Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:03, курс лекций
Мировая экономика – это совокупность взаимозависимых национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений. Прежде чем международные экономические отношения приняли форму современных, и возникло такое явление, как мировая экономика, человечество прошло ряд этапов. Этапы становления и развития мировой экономики 1) XV-XVII вв. Возникновение мирового хозяйства. Мировое хозяйство – система национальных хозяйств (национально-государственных экономических структур) и транснациональных структур, многоукладное и многомерное экономическое пространство, в рамках которого на основе объективных экономических закономерностей интернационализации хозяйственной жизни осуществляется взаимодействие различных хозяйствующих субъектов. Основными характеристиками данного этапа является зарождение мирового капиталистического рынка (великие географические открытия, появление колонии, революция цен, мануфактурный период). 2) XVII – первая половина XIX в.
По мнению авторов, межстрановые различия в относительных издержках объясняются тем, что:
1) в производстве различных товаров факторы используются в различных соотношениях;
2) неодинакова относительная обеспеченность стран факторами производства.
Отсюда следует закон пропорциональности факторов: в открытой экономике каждая страна стремится специализироваться в производстве товара, требующего больше факторов, которыми страна относительно лучше наделена. Международный обмен – это обмен изобильных факторов на редкие.
Таким образом, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные факторы производства, т.е. передвижение товаров из страны в страну компенсирует низкую мобильность факторов производства в масштабах мирового хозяйства.
В процессе международной торговли происходит выравнивание цен факторов производства. Первоначально цена фактора, имеющегося в избытке, будет относительно низкой. Избыток капитала приводит к специализации на производстве капиталоемких товаров, переливу капитала в экспортные отрасли. Возрастает спрос на капитал, следовательно, растет цена капитала.
Если же в стране в избытке труд, то экспортируются
трудоемкие товары. Цена труда (зарплата)
также возрастает.
4. Парадокс Леонтьева
Василий Леонтьев после окончания Ленинградского университета учился в Берлине. В 1931 г. эмигрировал в США и начал преподавать в Гарвардском университете. С 1948 г. назначен директором службы экономических исследований. Разработал метод экономического анализа «затраты-выпуск» (используется для прогнозирования). В 1973 г. удостоен Нобелевской премии.
В 1947 г. Леонтьев предпринял попытку эмпирической проверки выводов теории Хекшера-Олина и пришел к парадоксальным выводам. Исследуя структуру экспорта и импорта США, он обнаружил, что в экспорте США преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте – капиталоемкие.
Учитывая, что в послевоенные годы в США капитал был относительно избыточным фактором производства, а уровень зарплаты был значительно выше, чем в других странах, этот результат противоречил теории Хекшера-Олина и потому получил название «парадокс Леонтьева».
Леонтьев выдвинул гипотезу, что в любой комбинации с данным количеством капитала 1 человеко-год американского труда эквивалентен 3 человеко-годам иностранного труда. Он предположил, что большая производительность американского труда связана с более высокой квалификацией американских рабочих. Леонтьев провел статистическую проверку, которая показала, что США экспортируют товары, требующие более квалифицированного труда, чем импортные.
Это исследование послужило основой для создания американским экономистом Д. Кисингом в 1956 г. модели, учитывающей квалификацию рабочей силы. В производстве участвуют 3 фактора: капитал, квалифицированный и неквалифицированный труд. Относительно изобилие высококвалифицированной рабочей силы ведет к экспорту товаров, требующих большого количества квалифицированного труда.
В более поздних моделях западных экономистов
использовалось 5 факторов: финансовый
капитал, квалифицированный и неквалифицированный
труд, пригодные для сельскохозяйственного
производства земельные угодья и др. естественные
ресурсы.
5.
Альтернативные теории
В последние десятилетия XX века в направлениях и структуре международной торговли происходят существенные сдвиги, которые не всегда объясняются классической теорией МТ. Среди таких качественных сдвигов следует отметить превращение НТП в доминирующий фактор в международной торговлt, возрастающий удельный вес встречных поставок сходных промышленных товаров. Возникла необходимость учесть это влияние в теориях международной торговли.
Теория жизненного цикла продукта.
В середине 60-х гг. XX века американский экономист Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Этап жизни – это период времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.
Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии:
1. Внедрение. На этой стадии происходит разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения. Производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.
2. Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на др. развитые страны. Продукт становится стандартизованным. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт.
3. Зрелость. Для этой стадии характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладает ценовой фактор. Страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила.
4. Упадок. В развитых странах сокращается
производство, рынки сбыта концентрируются
в развивающихся странах. Страна нововведения
становится чистым импортером.
Теория эффекта масштаба.
В начале 80-х гг. XX века П. Крюгман и К. Ланкастер предложили альтернативное объяснение международной торговле, основанное на эффекте масштаба. Суть эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.
Согласно этой теории, многие страны
обеспечены основными факторами производства
в сходных пропорциях, и поэтому им будет
выгодно торговать между собой при специализации
в отраслях, которые характеризуются наличием
эффекта массового производства. Специализация
позволяет расширить объемы производства,
снизить издержки, цену. Для того, чтобы
эффект масштаба был реализован, необходим
емкий рынок, т.е. мировой.
Модель технологического разрыва.
