Лицензионная политика и ее роль в системе мирохозяйственных связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «лицензирование» как универсальное, распространяющееся на многие виды хозяйственной деятельности, введено в нашей стране обиход в отечественной правовой науки с начала 90-х годов XX в., т.е. сравнительно недавно, хотя лицензирование как метод государственной политики в области экономики имеет более чем трехсотлетнюю историю. Практика лицензирования возникла в обществе с относительно развитой промышленностью и торговой деятельностью, где были легализованы самые разнообразные формы предпринимательской деятельности, функционировал относительно свободный, но строго контролируемый государством рынок, сформировалась активная творческая личность способная создавать экономические ценности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЦЕНЗИОННОЙ ПОЛИТИКИ……………6
Эволюция рынка торговли лицензиями. Формирование рынка лицензий как товарного рынка………………………………………....6
Определение лицензии и ее классификация. Объекты и организация лицензионной торговли………………………………………………..10
Лицензионная политика как инструмент государственного регулирования лицензионного рынка……………………………...…16
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЦЕНЗИОННОЙ ТОРГОВЛИ: ДИНАМИКА, ОСОБЕННОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ…..……20
Анализ динамики мирового рынка лицензий………………………..20
Особенности современной торговли лицензиями Российской Федерации с зарубежными странами…………28
Проблемы государственного управления российского лицензионного рынка……………………………………………...…..34
МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИЦЕНЗИОННОГО РЫНКА………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………51
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….52

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ КУДУХОВА И.И..doc

— 106.40 Кб (Скачать файл)

Введение  в практику изобретательской и патентно-лицензионной деятельности понятия «патент» вместо ранее используемого авторского свидетельства означает, по существу, приватизацию объектов промышленной собственности, передачу исключительного права  на их использование из рук государства  патентообладателям, в роли которых  выступают авторы, предприятия и  организации различных форм собственности. В результате патентообладатели, являющиеся юридическими лицами в Российской Федерации, получили право на внешнеэкономическую  деятельность, в том числе на продажу  лицензий на собственные разработки зарубежным фирмам.

В Патентном  законе Российской Федерации нет  упоминания о внутренней торговле лицензиями в стране. Однако в ст. 13 (п. I) закона говорится, что любое лицо, не являющееся патентообладателем, вправе использовать изобретение, полезную модель, промышленный образец, защищенные патентом, лишь с  разрешения патентообладателя (на основе лицензионного договора). Иное использование  указанных объектов промышленной собственности  признаётся нарушением патента, и к  виновным, в соответствие со ст. 14 закона, должны применяться санкции. Указанные  положения об обязательном заключении лицензионных договоров на использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов распространяются на все деловые отношения патентообладателей с заинтересованными в этих разработках предпринимателями на территории России. Императивный характер этих норм означает, по существу, законодательное введение в Российской Федерации внутренней лицензионной торговли. Это новое явление в отечественной экономике, свидетельствующее о её рыночном характере. Лицензионная форма коммерческого обмена охраняемыми объектами промышленной собственности в силу законов рынка непременно должна распространяться и на обмен не имеющими патентной защиты техническими разработками типа ноу-хау. Уже имеется немало примеров внутренних лицензионных договоров на ноу-хау, подписанных российскими предпринимателями.

Как уже  отмечалось, новое законодательство не предусматривает необходимости  получения разрешения на продажу  объектов промышленной собственности  за границу, а также процедуру  одобрения заключенных лицензионных договоров. Однако Патентный закон  Российской Федерации (раздел IV, ст. 13, п. 2) вводит обязательный порядок регистрации  лицензионных договоров в Патентном  ведомстве, без чего они считаются  недействительными. Их регистрация  осуществляется в Комитете РФ по патентам и товарным знакам (Роспатенте) в  соответствии с Порядком регистрации  договоров на передачу прав на патент и права на использование изобретения  или промышленного образца, вытекающего  из патента, утверждённым приказом Роспатента от 9 марта 1992 г. 

