Лицензионная политика и ее роль в системе мирохозяйственных связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «лицензирование» как универсальное, распространяющееся на многие виды хозяйственной деятельности, введено в нашей стране обиход в отечественной правовой науки с начала 90-х годов XX в., т.е. сравнительно недавно, хотя лицензирование как метод государственной политики в области экономики имеет более чем трехсотлетнюю историю. Практика лицензирования возникла в обществе с относительно развитой промышленностью и торговой деятельностью, где были легализованы самые разнообразные формы предпринимательской деятельности, функционировал относительно свободный, но строго контролируемый государством рынок, сформировалась активная творческая личность способная создавать экономические ценности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЦЕНЗИОННОЙ ПОЛИТИКИ……………6
Эволюция рынка торговли лицензиями. Формирование рынка лицензий как товарного рынка………………………………………....6
Определение лицензии и ее классификация. Объекты и организация лицензионной торговли………………………………………………..10
Лицензионная политика как инструмент государственного регулирования лицензионного рынка……………………………...…16
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЦЕНЗИОННОЙ ТОРГОВЛИ: ДИНАМИКА, ОСОБЕННОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ…..……20
Анализ динамики мирового рынка лицензий………………………..20
Особенности современной торговли лицензиями Российской Федерации с зарубежными странами…………28
Проблемы государственного управления российского лицензионного рынка……………………………………………...…..34
МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИЦЕНЗИОННОГО РЫНКА………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………51
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….52

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ КУДУХОВА И.И..doc

— 106.40 Кб (Скачать файл)

В структуру  мирового рынка лицензий входят национальные рынки отдельных стран, где осуществляются внутренние лицензионные операции между  национальными собственниками научно-технических  достижений и заинтересованными  предпринимателями. Национальные рынки  находятся в постоянном взаимодействии с международным рынком лицензий и отражают происходящие на нём процессы. Специфика лицензионной торговли в  стране до принятия нового патентного закона Российской Федерации состояла в том, что при унитарной планово-распределительной  системе ведения хозяйства отсутствовала  внутренняя торговля лицензиями и не существовал национальный рынок  лицензий. Отечественные заинтересованные организации осуществляли операции по закупке и продаже лицензий только на международном рынке. Принятие новых законодательных актов в области охраны объектов промышленной собственности и переход к рыночной экономике предопределили новое значение этих объектов, превращение их в товары и обеспечили возможность для развития внутренней торговли лицензиями.

 

    1. Определение лицензии и ее классификация. Объекты лицензионной торговли

Международная торговля лицензиями является основной формой научно-технического обмена между странами. Анализ мировой практики обмена научно-техническими достижениями, изобретениями, ноу-хау, промышленными образцами и товарными знаками между странами свидетельствует о том, что в основе возникновения и развития современной международной торговли лицензиями лежат объективные экономические факторы.

Термин "лицензия" в переводе с латинского означает разрешение совершать какие-либо действия и в связи с этим используется в различных сферах. В международной и отечественной практике под лицензией понимается разрешение, в соответствии с которым одно лицо – лицензиар – владелец исключительного права на изобретение,  промышленный образец, товарный знак или другие научно-технические достижения и сопутствующие им услуги, а также собственник какого-либо иного интеллектуального продукта, не имеющего правовой охраны, - разрешает другого лицу – лицензиату – за обусловленное вознаграждение и в определенных пределах пользоваться объектом этого права или собственности. [3,c. 353]

Применительно к технологическому обмену этот термин означает разрешение использовать на определенных условиях предметы лицензии, которыми являются:

1.      запатентованные изобретения;

2.      промышленные образцы;

3.      товарные знаки;

4.      ноу-хау.

Изобретением признается техническое решение, обладающее  новизной и существенными отличиями. Сходные однородные изобретения называются аналогами, а наиболее близкий из них к предложенному техническому новшеству - прототипом.

Охрана прав изобретателя осуществляется при помощи патентов - документов, удостоверяющих государственное признание технического решения изобретением и закрепляющих за лицом, которому они выданы (патентообладателем), исключительное право на это изобретение. Срок действия патента устанавливается национальным законодательством страны выдачи. Как правило, он составляет 15 - 20 лет.

Промышленным образцом (industrial design) признается новое художественно - конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. При помощи промышленных образцов устанавливается монополия на форму продуктов труда. На них также выдаются патенты.

