Лекции по "Планирование на предприятии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 11:56, курс лекций

Краткое описание

Тема I. Основы планирования деятельности предприятия
Лекция 1
Роль и значение планирования в экономике
Роль и значение планирования в экономике
1.1. Сущность и функции планирования
1.2. Планирование как функция управления предприятием
1.3. Виды и содержание внутрифирменного планирования
1.4. Оценка качества разрабатываемых планов
1.5. Организация плановой работы на предприятии
1.1. Сущность и функции планирования

Вложенные файлы: 1 файл

Планирвание на предприятии лекции.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

 

В зависимости от того, кто является непосредственным собственником, источники  финансирования делятся на собственные и привлеченные.

Как правило, собственных средств для финансирования основного капитала не хватает, поэтому на практике предприятие финансирует свою инвестиционную деятельность из различных источников, включая и внешние. Форма поступления внешних источников зависит от того, на каких условиях они передаются: на безвозвратной или возвратной основе.

К безвозвратным относятся бюджетные  ассигнования, которые поступают из централизованного фонда денежных средств, а также местных бюджетов. Кроме бюджетных средств, финансирование может происходить из целевых бюджетных фондов. Их специфика заключается в том, что они направляются на финансирование конкретных мероприятий, т. е. имеют конкретное целевое назначение.

К прочим средствам можно отнести  другие специальные фонды, расходуемые на безвозвратной основе (отчисления из централизованных инновационных фондов министерств и ведомств), средства спонсоров, вышестоящих организаций; вклады иностранного капитала при создании совместных предприятий, прямые вложения международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий и организаций различных форм собственности и частных лиц.

Источники, которые передаются на возвратной основе, образуют заемный  капитал предприятия. Сюда можно  отнести кредиты банков и других институциональных инвесторов — инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов; эмиссию долговых ценных бумаг (облигации); кредиты иностранных инвесторов.

Отдельно можно выделить альтернативные источники финансирования основного  капитала на возвратной основе: лизинговое финансирование, факторинг, форфейтинг, операции репо, венчурный капитал и некоторые другие. Эти средства необходимо вернуть на определенных заранее условиях (сроки, проценты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 6. Планирование риска

 

6.1.Хозяйственный риск, сущность, место и роль в планировании на предприятии.

6.2.Показатели и методы оценки риска в планировании.

6.3.Методы снижения риска.

 

 

 

    1. Хозяйственный риск, сущность, место и роль в планировании на предприятии.

 

 

Деятельность субъекта хозяйствования постоянно сопряжена с неопределенностью ситуаций, которые обусловливают принятие возможных альтернативных решений и действий в условиях риска.

Риск – это  ожидаемая  опасность потерь; действие, ориентированное  на удачу, требующее смелости, решительности, предприимчивости в надежде получить дополнительные выгоды или снизить до минимума возможный ущерб.

Задача субъекта хозяйствования состоит не в том, чтобы полностью избежать той или иной неопределенности и устранить риск, а в том, чтобы снизить остроту ситуаций, предусмотреть возможные негативные и позитивные последствия рискованной деятельности в различных сферах человеческой деятельности.

Следовательно, хозяйственный риск это — решение или действие в условиях неопределенности, связанное с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических проектов, в процессе которых есть возможность оценить ситуацию и достичь предпочтительных по отношению к другим субъектам результатов либо понести наименьшие потери.

В рискованных ситуациях есть возможность  обеспечить значительный выигрыш или  возникает угроза полной или частичной потери ресурсов, получения убытка.

Эффективность управления рисками может быть повышена за счет прогрессивных методов планирования и организации хозяйственной деятельности.

При планировании риска необходимо различать такие понятия, как  затраты ресурсов, убытки и потери. Планирование риска представляет собой прогнозную оценку возможных потерь ресурсов. Для этого возможные потери делят на:

- материальные,

- трудовые,

- финансовые,

- потери времени,

- социальные.

Различные виды потерь при планировании оцениваются по-разному. При анализе  потерь важно их ранжировать, выделить наиболее весомые и вероятные.

