Лицензионная политика и ее роль в системе мирохозяйственных связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «лицензирование» как универсальное, распространяющееся на многие виды хозяйственной деятельности, введено в нашей стране обиход в отечественной правовой науки с начала 90-х годов XX в., т.е. сравнительно недавно, хотя лицензирование как метод государственной политики в области экономики имеет более чем трехсотлетнюю историю. Практика лицензирования возникла в обществе с относительно развитой промышленностью и торговой деятельностью, где были легализованы самые разнообразные формы предпринимательской деятельности, функционировал относительно свободный, но строго контролируемый государством рынок, сформировалась активная творческая личность способная создавать экономические ценности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЦЕНЗИОННОЙ ПОЛИТИКИ……………6
Эволюция рынка торговли лицензиями. Формирование рынка лицензий как товарного рынка………………………………………....6
Определение лицензии и ее классификация. Объекты и организация лицензионной торговли………………………………………………..10
Лицензионная политика как инструмент государственного регулирования лицензионного рынка……………………………...…16
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЦЕНЗИОННОЙ ТОРГОВЛИ: ДИНАМИКА, ОСОБЕННОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ…..……20
Анализ динамики мирового рынка лицензий………………………..20
Особенности современной торговли лицензиями Российской Федерации с зарубежными странами…………28
Проблемы государственного управления российского лицензионного рынка……………………………………………...…..34
МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИЦЕНЗИОННОГО РЫНКА………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………51
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….52

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ КУДУХОВА И.И..doc

— 106.40 Кб (Скачать файл)

Одним из важных центров лицензионной торговли является Япония. Наряду с ФРГ эта  страна в течение всего послевоенного  периода занимала ведущие позиции  в капиталистическом мире по импорту  лицензий. В 1980-2000 гг. Япония увеличила закупки лицензий более чем в 56 раз. Приобретаемые лицензии японские фирмы используют не только для перевооружения ведущих отраслей своей экономики, но и как потенциал для развития собственных научно-технических исследований. Увеличение расходов на НИОКР и доработку приобретенных по лицензиям разработок позволило Японии к началу 90-х гг. значительно активизировать экспорт лицензий.

Заметное  место в лицензионной торговле занимают Австралия и Новая Зеландия. Географическая отдалённость этих стран от промышленно  развитых районов мира создаёт предпочтительные условия для активной лицензионной торговли по сравнению с экспортом  и импортом товарных грузов. Сравнительно высокий научно-технический и  производственный потенциал этих стран  позволяет постоянно расширять  операции по закупке и продаже  лицензий.

Наиболее  многочисленную группу в секторе  лицензионной торговли составляют развивающиеся  страны Азии, Африки и Латинской  Америки. Важным критерием для их объединения в сфере лицензионной торговли являются не географические, а экономические признаки. Для  этих стран характерен сравнительно низкий уровень развития национального  экономического и научно-технического потенциала, существенно ограничивающий не только продажу, но и покупку и  возможности использования иностранных  лицензий.

Развивающиеся страны занимают значительное место  в импорте лицензий, покупка которых  осуществляется преимущественно в  составе комплектных предприятий, поставляемых в экономически более  сильные развивающиеся страны (Индию, Бразилию, Мексику, Аргентину, Иран и  др.). Значительная часть лицензий приобретается  развивающимися странами через функционирующие  здесь филиалы и дочерние фирмы  международных монополий.

В международной статистике нет  данных, свидетельствующих о размерах производства и торговли товарами, изготавливаемыми по лицензиям, за исключением  лишь отдельных сведений об уровне производства по лицензиям некоторых  видов продукции.

Для характеристики мирового рынка лицензий несомненный  интерес представляет его отраслевая структура. Формирование отраслевых рынков определяется тенденциями развития и структурными изменениями в  мировой экономике, специализацией производства и концентрацией НИОКР  и изобретательской деятельности в  наукоёмких отраслях производства, где  производятся товары с высокими потребительскими свойствами. Взаимосвязь объёмов  и направлений вложений средств  на НИОКР с состоянием и направлениями  развития отраслевых рынков лицензий нетрудно проследить путём анализа  имеющихся статистических данных, хотя воздействие НИОКР на лицензионную торговлю проявляется, как правило, не сразу, а через период (3 - 5 лет), необходимый для освоения и использования изобретений его владельцами, выхода на рынок и внедрения новой технологии у покупателя лицензий.

