Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:03, курс лекций
Мировая экономика – это совокупность взаимозависимых национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений. Прежде чем международные экономические отношения приняли форму современных, и возникло такое явление, как мировая экономика, человечество прошло ряд этапов. Этапы становления и развития мировой экономики 1) XV-XVII вв. Возникновение мирового хозяйства. Мировое хозяйство – система национальных хозяйств (национально-государственных экономических структур) и транснациональных структур, многоукладное и многомерное экономическое пространство, в рамках которого на основе объективных экономических закономерностей интернационализации хозяйственной жизни осуществляется взаимодействие различных хозяйствующих субъектов. Основными характеристиками данного этапа является зарождение мирового капиталистического рынка (великие географические открытия, появление колонии, революция цен, мануфактурный период). 2) XVII – первая половина XIX в.
Вместе с тем события последних двух-трех лет свидетельствуют о том, что все более серьезную угрозу интересам России во внешнеэкономической сфере начинает представлять стремление определенных политических и деловых кругов за рубежом использовать негативные процессы в российской экономике в собственных целях, с тем чтобы ослабить экономическую самостоятельность России, придать необратимый характер деградации отечественного технологического и промышленного потенциала, так или иначе способствовать закреплению ее топливно-сырьевой специализации в мировом хозяйстве.
В результате в настоящее время в западных странах:
- сохраняется большинство
- не прекращаются попытки
- сохраняются дискриминационные ограничения на доступ России к мировым рынкам технологий и капитала;
- скрытно поощряется
- отыскиваются все новые
Практически все зарубежные государства осуществляют целевые программы всемирного содействия экспортным операциям путем создания для них благоприятных торгово-политических и экономических условий. В России подобный подход также постепенно формируется, хотя и с существенным запозданием. Принципиальной вехой на этом сложном пути стал Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», одна из глав которого специально посвящена вопросам содействия развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулированию. 30 ноября 1995 г. Президент РФ подписал Указ «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров», предусматривающий возможность их финансовой поддержки, в том числе с привлечением средств федерального бюджета. В развитие данного Указа было принято постановление Правительства РФ от 20 января 1996 г. «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг», конкретизировавшее основные направления государственной финансовой, налоговой и иной поддержки отечественных экспортеров. Наконец, постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. была утверждена Федеральная программа развития экспорта, определяющая приоритеты в экспортной деятельности и ее перспективы вплоть до 2005 г., а также основные средства достижения поставленных целей. Вместе взятые указанные документы были призваны составить основу долгосрочной системы внешнеторгового регулирования.
Стратегической целью издания данных документов являлось создание системы поддержки российского экспорта товаров и услуг. Ими были предусмотрены также конкретные меры государственной поддержки экспортного производства и экспортеров, в том числе и экспорта машинотехнической и наукоемкой продукции.
Однако реализация намеченных мер тормозится в настоящее время существенными бюджетными ограничениями и отсутствием практического опыта в налаживании действенной системы государственных гарантий и необходимых для этого финансовых инструментов.
Важнейшее значение для выработки целенаправленной системы стимулирования экспорта имеет продуманный выбор приоритетных производств, которые могли бы составить основу международной специализации страны. Нельзя рассчитывать, что такой выбор способен сделать сам рынок. Экспортные приоритеты, как подтверждает практика наиболее успешно выступающих на международных рынках стран, необходимо определять, ориентируясь не на текущее соотношение спроса и предложения, а на устойчивые тенденции национального и мирового развития. Они должны вытекать из направлений структурно-инвестиционной стратегии государства, учитывать не только нынешние, но и потенциальные возможности реализации национальных конкурентных преимуществ на зарубежных рынках.
6.
Структура внешней торговли
Рыночные принципы все активнее внедряются в хозяйственную жизнь России, страна становится более открытой для своих зарубежных партнеров. Организация внешней торговли, ее структура и динамика во многом характеризует состояние развития национальной экономики , ее проблемы и перспективы развития , степень влияния на мирохозяйственные связи. Несмотря на то, что роль внешней торговли в экономике России имеет тенденцию к повышению, доля самой России в мировом экспорте и импорте в последние годы колеблется соответственно вокруг 1,5- 1,2%. Доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте страны не достигает 25 % ,что значительно меньше ,чем в развитых европейских странах.