Практически во всех странах мира с рыночной экономикой осуществляется и внешняя (международная), и внутренняя торговля лицензиями, и эти процессы органически  связаны между собой. Несмотря на различия в экономике и особенности  правового регулирования лицензионных операций в разных странах, национальные рынки лицензий имеют общие черты, характерные для мирового рынка  лицензий. Этот вывод имеет важное практическое значение для лицензионной деятельности российских предприятий и организаций, получивших право прямого участия в международных лицензионных операциях с фирмами других стран, а также ставших участниками внутренней лицензионной торговли в стране. Органическая взаимосвязь национальных и мирового рынка лицензий обусловливает возможность использования российскими предпринимателями во внутренней торговле лицензиями на территории России форм, методов и принципов, применяемых в международной лицензионной торговле. Накопленный российскими лицензиарами, лицензиатами и патентно-лицензионными службами опыт многолетнего участия в международной торговле лицензиями должен быть использован не только для дальнейшего расширения деловых контактов с зарубежными партнёрами, но и для осуществления коммерческих операций на внутреннем рынке лицензий. Во внутренней лицензионной торговле в значительной мере могут быть использованы применяемые в международной практике типовые лицензионные договоры, принципы и методика определения цены лицензии, виды платежа, реклама, маркетинговые исследования, опыт подготовки и заключения договоров и др. Одновременно следует учитывать особенности российского законодательства в этой области и реальные интересы отечественных продавцов и покупателей лицензий.

 

    1. Проблемы государственного управления российского лицензионного рынка

Сравнительно  небольшие объёмы формирующегося российского  рынка лицензий не снижают остроты  проблемы его управления государством. Несмотря на многообразие подходов к  регулированию лицензионной деятельности в различных зарубежных странах  функции государства в этой области  сводятся в основном к следующим:

  • создание условий для свободного обмена наукоёмкой технологией внутри страны и на мировом рынке;
  • обеспечение охраны объектов промышленной собственности в своей стране и за рубежом;
  • предотвращение бесконтрольного экспорта высоких технологий в другие страны;
  • пресечение недобросовестной конкуренции и соблюдение антимонопольного законодательства;
  • контроль за актуальностью, техническим уровнем, экономичностью и валютными расходами при закупке зарубежной наукоёмкой технологии, использованием иностранных инвестиций;
  • соблюдение международных соглашений по обмену наукоёмкой технологией между странами-участницами, а также передача технологии в другие страны.

Очевидно, что эти функции, взятые за основу, вполне подойдут и для России. Однако проведение реформы внешнеэкономической, патентно-лицензионной деятельности и  принятие соответствующих законодательно-нормативных  актов в данной области позволили  в значительной мере решить лишь первые две из этих задач. Невыполнение государством остальных указанных функций  не только сделало в России неэффективным  такой прибыльный вид коммерческой деятельности, как лицензионная торговля, но и привело к потере значительной части отечественного научно-технического потенциала. Сейчас в стране сложилась  ситуация, парадокс которой заключается  в том, что государство осуществляет обязательную регистрацию и контроль всех заключаемых внутренних лицензионных договоров и соглашений об уступке  права на патент, и вместе с тем  не ведётся регистрация и контроль аналогичных внешних коммерческих сделок с зарубежными фирмами.

В отличие  от антимонопольного законодательства промышленно развитых стран в законе Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» отсутствуют положения, касающиеся заключения лицензионных договоров, а в законодательстве о налогообложении не предусмотрены какие-либо льготы для продавцов и покупателей лицензии.

Нереализованным остаётся и декларируемое в ст. 34 Патентного закона положение «О государственном стимулировании создания и использования объектов промышленной собственности», поскольку в стране не разработаны какие-либо законодательно-нормативные акты о предоставлении льгот продавцам и покупателям лицензий на изобретения и другие виды наукоёмкой технологии. Это существенно тормозит развитие российского рынка лицензий.

Анализируя  законодательство и практику лицензионной деятельности в России, можно сделать  вывод об отсутствии в стране цельной  системы государственного регулирования  обмена наукоёмкой технологией на внутреннем и внешнем рынках лицензий. Принятие Патентного и других законов в  области интеллектуальной собственности  создают лишь законодательно-правовую базу для формирования рынка лицензий в стране, но не обеспечивают его  государственное регулирование  и развитие.

Многие  законодательные и нормативные  акты, регулирующие важнейшие направления  лицензионной деятельности, в России отсутствуют. Аргументируя такое положение, нередко ссылаются на опыт США  и Германии, законодательство которых  не предусматривает процедуры одобрения  и регистрации лицензионных договоров, за исключением сделок на технологию стратегического, военного и двойного назначения. Однако цивилизованный характер рынка лицензий в этих странах  обеспечивается не только системой других законодательных актов, но и большим  опытом, традициями, профессионализмом  и деловой культурой многих поколений  предпринимателей.