Для мирового рынка характерно преимущественное развитие лицензионной торговли в электротехнической и электронной промышленности, общем  машиностроении, приборостроении, автомобильной, авиаракетной промышленности, химии  и нефтехимии, биотехнологии, в области  ресурсосберегающих технологий и др. Замедленными темпами происходит развитие международной торговли лицензиями в металлургии, металлообработке, строительстве, сельскохозяйственном производстве, судостроении и ряде других традиционных отраслей экономики.

Отраслевая  специализация лицензионной торговли имела место и по отдельным  странам. Доминирующая роль на пяти основных отраслевых рынках лицензий (химия  и нефтехимия, общее машиностроение, электротехника и электроника, транспортное машиностроение, текстильная и пищевая  промышленность) принадлежит шести  странам – США, Великобритания, ФРГ, Франции и Японии.

В настоящее  время в производстве сложились  новые направления технического прогресса, которые оказывают непосредственное воздействие на отраслевую структуру  лицензионной торговли. К ним относится  расширяющееся производство средств автоматизации и прежде всего вычислительной техники. Разработанные в последние десятилетия микроэлектронные схемы с высоким уровнем интеграции позволили реализовать новые решения в производстве станков с программным управлением, высокоэффективных как в массовом, так и в мелкосерийном производстве. На базе совместного применения многоцелевых станков с программным управлением, промышленных роботов и гибких производственных систем предметами лицензий становятся и комплексно-автоматизированные производства с использованием единых транспортных систем и централизованного управления на базе ЭВМ. Получают всё большее развитие производство бытовой техники с использованием мини- и микрокомпьютеров, а также оснащение её программным управлением.

На развитие международной торговли лицензиями оказывает влияние ускоренный в  условиях энергетического кризиса  процесс создания и внедрения  в производство менее энергоёмких  материалов. Разработка и внедрение  новых видов пластмасс, полимеров, композитных материалов, специальных  синтетических тканей и расширение областей их использования будут  и в дальнейшем обеспечивать высокий  удельный вес международной торговли лицензиями в области химии и  нефтехимии. Расширяются масштабы торговли лицензиями в области охраны окружающей среды.

К характерным  особенностям современного мирового рынка  лицензий относятся концентрация и  опережающие темпы развития торговли лицензиями между родственными фирмами (или между материнскими компаниями и филиалами) транснациональных  корпораций по сравнению с лицензионным обменом между независимыми фирмами.

Современное значение мирового рынка лицензий для  разных стран мира состоит прежде всего в создании механизма технологического обмена новейшими достижениями науки  и техники между конкурирующими предпринимателями. Его формирование обеспечивает качественные изменения  в характере и путях использования  нововведений в мировом хозяйстве. Ускоренный процесс создания и замены научно-технических достижений в производстве ведёт к интенсификации международного лицензионного обмена. Этому в немалой степени способствуют качественные изменения в действующем рыночном механизме обмена лицензиями. Его совершенствование происходит посредством создания международной системы информации о спросе и предложениях на базе ЭВМ (банка лицензий), упрощения порядка патентования объектов промышленной собственности, типизации и стандартизации лицензионных сделок и, что особенно важно, расширения объёма услуг и технической помощи при внедрении нововведений на предприятиях покупателей лицензий. Рынок лицензий тем самым всё более избавляется от присущей ему замедленности операций по сравнению с другими товарными рынками, а по срокам и эффективности внедрения нововведений получает дополнительные преимущества перед их разработкой на базе собственных НИОКР. [12]

Резюмируя вышесказанное, можно оценить расстановку сил в сфере международной лицензионной торговли. Очевидно, что динамика международной торговли лицензиями в этих регионах отражает не только изменение роли и места отдельных государств в мировом хозяйстве, она свидетельствует о растущей роли лицензионной торговли во внешнеэкономической деятельности.

 

    1. Особенности современной торговли лицензиями Российской Федерации с зарубежными странами

Переход России к рыночной экономике и  проведение в связи с этим радикальных  преобразований в области внешнеэкономической  и патентно-лицензионной деятельности коренным образом повлияли на условия  участия отечественных предприятий  и организаций в международной  торговле лицензиями.

Распад  СССР, развитие политического, экономического кризиса, а также кризиса в  управлении, разрушение хозяйственных  связей, кредитно-денежной системы, падение  производства и объёмов внешнеэкономической  деятельности, возросшая невосприимчивость  предпринимательских структур к  использованию нововведений в условиях диктата производителей и отсутствия конкуренции на рынке не могли  не отразиться на резком сокращении объёмов  лицензионной торговли Российской Федерации  с зарубежными странами.