Для анализа риска используются следующие методы:

- анализ чувствительности;

- проверка устойчивости;

- корректировка параметров плана;

- анализ сценариев; 

- метод «Монте-Карло»,

- дерево решений.

 

2. Показатели и методы  оценки риска в планировании.

 

Рассмотрим некоторые основные показатели риска. Выделим определенные области или зоны риска в зависимости от величины потерь,

- безрисковая зона – ей соответствуют  нулевые потери или отрицательные (превышение прибыли над потерями).

- зона критического риска – она характеризуется возможностью потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли, вплоть до величины полной расчетной выручки от предпринимательства, представляющей сумму затрат и прибыли.

- зона катастрофического риска  представляет область потерь, которые  по своей величине превосходят  критический уровень и в максимуме  могут достигать величины, равной  имущественному состоянию предпринимателя.  Катастрофический риск способен  привести к краху, банкротству предприятия, его закрытию и распродаже имущества.

Построим кривую распределения  вероятностей возможных потерь прибыли, которую и следует называть кривой риска. Фактически это та же кривая, но построенная в другой системе  координат (рис. 6.3)

Выделим на изображенной кривой распределения  вероятностей потерь прибыли (дохода) ряд характерных точек.

Первая точка  определяет вероятность нулевых потерь прибыли.

Вторая точка характеризуется величиной возможных потерь, равной ожидаемой прибыли, то есть полной потерей прибыли, вероятность которой равна Вд. Точки 1 и 2 являются пограничными, определяющими положение зоны допустимого риска.

Третья точка соответствует величине потерь, равных расчетной выручке ВР. Вероятность таких потерь равна В,ф. Точки 2 и 3 определяют границы зоны критического риска.

Четвертая точка характеризуется потерями, равными имущественному (ИС) состоянию предпринимателя, вероятность которых равна В. Между точками 3 и 4 находится зона катастрофического риска.

Потери, превышающие имущественное состояние предпринимателя, не рассматриваются, так как их невозможно взыскать.

Вероятности определенных уровней  потерь являются важными показателями, позволяющими высказывать суждение об ожидаемом риске и его приемлемости, поэтому построенную кривую можно назвать кривой риска.

Рассмотрим способы, которые могут  быть применены для построения кривых вероятностей возникновения потерь.

В числе прикладных способов построения кривой риска выделим статистический, экспертный, расчетно-аналитический.

 

 

Статистический способ состоит в том, что изучается статистика потерь, имевших место в аналогичных видах предпринимательской деятельности, устанавливается частота появления определенных уровней потерь.

Экспертный способ, известный под названием метода экспертных оценок, применительно к предпринимательскому риску может быть реализован путем изучения мнений опытных руководителей или специалистов.

Расчетно-аналитический  способ построения кривой распределения вероятностей потерь и оценки на этой основе показателей риска базируется на теоретических представлениях. К сожалению, как уже отмечалось, прикладная теория риска хорошо разработана только применительно к страховому и игровому риску.

Элементы теории игры в принципе применимы ко всем видам предпринимательского риска, но прикладные математические методы оценочных расчетов производственного, коммерческого, финансового риска на основе теории игр пока не созданы.

 

3. Методы снижения  риска

Хозяйственная практика выработала систему  мер, направленных на уменьшение риска до минимально возможного уровня, которые могут иметь самую различную форму и содержание. Наиболее часто при этом применяются следующие группы методов: технические, правовые, организационно-экономические.

Технические методы основаны на внедрении различных технических средств, например систем противопожарного контроля, банковских электронных расчетов, охранной сигнализации и т.п.

К группе правовых методов относятся  страхование, залог, неустойка (штраф, пеня), поручительство (гарантия), задаток.

Организационно-экономические методы включают комплекс распорядительных мер, направленных на предотвращение потерь от риска в случае наступления  неблагоприятных обстоятельств, а  также на их компенсацию в случае возникновения потерь. Они, как правило, реализуются с помощью различных управленческих регламентов.