Подавляющая часть российских предпринимателей, к сожалению, пока не имеет необходимых  профессиональных знаний, опыта, деловой  культуры в области международной  торговли лицензиями. Отсутствие в  сфере лицензионной деятельности антимонопольного законодательства, регламентированного  порядка передачи наукоёмких технологий зарубежным фирмам, механизма одобрения  и контроля за закупаемой технологией  за рубежом порождают формирование и развитие в России нерегулируемого  «дикого» рынка лицензий, который  наносит ощутимый ущерб национальной экономике. Чтобы национальный рынок  лицензий обрёл цивилизованную форму, необходимо создание единой системы  государственного регулирования лицензионного  обмена в стране, принятие соответствующих  нормативных актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИЦЕНЗИОННОГО РЫНКА

Лицензии  в международной торговле рассматриваются  как ограничительные меры, которые  осуществляются на основе жесткого контроля товарных потоков.

Важнейшими  звеньями государственного механизма  регулирования лицензионной торговли в странах с рыночной экономикой являются:

    • национальное правовое законодательство;
    • финансирование;
    • государственное регулирование патентно-лицензионного обмена.

Государственное регулирование лицензионной торговли в странах имеет цели:

1) создать  оптимальные условия для прибыльного  использования за рубежом находящихся  во владении национальных фирм  объектов промышленной собственности; 

2) обеспечить  доступ в страну передовой  зарубежной технологии и одновременно  защитить национальных предпринимателей  от зарубежных монополий.

В сфере  международных отношений регулятором  выступает международное право, основанное на заключенных и принятых мировым сообществом международных  конвенциях, договорах и соглашениях.

Национальное регулирование охватывает касающиеся сделок по передаче технологии законы, постановления, правила, административные решения, которые государства в рамках своего суверенитета имеют право принимать, дополнять и изменять.

Национальное  правовое законодательство, регулирующее лицензионную политику в большинстве  стран, как правило, включает законы о патентах, товарных знаках и авторском  праве, антитрестовское законодательство, законы о контроле над экспортом, налоговое законодательство, законы, предусматривающие возможность принудительного лицензирования технологии, законы об арбитраже, охране труда, об окружающей среде, о продовольствии, лекарствах и косметических средствах, требования по стандартизации и сертификации новой продукции и др. Государственное регулирование технологического обмена идёт как по пути создания новых законодательных актов, так и внесения дополнений и поправок к действующему законодательству. В США, странах Западной Европы и Японии широко используется судебная и административная практика в решении конкретных дел в области торговли лицензиями и других форм передачи технологии. Принятые судебные и административные решения становятся составной частью правовой системы в этой области и рассматриваются как юридическая база для принятия решений по аналогичным делам.

Национальные  меры по регулированию потока технологии и последствия её передачи включают следующие аспекты:

  • финансовые (валютное регулирование платежей и переводов в иностранной валюте, условия внутреннего кредитования и финансирования, налоговый режим, политика в области цен);
  • технические (спецификации и стандарты, использование местных и импортируемых ресурсов, охрана окружающей среды, нормы санитарии и гигиены);
  • организационные (анализ, оценка и регистрация сделок по передаче технологии, их условий и сроков, регулирование соглашений о сотрудничестве с иностранными фирмами, выбор каналов, механизмов и организационных форм передачи технологии, утверждение сделок, определение их правовых последствий, распространение информации и обмен опытом).

В большинстве  стран национальное правовое регулирование  базируется на положениях антитрестовского законодательства, зародившегося в  начале XX века в США. Процесс распространения  антитрестовских законов на лицензионную торговлю начался для США с  конца 30-х, стран Западной Европы — с середины 60-х годов. Сейчас практически все страны используют действующие в них антитрестовские или картельные нормы в сфере лицензионной торговли.

К наиболее характерным положениям антитрестовских  норм относятся:

  • запрет на принятие при закупке лицензий таких условий как предписание лицензиату каких-либо продажных цен на продукцию по лицензии или областей применения;
  • установление количественных ограничений в производстве запатентованной продукции или использование процесса;
  • навязывание закупки продукции, не имеющей отношения к объекту лицензии;
  • перекрёстное лицензирование, связанное с разделом рынка или ограничением производства;
  • сохранение по истечении срока действия патента контроля над операциями лицензиата, заложенными в основе лицензионного договора;
  • запрет лицензиату заниматься сбытом продукции, конкурирующей с продукцией лицензиара;
  • обязательства по передаче в исключительную собственность лицензиара всех усовершенствований, сделанных лицензиатом в отношении объекта лицензии;
  • запрет экспорта с территории лицензиата в другие страны ЕЭС, если лицензиар не владеет патентами в странах Общего рынка;
  • предписание лицензиату в отношении внешнего вида, маркировки и упаковки лицензируемой продукции;
  • уплата лицензиатом повышенного вознаграждения или штрафа за реализацию товаров иным путём, чем это предусмотрено договором.

Информация о работе Лицензионная политика и ее роль в системе мирохозяйственных связей