Действовавший в рамках бывшего Советского Союза  плановый, строго регламентированный, но излишне громоздкий и малоэффективный  механизм государственного регулирования  лицензионной деятельности в конце 80-х годов оказался разрушенным. Были ликвидированы или сокращены  государственные управленческие структуры, патентно-лицензионные службы предприятий  и организаций различных форм собственности, отменены действовавшие  в этой области законодательные  акты, оказалось нарушенным единое патентное пространство на территории входивших в СССР республик. Вследствие этого неконтролируемый вывоз отечественных  наукоёмких технологий, основанный на прямых контрактах разработчиков с  иностранными фирмами, значительно  увеличился.

Государственные и приватизированные предприятия  Российской Федерации оказались  перед необходимостью осуществлять патентно-лицензионную деятельность, включая международную торговлю лицензиями, в новых радикально изменившихся условиях. Это связано с созданием  новой законодательной базы, определяющей условия участия предприятий  и организаций различных форм собственности в международной  торговле лицензиями.

Для начала напомним об участии России в международных  соглашениях по охране промышленной собственности. Как известно, Российская Федерация (РФ) состоит в 10 таких соглашениях, функционирующих под эгидой ВОИС1:

  • Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности;
  • Парижская конвенция по охране промышленной собственности;
  • Мадридское соглашение о международной регистрации знаков;
  • Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков;
  • Локарнское соглашение об учреждении международной классификации промышленных образцов;
  • Договор о патентной кооперации;
  • Страсбургское соглашение о международной патентной классификации;
  • Договор о регистрации товарных знаков;
  • Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры;
  • Найробский договор об охране олимпийского символа.

В соответствии с Указом Президента РФ от 14.06.92 г. N629 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РФ" всем зарегистрированным на территории РФ предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности разрешено осуществление внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности. Это означает, что юридические лица, зарегистрированные в качестве участников предпринимательской деятельности в России, получают право и на участие в международной торговле лицензиями. В связи с этом МВЭС2 России прекратило выдачу разрешений и регистрацию участников внешнеэкономической деятельности, которые носили обязательный характер до выхода данного указа.

При создании акционерных обществ и совместных предприятий необходима регистрация  в Министерстве финансов РФ, а для  концернов и крупных межрегиональных  объединений — в Государственном  комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Участие физических лиц, а также не имеющих регистрации предприятий и их объединений в международной торговле лицензиями возможно лишь через посреднические организации. В качестве посредников при заключении лицензионных сделок следует выбирать фирмы и организации, которые специализируются на проведении патентно-лицензионных операций, имеют устойчивые деловые связи с зарубежными фирмами и опыт заключения лицензионных договоров на продажу и покупку лицензий. В качестве таких организаций могут быть рекомендованы специализированные внешнеторговые организации «Лицензиторг», «Литинтерн» и «Внештехника», независимые фирмы патентных поверенных, патентно-лицензионные службы предприятий с многолетним опытом участия в международной торговле лицензиями. К числу предприятий, накопивших опыт и способных к самостоятельному выполнению операций по продаже и закупке лицензий, можно отнести Волжский автозавод, МНТК «Микрохирургия глаза», Государственный проектный институт кокса, ЦНИИ черной металлургии, Всероссийский алюминиево-магниевый институт, Институт физики твёрдого тела, НИИ пластмасс и другие.

Однако  преобладающая часть российских предприятий и организаций, получивших право на предпринимательскую деятельность в различных отраслях производства, не располагают необходимой базой  знаний и опыта, квалифицированными работниками, способными на профессиональном уровне решать весь комплекс проблем, связанных с международной и  внутренней торговлей лицензиями. Поэтому  на начальном этапе этого бизнеса  при незначительных объёмах лицензионных операций целесообразно пользоваться посредническими услугами упомянутых выше внешнеторговых организаций и  патентно-лицензионных служб.

Претерпел изменения порядок закупки лицензий на изобретения и ноу-хау за рубежом  в связи с отменой государственного планирования их импорта и выделения  централизованных валютных средств  на эти цели. В рамках проводимой в стране либерализации внешнеэкономической  деятельности на основе указанных законодательных актов был отменён разрешительный порядок продажи и закупки лицензий в стране и соответственно ликвидированы занимавшиеся этими проблемами службы.

Современное состояние и перспективы развития лицензионной торговли в Российской Федерации также связаны с  принятием Верховным Советом  в 1992 г. Патентного закона Российской Федерации, законов «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз  данных», «О правовой охране топологий  интегральных микросхем», «Об авторском  праве и смежных правах», ряда законодательных и нормативных  актов, что позволило создать  новую правовую базу для патентно-лицензионной деятельности в стране, адекватную правовому законодательству в этой области в странах с рыночной экономикой.

Информация о работе Лицензионная политика и ее роль в системе мирохозяйственных связей