Патенты на изобретения и промышленные образцы, сертификаты, подтверждающие регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, охраняются Парижской  конвенцией 1883 г. и относятся к промышленной собственности, которая в совокупности с авторскими правами составляет понятие интеллектуальной собственности.

Авторское право (copyright) распространяется на любые творческие произведения, независимо от их формы, назначения и достоинств. Это право означает, что без согласия автора или его правопреемников никто не может ни в каком виде использовать охраняемые им объекты.

Ноу-хау дословно переводится с английского как "знать как", то есть знать, как это сделать. Сюда относятся непатентованные научно - технические достижения и производственный опыт конфиденциального характера. Ноу-хау не пользуются правовой охраной, поэтому лучший способ их защиты - коммерческая тайна. В международной практике более 80% торговли лицензиями – это торговля ноу-хау.

В зависимости от объекта лицензии могут подразделяться на патентные и беспатентные.

Патентные  предполагают наличие у покупателя развитой технологической базы для проведения дальнейших исследований в области НИОКР, так как они передают лишь право на использование патента без соответствующего ноу-хау. В данном случае для лицензиата велик коммерческий риск, так как изобретение может в конечном счете оказаться слишком дорогостоящим и труднореализуемым. 

Беспатентные передают покупателю ноу-хау, сохраняя права собственности на инновационный продукт за лицензиаром. В настоящее время на их долю приходится основная часть лицензионной торговли в мире.

Помимо патентных и беспатентных лицензий выделяют самостоятельные ("чистые") и сопутствующие. Самостоятельные лицензии предполагают передачу технологии или технических разработок независимо от их материального носителя. Сопутствующие лицензии имеют зависимый характер и предоставляются одновременно с заключением контракта на строительство предприятия, поставку технологического оборудования, оказание консультационных услуг. [3,c. 356]

Продажа лицензий позволяет  существенно ускорить процесс освоения нового рынка и хотя бы частично возместить собственные расходы  на исследования и разработки.

Препятствием для экспорта изделий нередко является протекционистская  политика правительства страны, в  которую предполагаются их поставки: высокие таможенные пошлины, импортные  квоты, поощрение ввоза изделий  в разобранном виде (с целью  развития национальной промышленности).

Во всех этих случаях продажа  лицензий - один из путей выхода на местный  рынок, так же как создание в данной стране филиала фирмы-экспортера. Следует  отметить, что при продаже лицензии обычно предусматривается поставка материалов, узлов и деталей для выпуска продукции. Таким образом, лицензионная торговля оказывается действенным стимулом для сбыта собственной продукции.

Продажа лицензий осуществляется посредством  заключения  лицензионного соглашения - договора, по которому лицензиар предоставляет своему покупателю разрешение или право на использование объекта лицензии за определенное вознаграждение. При этом право собственности на предмет договора остается за продавцом, а лицензиат получает право на его использование на конкретных условиях в течение срока действия соглашения. Если в соглашении оговорена такая возможность, то лицензиат, купивший полную или исключительную лицензию, может предоставлять третьим лицам сублицензию, по объему прав практически аналогичную простой лицензии. В международной практике срок действия лицензионных соглашений обычно составляет 3—10 лет.

Лицензионный договор  обычно состоит из следующих разделов:

  1. Преамбула
  2. Определения
  3. Предмет соглашения
  4. Техническая документация
  5. Территория действия соглашения
  6. Гарантия и ответственность
  7. Платежи
  8. Усовершенствования, новые патенты
  9. Техническая помощь
  10. Сборы и налоги
  11. Информация и отчетность
  12. Обеспечение конфиденциальности
  13. Разрешение споров
  14. Условия вступления соглашения в силу и порядок прекращения его действия.

С точки зрения организации лицензионной торговли выделяют 3 основных вида лицензий: простую, исключительную и полную.

Продавая простую лицензию, лицензиар оставляет за собой право на самостоятельное использование ее объекта, а также предоставление аналогичных лицензий третьим лицам. Как правило, этот вид лицензирования наиболее популярен в сфере производства товаров широкого потребления, где трудно осуществить точный учет производимой продукции, а потребность в ней настолько велика, что наличие нескольких лицензиатов на одном рынке не приводит к столкновению их интересов.

