании приказа ГТК РФ от 11 мая 2000 г. № 388.
Таможенные органы выполняют следующие функции:
- участвуют в разработке
- обеспечивают соблюдение
- защищают экономические
- взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
- обеспечивают соблюдение
- ведут борьбу с контрабандой,
нарушениями таможенных правил
и налогового законодательства,
относящегося к товарам, перемещаемыми
через таможенную границу РФ;
- осуществляют таможенную
- ведут Товарную номенклатуру
внешнеэкономической
- осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов РФ материалов;
- осуществляют валютный
- обеспечивают выполнение
- другие функции.
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов РФ путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра); учета товаров и транспортных средств; устного опроса граждан; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ; в других формах, предусмотренных Таможенным кодексом и иными законодательными актами.
2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли
Таможенные тарифы – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы. Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу государственного бюджета с товара, провозимого через границу, и могут быть следующими.
I. В зависимости от
- экспортные – данные виды
пошлин не применяются в
II. По способу взимания: - адвалорные – взимаются в процентах от цены товара;
- специфические – в виде
Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов. Их в мировой практике существует четыре.
1. В 1983 г. Советом таможенного
ГС служит основой для переговоров в рамках ГАТТ и является базой для увязки с системами классификации ООН. Классификация в ГС происходит по шестизначному коду: первые две цифры кода означают товарную группу; четыре цифры – товарную позицию; шесть цифр – товарную субпозицию.
2. В 1985 г. была принята Стандартная
международная торговая
- по видам сырья – из которого изготовлен товар;
- по степени обработки товара;
- по назначению товара;
- по месту товара в
Система кодирования: первая цифра – товарный раздел; две цифры – товарная группа; три – товарная подгруппа; четыре – товарная позиция; пять – товарная субпозиция.
3. Классификация товаров по
4. Брюссельская