Все более значительную роль в российской внешней торговле играют развитые страны. Хотя Россия традиционно «привязана» к экономике стран СНГ ,ее внешнеторговая ориентация – на стороне стран ЕС , Северной Америки ,и других стран с развитой рыночной экономикой.
Преимущественными торговыми партнерами России как по экспорту ,так и по импорту являются страны ,входящие ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития ),на которые приходится более 1/3 российского торгового оборота. Роль стран СНГ географически остается важной, но экономически не отличается стабильностью. Между тем, с точки зрения стратегической перспективы сохранение ближайших соседей в качестве партнеров не может играть важного стабилизирующего фактора как для России , так и для самих стран СНГ.
Даже укрупненные статьи экспорта и импорта ,как свидетельствуют данные диаграмм 1-4 , показывают, что пока включение России в мировую экономику проходит по энерго- сырьевому сценарию .
Подобная страновая ориентация во многом определяется содержательной стороной экспортно – импортных операций.
В последние годы на мировой рынок поставляется свыше 40% добываемой в стране нефти ,более 35% минеральных удобрений ,не менее 25% круглого леса ,свыше 60% фанеры. В то же время образовалась устойчивая зависимость российского внутреннего рынка от импорта продовольствия и ряда других товаров. Так , импортируемое мясо покрывает около 60% внутреннего спроса , масло сливочное - около 50% ,масло растительное - около 30% . Почти полностью «захватили» российский внутренний рынок импортные телевизоры ,видеомагнитофоны , холодильники ,персональные компьютеры ,множительная и копировальная техника, другие сложные бытовые приборы.
Обстоятельства таковы ,что в текущий период трудно ожидать изменений в структуре и направленности внешней торговли ,хотя кризис финансовой системы ,резко обострившийся во второй половине 1998г., вызвал значительное сокращение импорта ,что неизбежно обострило структурные диспропорции в экономике вообще и личном потреблении граждан в частности.
С содержательной стороны внешнеторговый оборот является одним из факторов как национальной конкурентоспособности, так и национальной экономической безопасности. Топливно-сырьевая направленность российского экспорта определяет значительную зависимость торгового и платежного балансов страны и ее внешне –экономические позиции от конъюнктурных колебаний цен на сырье и топливо на мировых рынках .Так , в 1997г., резко упали мировые цены на нефть и металлы ,что сразу усугубило внутреэкономическое положение страны .
Повсеместное снижение цен на мировых рынках сырья, металлов, энергоносителей можно сравнить с реакцией мировой экономики на относительное перепроизводство базовых товаров на кануне серьезных структурных перемен в мировом хозяйстве. Чем раньше Россия сумеет учесть изменяющиеся мировые тенденции , тем быстрее она сможет конкурировать на мировом рынке , тем устойчивее она будет себя ощущать по всем экономическим параметрам.
7. Всемирная торговая организация
Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария).
ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).
Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации предусматривает создание постоянно действующего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления контроля для реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом также, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений.
Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.
Основополагающими принципами и правилами ВТО, являются: предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т. д.
Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином "многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.
В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации стали участники ГАТТ, которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений ВТО до 1997 года. В 2000 году участниками ВТО являлись 132 государства, причем только Эквадор, Монголия, Болгария и Панама стали новыми членами, а остальные имели статус страны-учредителя.
Заключение.
В настоящее время более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них (включая Россию, Китай, Тайвань, Саудовскую Аравию, страны Балтии и практически все государства СНГ ) находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, около пятидесяти международных организаций имеют статус наблюдателя в ВТО, в т.ч. МВФ, Мировой Банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации и т.д.
Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт присоединяющихся стран, этот процесс занимает несколько лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию.
На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в этой международной организации. Подобные консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами ВТО.
Прежде всего, эти переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО.
Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне.
Список использованной литературы
Лекция 9. Международный рынок услуг и особенности его развития.
Введение.
В настоящее время в мировом хозяйстве наряду с рынками товаров, рабочей силы и капиталов быстрыми темпами развивается рынок услуг. Услуга - это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности отдельного человека или общества в целом.
В основе мирового рынка услуг лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства - национальные сферы услуг.
Базой формирования последнего является сфера услуг, которая занимает значительное место в экономике государств мира. Так, доля услуг в ВВП развитых стран составляет сейчас примерно 70%, а развивающихся — 55%.
Ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост – главная задача, как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом.
На развитие сферы услуг большое влияние оказывает научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок
На протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность.