Лекции по "Планирование на предприятии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 11:56, курс лекций

Краткое описание

Тема I. Основы планирования деятельности предприятия
Лекция 1
Роль и значение планирования в экономике
Роль и значение планирования в экономике
1.1. Сущность и функции планирования
1.2. Планирование как функция управления предприятием
1.3. Виды и содержание внутрифирменного планирования
1.4. Оценка качества разрабатываемых планов
1.5. Организация плановой работы на предприятии
1.1. Сущность и функции планирования

Вложенные файлы: 1 файл

Планирвание на предприятии лекции.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)
  1. Полнота планирования. Данное требование предполагает учет при принятии плановых решений всех факторов, влияющих на эффективность и реализуемость заданий тактического плана.
  2. Поддержка со стороны высшего руководства. Потенциальные возможности любой системы планирования не могут быть реализованы без поддержки высшего руководства предприятия.
  3. Комплексность планирования. Тактические планы должны быть частью эффективной системы внутрифирменного планирования. Они должны быть интегрированы со стратегическими и оперативно-календарными планами.
  4. Ответственность за разработку и выполнение планов.
  5. Приоритет текущих решений над планом.
  6. Точность, ясность, лаконичность формулировки плана.
  7. Участие исполнителей в разработке плана.

 

  1. Состав и содержание тактического плана.

Состав разделов и показателей  тактического плана зависит от специфики и отраслевой принадлежности предприятия, методов управления, традиций, управленческой культуры, состояния экономики, рыночной конъюнктуры и т.д.

В расширенном варианте тактический план содержит следующие разделы:

  • экономическая эффективность производства;
  • нормы и нормативы;
  • производство и реализация продукции;
  • материально-техническое обеспечение производства;
  • персонал и оплата труда;
  • издержки производства и реализации;
  • инновации (техническое и организационное развитие предприятия);
  • инвестиции и капитальное строительство;
  • охрана природы и рациональное использование природных ресурсов;
  • социальное развитие коллектива;
  • фонды специального назначения;
  • финансовый план.

Временной лаг плана — 1—5 лет.

Рассмотрим содержание тактического плана.

1. Экономическая эффективность производства.

В данном разделе плана проводятся обобщающие расчеты экономической эффективности по всем мероприятиям, предусмотренным к внедрению в планируемом году.

2. Нормы и нормативы.

Разрабатываемые в данном разделе плана нормы и нормативы систематизируются по видам, изделиям и направлениям в соответствии с требованиями автоматизированной системы обработки данных.

С помощью норм и нормативов регламентируются связи между структурными подразделениями предприятия, устанавливаются  научно обоснованные пропорции в производстве и распределении производимой продукции и получаемого дохода, осуществляется контроль за уровнем затрат на производство и сбыт продукции.

3. Производство и реализация продукции.

Основными задачами данного раздела являются: определение оптимального объема продукции; изыскание возможностей наиболее полного удовлетворения спроса на продукцию; эффективное использование производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов.

План производства и  реализации продукции является основой, на которой разрабатываются все остальные разделы тактического плана предприятия и его структурных подразделений.

4. Материально-техническое обеспечение производства.

В данном разделе плана  устанавливается потребность предприятия в материальных ресурсах, необходимая для выполнения производственной программы.

5. Персонал и оплата труда. Данный раздел плана устанавливает потребность в персонале и средствах на оплату труда.

В процессе составления  плана по труду и персоналу  определяются: общая численность и структура персонала; дополнительная потребность в персонале; источники обеспечения дополнительной потребности; высвобождение персонала; общая величина фонда оплаты труда; структура фонда оплаты труда.

6. Издержки производства и реализации. В данном разделе тактического плана:

  • составляются плановые калькуляции себестоимости основных видов выпускаемой продукции (услуг) и смета затрат на производство продукции по предприятию;
  • выявляются нецелесообразные затраты и разрабатываются меры по их ликвидации;
  • создается база для разработки цен на продукцию предприятия;

Данные плана по издержкам  используются при составлении финансового плана.

  1. Инновации (техническое и организационное развитие предприятия).

Содержание плана инноваций  может быть различным, но чаще всего мероприятия плана охватывают следующие проблемы:

  • создание, освоение новых и повышение качества выпускаемых видов продукции и услуг;
  • внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства;
  • совершенствование организации производства, труда и управления;
  • совершенствование коммерческого и внутрипроизводственного хозяйственного расчета;
  • автоматизация управления;
  • капитальный ремонт и модернизация основных фондов;
  • экономия материалов, топлива, энергии;

• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Каждое мероприятие  плана инноваций должно содержать  расчет экономической эффективности с указанием в плане факторов и источников экономии. Эти данные служат основой для составления разделов плана «Экономическая эффективность производства» и «Нормы и нормативы».

8. Инвестиции и капитальное строительство. 

План инвестиций и капитального строительства содержит обоснование потребности предприятия в инвестициях (в том числе капитальных вложениях) в разрезе направлений их использования, а также эффект, получаемый от реализации инвестиций (капитальных вложений).

9. Охрана природы и рациональное  использование природных ресурсов.

В данном разделе плана  приводится перечень важнейших природоохранных мероприятий с указанием технико-экономических параметров.

План по охране природы  и рациональному использованию  природных ресурсов должен быть увязан с разделами плана «Инновации (техническое и организационное развитие предприятия)» и «Инвестиции и капитальное строительство».

10.  Социальное развитие коллектива. В плане предусматриваются мероприятия по улучшению условий труда отдыха и быта, совершенствованию отношений в коллективе, развитию благоприятного морально-психологического климата.

План социального развития коллектива охватывает следующие направления:

  • изменение социально-демографической структуры трудового коллектива;
  • улучшение условий и охраны труда, укрепление здоровья работников;
  • улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работающих;
  • совершенствование стиля и методов руководства коллективом.