Рассмотрим наиболее распространенные методы снижения риска в стратегическом планировании.

1. Страхование.

Страхование представляет собой систему  возмещения убытков страховщиками при наступлении страховых случаев из специальных страховых фондов, формируемых за счет страховых взносов, уплачиваемых страхователями.

Кроме страхования могут применяться  перестрахование и сострахование.

Перестрахование — это страхование, в соответствии с которым страховщик передает часть ответственности по рискам другим страховщикам, называемым в этом случае перестраховщиками.

Сострахование — метод выравнивания и распределения крупных рисков между несколькими страховщиками. При этом каждый из них заключает со страхователем отдельный договор.

2. Поручительство.

Данный вид минимизации рисков предусматривает, что при недостаточности  средств у должника поручитель несет  ответственность по его обязательствам перед кредитором. При этом возможна солидарная ответственность поручителя и должника. С помощью такого приема обеспечивается возвратность кредитов, выдаваемых банками.

3. Залог.

Данный метод снижения риска  относится к способам обеспечения исполнения обязательств, при котором кредитор (залогодержатель) имеет право в случае невыполнения должником (залогодателем) обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение своего требования из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами.

4. Распределение риска.

Чаще всего этот способ снижения риска применяется в случае разработки и реализации проекта несколькими исполнителями (инвесторами, проектировщиками, строителями, заказчиком).

При этом каждый участник выполняет  запланированный проектом объем работ и несет соответствующую долю риска в случае невыполнения проекта.

5. Резервирование средств.

Создание резервов ресурсов на покрытие непредвиденных расходов позволяет компенсировать риск, возникающий в процессе реализации планов предприятия, и тем самым ликвидировать различные «сбои» в работе.

 

 

 

Тема 7. Методология тактического планирования

  1. Цели, задачи, функции и особенности тактического планирования па предприятии.
  2. Состав и содержание тактического плана.
  3. Организация работы по тактическому планированию на предприятии.

 

 

  1. Цели, задачи, функции и особенности тактического планирования па предприятии.

Тактическое планирование является средством  реализации стратегических планов.

Решения при тактическом  планировании более конкретны, адресны, они всегда привязаны к показателям работы структурных подразделений предприятия. Поэтому легче проконтролировать их выполнение. Стратегическое планирование является обязанностью высшего управленческого персонала, тактическое планирование входит в функции среднего звена.

Тактический план представляет собой развернутую программу всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия, направленную на выполнение заданий стратегического плана при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов.

Тактический план имеет  многофункциональное назначение. В  целом он выполняет три основные функции, частично перекрывающие друг друга:

  • прогнозирования;

Хорошо составленный план должен содержать цели, которые необходимо достигнуть в планируемом периоде, что невозможно сделать без прогнозирования, то есть заглядывания в будущее.

  • координации и регулирования;

План, устанавливая определенные пропорции между ресурсами и видами деятельности, создает основу для координации усилий всех участников предприятия. Координация, в свою очередь, требует интеграции всех разделов тактического плана, а регулирование предполагает сохранение режима, предписанного планом.

  • контроля.

Насколько точно реализуются целевые установки плана зависит от того, как налажен контроль за его выполнением.

Чтобы тактический план выполнял возложенные на него функции, он должен удовлетворять следующим требованиям:

1. Гибкость  плана. Существует несколько методов, направленных на повышение гибкости планирования.

Это

-  дополнение тактического плана системой различных бюджетов

- разработка нескольких вариантов плана

- гибкий подход к оценке результатов (результативность деятельности подразделений предприятия оценивается высшим руководством не столько по исходным планам, сколько по показателям, скорректированным с учетом фактических событий, произошедших во внешней и внутренней среде предприятия).

- сочетание эффективного планирования с созданием заинтересованности у исполнителей плана сознательно идти на отклонение от плана, когда это выгодно предприятию. В этом случае стимулируются более напряженные плановые задания, так называемые «встречные планы».

Информация о работе Лекции по "Планирование на предприятии"