Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 20:42, курсовая работа
Макроэкономическая нестабильность является одним из основных недостатков рыночной экономики. В то время как в командной экономике, или коммунизме, все решения относительно экономической политики государства, распределения ресурсов и организации производства принимаются центральным плановым органом, в рыночной экономике, как известно, эти решения никем не согласуются. В чистом капитализме функцию планового органа принимает на себя рыночный механизм, то есть функционирование экономики полностью отдано в распоряжение рынка. Естественно, что в этих условиях механизм само регуляции рынка очень часто дает сбои.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Экономический цикл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Теории экономических циклов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2. Определение цикла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
1.3. Классификация и периодичность циклов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
1.4 Макроэкономическая нестабильность и безработица . . . . . . . . . . .
3. Стабилизационная политика государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
3.1. Экономические циклы и государственная политика . . . . . . . . . . . 28
3.2. Политика государства в отношении безработицы . . . . . . . . . . . . . .31
3.3. Стабилизационная политика государства в России . . . . . . . . . . . . .33
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Представляющийся мне идеал основывается на том, чтобы человек мог сказать: «У меня достаточно сил, чтобы постоять за себя, я хочу сам нести риск в жизни, хочу быть ответственным за свою судьбу. Ты, государство, заботься о том, чтобы я был в состоянии так поступать».
Людвиг Эрхард
Первые попытки
Существуют различные
определения экономической
Субъектами, или исполнителями экономической политики являются, во-первых, государство, во-вторых, негосударственные субъекты экономической политики. Это различные объединения, профсоюзы, картели и т. д. В развитых странах государство возлагает часть бремени по регулированию экономики на негосударственные субъекты. В России же эти институты не обладают достаточным влиянием и силой, чтобы помогать государству в проведении экономической политики.
Цели экономической политики. На глобальном уровне основной целью экономики является обеспечение благосостояния общества. Замечу, однако, что понятие «благосостояние» является обширным и абстрактным. Поэтому кроме основной задачи существуют задачи второго уровня, которые являются, по-моему, более практическими. К главным целям общества относятся:
1. свободное развитие общества
2. правовой порядок
3. внешняя и внутренняя безопасность
Вышеперечисленные цели имеют социальный характер. Экономические же цели общества выглядят следующим образом:
1. экономический рост
2. полная занятость
3. стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты
4. внешнеэкономическое равновесие
Преследуя эти цели, государство в числе прочих мер осуществляет стабилизационную антициклическую политику и политику занятости, которые будут подробно рассмотрены в последующих главах.
Из предыдущего анализа
экономических циклов ясно, что это
нежелательное явление в
• кейнсианский
• классический
• теория рациональные ожиданий
• неоклассический синтез
• новая кейнсианская теория
• теория реального экономического цикла
Традиционным среди этих взглядов стал кейнсианский, который направлен на управление совокупным спросом. Основным положением данного подхода является то, что основные экономические параметры (ставка заработной платы, ставка процента) считаются негибкими. Негибкость заработной платы кейнсианцы объясняют, во-первых, деятельностью профсоюзов, во-вторых, долгосрочным характером трудовых контрактов. Непосредственно из негибкости заработной платы следует то, что уровень занятости не может устанавливаться на равновесном уровне без вмешательства государства.
Основная идея управления
совокупным спросом является увеличение
совокупного спроса при его недостаточности,
с тем, чтобы обеспечить рабочими
местами безработных, во время же
избыточного совокупного
Фискальная политика предполагает изменение ставки налога и социальных расходов государства. Если в экономике наблюдается недостаточность совокупных расходов фискальная политика предполагает:
1. снижение ставки налога
2. увеличение расходов государства
3. применение обоих методов одновременно
Если же в экономике существует избыточный уровень совокупных расходов, тогда правительству нужно предпринять следующие меры:
1. увеличение ставки налога
2. сокращение расходов
3. применение обоих методов одновременно
Данные меры приводят к
тому, что в первом случае увеличивается
располагаемый доход и, соответственно,
потребительские расходы, а также
увеличиваются расходы
Однако фискальная политика имеет ряд недостатков:
1. Разрыв восприятия, т. е. требуется некоторое время, чтобы осознать на какой стадии цикла находится экономика
2. Административный разрыв. Обычно проходит довольно длительный промежуток времени, прежде чем определенная экономическая политика приводится в действие. За это время экономическая ситуация в стране может кардинально измениться, а экономическая политика может оказаться бездейственной или даже нанести еще больше вреда экономике.
3. Функциональный разрыв. Также существует разрыв между моментом принятия решения о фискальных мерах и моментом, когда эти меры начнут оказывать влияние на экономику. Необходимо отметить, что в этом смысле иногда бывает целесообразнее изменять ставку налога, т. к. на планирование и строительство различных общественных сооружений уходит достаточно много времени, в то время, как на изменение ставки налогов много времени не уходит.
4. Популярность стимулирующих мер. Стимулирующие меры фискальной политики обычно более популярны в народе и, следовательно, к ним охотнее прибегают политики. Увеличение социальных расходов государства и снижение налогов обычно приветствуется большей частью населения и может принести больше голосов избирателей тому или иному политику. Поэтому многие критики обвиняют политиков в пристрастии к стимулирующим мерам фискальной политики.