11. Фонды специального назначения. В соответствии с действующим законодательством на предприятии могут создаваться различные целевые фонды специального назначения: фонд накопления; фонд потребления; дивидендный фонд; финансовый резерв. Источниками формирования таких фондов являются прибыль, амортизационные отчисления.

В данном разделе тактического плана устанавливаются размеры и направления использования средств указанных фондов. В состав плана по фондам специального назначения входят сметы использования фондов на планируемый год.

План по фондам специального назначения связан с финансовым планом.

12. Финансовый план. Является заключительным разделом тактического плана. При разработке решаются следующие задачи:

  • выявить резервы и наметить мероприятия по мобилизации ресурсов предприятия;
  • предусмотреть обеспечение предприятия финансовыми ресурсами;
  • определить финансовые взаимоотношения предприятия с государственным бюджетом, предприятиями-партнерами, учреждениями банковской системы, а также вышестоящими организациями.

 

  1. Организация работы по тактическому планированию на предприятии.

 

В процессе составления  тактического плана проводятся следующие работы:

  • анализ выполнения плана за предшествующий плановому год;
  • сбор предложений работников предприятия по реализации стратегии развития предприятия, повышению эффективности работы;
  • изучение мероприятий и обоснование плановых решений по всем разделам тактического плана.

Тактический план обычно разрабатывается в нескольких вариантах, с тем чтобы выбрать из них наилучший, то есть наиболее соответствующий условиям реализации в зависимости от складывающейся во внешней среде ситуации.

Тактический план разрабатывается  в два этапа.

На первом подготовительном этапе (за 6-7 месяцев до начала планируемого года) выполняется технико-экономический анализ деятельности предприятия, изыскиваются резервы производства, разрабатываются прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы. На данном этапе проводятся маркетинговые исследования, изучаются потребность в изготовляемой продукции, ее качество, ассортимент, конкурентоспособность. На основе полученных данных составляют проект плана и дают обоснование его ключевых показателей. Разработанный проект плана при необходимости согласовывается с вышестоящими организациями и местными органами власти.

На втором этапе (за один-два  месяца до начала планируемого года) разрабатывается окончательный вариант плана, в котором рассчитываются все показатели работы предприятия, предусмотренные структурой плана. Планово-экономический отдел предприятия, исходя из показателей стратегического плана, рассчитывает контрольные цифры по каждому разделу плана и доводит их до всех заинтересованных структурных подразделений предприятия. Последние составляют проекты отдельных разделов плана и бюджеты.

После разработки разделов плана производится их взаимная увязка, а при необходимости — корректировка  по ресурсам и срокам выполнения запланированных мероприятий.

К работе над планом на этом этапе широко привлекается весь аппарат управления предприятием. Отдельные плановые решения целесообразно обсудить на производственных совещаниях, научно-технических советах по направлениям деятельности предприятия, в трудовых коллективах цехов, участков. Проект плана в целом должен быть обсужден на совете (правлении) предприятия. Окончательный вариант плана утверждается первым руководителем предприятия.

Раздел II. Текущее технико-экономическое планирование

Лекция 8

Планирование производства и реализации продукции

8.1. Содержание, измерители и показатели плана  производства и реализации продукции

8.2. Планирование  производственной программы предприятия

8.3. Планирование  производственной мощности предприятия

8.4. Планирование  реализации продукции

 

 

 

8.1. Содержание, измерители и показатели плана производства и реализации продукции

 

Разработке плана производства и реализации продукции должны предшествовать маркетинговые исследования по определению  бизнес-портфеля предприятия.

Основные подразделы плана производства и реализации продукции:

• план производства продукции, работ, услуг;

• план продаж (реализации продукции, работ, услуг);

• план развития производственных мощностей.

Исходными данными для расчетов служат:

• объемы продаж в номенклатуре и  ассортименте, подготовленные службой маркетинга;

• производственные мощности предприятия  по технологическим переделам;

• цены, действующие в плановом периоде;

• остатки незавершенного производства на начало периода;

• остатки готовой продукции  на складах на начало периода.

Форма плана производства и реализации продукции представлена в табл. 7.

 

Таблица 7

План производства и  реализации продукции предприятия _____ (наименование) на ______ (год, квартал)

 

Основными показателями плана производства и реализации продукции являются:

• объем продаж;

• номенклатура и ассортимент выпуска  продукции;

• объем выпуска товарной продукции  в стоимостном выражении;

• объем валовой продукции с  учетом изменения объемов незавершенного производства.

В пояснительной записке к плану  производства и реализации продукции целесообразно дать краткий анализ структуры и динамики товарной продукции и объема продаж – всего и поэлементно. Особо выделяется продукция, стратегически важная для предприятия.

Определение объемов производства и реализации продукции подкрепляется расчетами производственных мощностей на установленную программу выпуска в натуральных показателях.

При разработке плана производства применяются различные измерители: натуральные, условно-натуральные, трудовые, стоимостные.

Натуральные измерители (штуки, тонны, метры) используются для разработки показателей производственной программы, для характеристики производственной специализации, а также для определения доли предприятия на рынке. В отдельных отраслях промышленности иногда применяются двойные натуральные измерители: в металлургии стальные трубы измеряются в метрах и тоннах, в текстильной промышленности ткани – в погонных и квадратных метрах и т. д. Без натуральных измерителей невозможно рассчитать производственные мощности и степень их использования, потребность в материальных и трудовых ресурсах, так как нормы расхода сырья, материалов и т. п. устанавливаются в расчете на единицу продукции. Натуральные измерители наиболее полно и правильно характеризуют рост производительности труда, но применимы только для однородной продукции.

Информация о работе Лекции по "Планирование на предприятии"