Сторонники неотехнологического направления структуру международной торговли пытались объяснить технологическими факторами. Основные преимущества связаны с монопольной позицией фирмы-новатора. Новая оптимальная стратегия для фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем, но что пока никто выпускать не может. Как только эту технологию смогут освоить другие – производить что-то новое.
Изменилось и отношение к государству. Согласно модели Хекшера-Олина, задача государства – не мешать фирмам. Экономисты неотехнологического направления считают, что государство должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию устаревших производств.
Наиболее популярной моделью является модель технологического разрыва. Основы ее были заложены в 1961 г. в работе английского экономиста М. Познера. Позже модель разрабатывалась в работах Р. Вернона, Р. Финдли, Э. Мэнсфилда.
Торговля между странами может быть вызвана технологическими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран. Эта страна приобретает сравнительные преимущества: новая технология позволяет производить товары с низкими издержками. Если же создан новый продукт, то фирма-новатор в течение определенного времени обладает квази-монополией, т.е. получает дополнительную прибыль.
В результате технических новшеств образовался технологический разрыв между странами. Этот разрыв будет постепенно преодолеваться, т.к. другие страны начнут копировать нововведение страны-новатора. Познер для объяснения постоянно существующей международной торговли вводит понятие «потока нововведений», со временем возникающего в разных отраслях и разных странах.
Обе торгующие страны выигрывают от нововведения. По мере распространения новой технологии менее развитая страна продолжает выигрывать, а более развитая страна теряет свои преимущества. Таким образом, международная торговля существует даже при одинаковой наделенности стран факторами производства.
Заключение.
Развитие и усложнение международной торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.
Если рассматривать мировую торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и отсталые.
Нельзя не заметить все возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов.
В историческом плане нельзя не отметить рост влияния азиатских стран на процессы мировой торговли, вполне вероятно в новом тысячелетии этот регион займет ведущие роли в мировом процессе производства и реализации товаров.
Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна.
На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражается разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР, свертывания торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.
Но если роль России в мировой торговле невелика, то для самой России значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами.
Список использованной литературы
Лекция 7. Международная торговля и ее проблемы. Предложение и спрос в международной торговле.
Введение.
Все страны мира постепенно все более втягиваются в международное разделение труда. Об этом свидетельствуют темпы роста международного товарооборота. За последние 150 лет они превышают темпы роста ВВП. На десятки процентов увеличиваются показатели мирового экспорта и импорта.
При подробном рассмотрении в мировой торговле изучают два аспекта:
1) темпы роста мировой торговли в целом;
2) изменения в ее товарной и географической структуре.
Темпы роста рассматривают у импорта и экспорта. Товарная структура подразумевает под собой соотношение между некоторыми группами товаров.
Географическая структура – доля какого-либо региона, страны или группы стран.
Высокие и стабильные темпы роста международного товарооборота свидетельствуют об увеличении в последнее время емкости рынков. Это качественно новые признаки мировой торговли. Растут объемы торговли уже готовыми промышленными изделиями того или иного рода, а в особенности машинами и оборудованием. Еще выше темпы у отраслей, связанных с продажей различных средств связи, электронной и компьютерной техники и т. д. При этом следует заметить, что у транснациональных корпораций в мировой торговле в сфере обмена комплектующими в рамках кооперации производства темпы самые высокие. Кроме того, ускоренно развивается мировая торговля услугами. Большая доля по-прежнему приходится на экономически развитые страны.
1. Особенности развития, товарная структура и распределение международной торговли
В настоящее время существует тенденция к повышению доли готовой продукции. Сейчас на нее приходится более 70 %. Остальные 30 % делят между собой экспорт сельскохозяйственной продукции и добывающие отрасли промышленности.
Современная торговая политика, проводимая каждой страной, характеризуется наличием в ней двух противоположных тенденций – протекционизма и либерализации. Это не значит, что страна обязательно проводит эти две политики одновременно. Просто в разные периоды развития торговли преобладало что-то одно. Например, в 1950 – 60-х гг. проводилась политика, направленная на либерализацию, а уже в 1970 – 80-х гг. – на усиление протекционизма.
Но меры могут быть не так уж однозначны. Уменьшение таможенного регулирования не равно устранению регулирования. При помощи современных гибких методов одновременно можно использовать новейшие средства для защиты национального производителя. Протекционизм предстает в новой форме интеграционных группировок (как уже существующих, так и новых). В результате подобных действий исчезает фактическое равенство участников международного обмена. В рамках определенной группировки страны устанавливают свои «правила» торговли, свои таможенные пошлины или льготные режимы, а по отношению к другим, третьим странам, они осуществляют протекционистскую политику.
Протекционизм может выражаться в таможенных пошлинах. Оговариваются случаи, в ряде которых страны могут их повысить, если иностранный импорт нанес большой вред национальной экономике. Но протекционизм проявляется не только в таможенных мерах. Государство может устанавливать количественные ограничения на ввозимую продукцию, устанавливать стандарты качества, экологические нормы и т. д. При этом они могут носить избирательный характер.
Таким образом, либерализация международной торговли сопровождается возникновением новых гибких протекционистских барьеров. Их появление требует пристального контроля со стороны многочисленных международных организаций за их разработкой и практическим применением.