Кредитно-денежная политика также направлена на управление совокупным спросом, но для этой цели используются финансовые механизмы. Основными инструментами кредитно-денежной политики являются:
1. операции на открытом рынке
2. изменение резервной нормы
3. изменение учетной ставки
При недостаточности совокупных расходов государство должно проводить так называемую политику «дешевых» денег, которая направлена на увеличение массы денег в обращении и подразумевает:
1. покупка ценных бумаг
2. снижение резервной нормы
3. снижение учетной ставки
Если же в экономике уровень производства и занятости находятся на уровне выше равновесного, то необходимо предпринять следующие шаги:
1. продажа ценных бумаг
2. повышение резервной нормы
3. повышение учетной ставки
Такой набор мер получил название политики «дорогих» денег. Политика «дорогих» денег преследует цель подорожания кредита с тем, чтобы ограничить кредитование, массу денег в обращении и совокупный спрос.
Применение кредитно-денежной политики также имеет определенные сложности и недостатки:
1. Ослабление контроля за предложением денег
2. Циклическая асимметрия
3. Изменение скорости обращения денег. По мнению некоторых экономистов скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения. Что сводит на нет применение кредитно-денежной политики.
4. Инвестиционный эффект. Некоторые исследователи высказывают сомнение в достаточности объемов изменения инвестиций, вызванных проведением в жизнь кредитно-денежной политики.
Учитывая вышеизложенные недостатки, многие экономисты вообще считают антициклическую политику государства бесполезной и даже вредной. Они сравнивают антициклическую политику со стрельбой по движущейся мишени. Как только правительство, путем анализа различных экономических параметров определяет стадию цикла и определяет какую политику целесообразнее проводить (т. е. вычисляет координаты мишени) и потом переходит к выполнению этой политики (производит выстрел), экономическая ситуация в стране кардинально меняется (меняются координаты мишени), и политика не дает нужного эффекта (стрелок промахивается). Некоторые экономисты даже считают, что экономические циклы времен регулируемой государством рыночной экономики являются результатом неправильных решений государственных чиновников.
Однако, несмотря на все сложности и недостатки антициклической политики правительства почти всех стран проводят ее, разумеется, в каждой стране с учетом ее социо-культурных, экономических и других особенностей.
3.2.Политика государства в отношении безработицы
Как было отмечено в предыдущих
главах безработица является одной
из главнейших экономических проблем,
с которой столкнулись страны
с рыночной экономикой. Учитывая важность
и высокую приоритетность решения
проблемы безработицы, многие страны выделяют
значительные средства из госбюджета
на программы по снижению уровня безработицы
и ликвидацию отрицательных последствий
безработицы. Главной целью государства
в этом аспекте является установление
максимально возможного уровня соответствия
между структурой трудоспособного
населения и структурой существующих
рабочих мест. Для достижения этой
цели государство должно решать задачу
достижения минимального уровня циклической,
фрикционной и структурной
При проведении политики занятости важно помнить, что рынок труда отличается от остальных рынков ресурсов тем, что поставляемый на этом рынке продукт, человеческий труд, является результатом функциональной деятельности человека. Особенности применения рабочей силы как социального фактора отражаются в современных принципах трудовой занятости:
1. запрещение принудительного труда и свобода гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию
2. занятость – это деятельность граждан и связана с удовлетворением личных и общественных потребностей
3. полная занятость, связанная с осуществлением права на труд и права на защиту от безработицы.
Многие государства
• сокращают продолжительность рабочего дня в период высокого уровня безработицы
• рекомендуют предприятиям проводить разделение рабочих мест
• досрочно увольняют госслужащих
• создают новые рабочие места и организуют общественные работы
• сокращают предложение рабочей силы в основном путем ограничения иммиграции.
Также существуют специальные программы, направленные на сокращение безработицы.
Циклическая безработица, как мы знаем, связана с деловыми циклами и поэтому достижение минимальной циклической безработицы является одним из результатов антициклической политики, рассмотренной в предыдущей главе.
Фрикционная безработица. С целью уменьшения фрикционной безработицы государство проводит программы, способствующие тому, что поиски подходящего рабочего места станут эффективнее. Например, правительство создает биржи труда – учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими.
Структурная безработица возникает тогда, когда в определенной отрасли устанавливается уровень цен выше равновесного, что в свою очередь может быть вызвано:
• законом о минимальной заработной плате
• деятельностью профсоюзов
• установлением предприятиями эффективной заработной платы
Минимальная заработная плата может быть установлена законодательно. В тех группах, где ставка зарплаты выше минимальной, эффекта от установления минимальной ставки заработной платы нет. Однако в группах с низким доходом, главным образом это молодежь и низкоквалифицированные рабочие, минимальная заработная плата оказывается выше равновесной, что приводит к избытку предложения рабочей силы по сравнению со спросом на нее, что, в свою очередь, приводит к увеличению безработицы.
Деятельность профсоюзов
направлена на увеличение ставок зарплаты
для членов профсоюза. Причем чем
больше доля членов профсоюза в определенной
отрасли, тем влиятельные профсоюзы
в этой отрасли, и, соответственно, тем
выше уровень заработной платы. В
результате установления ставок зарплаты
выше равновесных в данной отрасли
появляются новые безработные, определенная
часть их после соответствующей
переподготовки переходит в другие
отрасли, увеличивая тем самым предложения
труда в этой отрасли и снижение
ставок заработной платы. Таким образом,
выходит, что деятельность профсоюзов
приводит к несправедливому
Информация о работе Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития рыночной экономики