При продаже исключительной лицензии лицензиату предоставляются исключительные права на использование ее объекта на условиях, определенных в договоре. Лицензиар уже не может передавать аналогичные права третьим лицам, но может самостоятельно использовать объект лицензии или продавать лицензии третьим лицам на условиях, не противоречащих условиям первого соглашения. Этот вид лицензирования наиболее часто применяется в международной торговле.

Заключая договор по продаже полной лицензии, лицензиар лишается абсолютно всех прав на использование ее объектов в течение срока действия данного соглашения. Этот вид торговли популярен в основном среди малых фирм.

Одним из наиболее сложных вопросов заключения сделок по торговле лицензиями является определение их цены. Цена лицензии - это своеобразный баланс между интересами продавца и покупателя. По мнению некоторых специалистов, не существует заниженных или завышенных цен на лицензии, а есть цена, на которую согласны оба партнера. Реальная же стоимость лицензии может быть установлена лишь в процессе эксплуатации лицензионного объекта.

В целом лицензионные платежи подразделяют на периодические (роялти) и единовременные (паушальные).

Роялти возникли в средневековой  Англии как арендные платежи королю за отданные в концессию угольные копи. С тех пор рента за пользование  природными, а затем и интеллектуальными  ресурсами называется роялти.

Периодические платежи (роялти) - это отчисления от дохода покупателя в течение периода действия соглашения, т.е. размер вознаграждения зависящий от экономического эффекта использования лицензии. При периодических платежах доля лицензиара в прибыли лицензиата определяется размером отчислений от стоимости единицы продукции, произведенной по лицензии. Периодические платежи лицензиат выплачивает лицензиару ежегодно в течение действия лицензионного соглашения, начиная с момента выпуска готовой продукции. В отличие от паушального платежа при периодических отчислениях лицензиар может полностью получить причитавшуюся ему долю прибыли. Доля прибыли варьирует в зависимости от вида лицензии: 10% при простой лицензии, 20% при исключительной лицензии, 30-35%  при  полной лицензии. Периодическая форма платежей используется в 90% лицензионных соглашений.

Единовременные (паушальные) платежи не связаны по времени  с использованием лицензии, а устанавливаются  заранее на основании экспертных оценок. Паушальный платеж является твердо зафиксированной в лицензионном соглашении суммой вознаграждения, осуществляемого  единовременно и не зависящего от объема производства или сбыта лицензионной продукции. Он определяется на основе расчетной прибыли и представляет собой среднюю сумму роялти, которые  лицензиар ожидает получить за весь срок действия лицензионного соглашения без учета колебаний цен на рынке.

Паушальная форма платежей применяется чаще всего в случаях, когда лицензиар не имеет возможности  контролировать деятельность партнера по лицензионному соглашению, т.е. не может проверить его фактическую  прибыль. Паушальный платеж может выплачиваться  по частям в определенный срок. При  паушальной форме не возникает риск в случае срыва производства, однако размер платежа, как правило, всегда меньше платежей в форме роялти.

На практике нередко используются комбинированные платежи, т. е. когда  единовременные платежи сочетаются с периодическими отчислениями. Единовременный первоначальный платеж выплачивается  обычно до коммерческого использования  объекта лицензии и позволяет  лицензиару компенсировать затраты  на НИОКР и подготовку лицензионного  предложения.

 

    1. Лицензионная политика как инструмент государственного регулирования лицензионного рынка

Ежегодно мировая торговля правами на объекты интеллектуальной собственности увеличивается на 12-14%. Стремительно развиваются лицензионная торговля, передача технологий, купля-продажа наукоемкой продукции, лицензий и патентов на изобретения, ноу-хау, лизинг научного и производственного оснащения. В этих условиях формируется мировой рынок интеллектуальной собственности, который можно представить как результат развития трех составляющих его рынков: наукоемкой продукции, информации и прав. [10]

Воздействие  государства  на эти процессы выражается главным  образом в установлении запретов и ограничений торговли интеллектуальной собственности.

К основным принципам государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности отнесено приоритетное применение экономических методов регулирования. Лицензирование к таким методам  не относится. Поэтому законом установлены  строго определенные случаи  введения лицензионной политики и устанавливаются  перечни товаров, подлежащих лицензированию.

Информация о работе Лицензионная политика и ее роль в системе мирохозяйственных связей