Макроэкономическая нестабильность. Регулирование уровня безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы, является рассмотрение понятия и сущности безработицы, выявление причин ее возникновения и возможные пути преодоления этой проблемы, не решив которую, будет просто невозможно наладить эффективную деятельность отечественной экономики.
Исходя из цели, основными задачами работы являются:
- раскрыть теоретические положения понятия безработицы, ее причин;
- охарактеризовать формы безработицы;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие безработицы 4
1.1 Общие сведения о безработице. 4
1.2 Виды (формы) безработицы 5
1.3 Причины возникновения безработицы. 8
Глава 2. Социально - экономические последствия безработицы 11
2.1 Экономические последствия безработицы 11
2.2 Социальные (внеэкономические) последствия безработицы 14
Глава 3. Способы регулирования уровня безработицы 16
3.1 Регулирование уровня безработицы 16
3.2 Государственное регулирование уровня безработицы 19
Заключение 26
Расчетно-аналитическая часть 27
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Экономика.docx

— 58.75 Кб (Скачать файл)

К экономическим последствиям безработицы могут быть отнесены:

1. недополученный  выпуск продукции - отклонение фактического  ВВП от потенциального ВВП  в результате неполного использования  совокупной рабочей силы (чем  выше уровень безработицы, тем  большим будет отставание ВВП);

2. сокращение  доходной части федерального  бюджета в результате уменьшения  налоговых поступлений и снижения  выручки от реализации благ;

3. прямые  потери в личных располагаемых  доходах и снижение уровня  жизни лиц, ставших безработными  и членов их семей;

4. рост  затрат общества на защиту  работников от потерь, вызванных  безработицей: выплату пособий, реализацию  программ по стимулированию роста занятости, профессиональную переподготовку и трудоустройство безработных и т.д.

Происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своих потенциальных возможностях. Происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения. Теряется квалификация работников.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему (см. Приложение Г)

Известный исследователь макроэкономики Артур Оукен (США) математически выразил отношение между уровнем безработицы и так называемым отставанием - не выпущенной или безвозвратно потерянной продукцией. Такое отношение, получившее название закон Оукена, показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, то потеря объема валового национального продукта составляет 2,5%.

Например, если в начале фактический ВВП составлял 100% от своего потенциального объема, а затем понизился до 98%, то уровень безработицы должен увеличиться на 1%.

Закон Оукена выражает ключевую взаимосвязь между рынком благ и рынком труда. Он описывает зависимость между краткосрочным движением реального ВВП и изменение уровнем безработицы.

Закон Оукена играет важную роль в анализе динамики и взаимозависимости основных макроэкономических показателей. Он может быть использован в следующих случаях:

1. Для  оценки потерь в реальном ВВП  из-за циклической безработицы  в виде разницы между потенциально  возможным и фактическим ВВП.

2. Для  определения необходимого роста  выпуска продукции с целью  уменьшения уровня безработицы  на один процентный пункт.

3.Для  прогнозирования изменения безработицы  во время экономического цикла  на основе динамики фактического  ВВП и потенциального ВВП.

4.При  расчете времени, которое понадобится  для снижения безработицы до  естественного уровня в условиях  реализации различных программ  экономического роста (при выборе  темпов роста фактического ВВП).

Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап - оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения.

Высокий уровень безработицы оборачивается для общества огромными экономическими потерями, но не менее важен и другой аспект проблемы, не поддающийся количественному выражению - социально - психологический.

 

 

2.2 Социальные (внеэкономические) последствия безработицы

Безработица ставит людей в нестандартные ситуации, она не только деформирует сложившийся экономический уклад, ухудшает финансовое положение, лишает возможности вести привычный образ жизни. Она качественно изменяет восприятие самих себя как личностей, разрушает необходимый уровень социальной стабильности. Безработица стала реальным фактором бедности. Причем именно такой бедности, которая охватывает группы трудоактивного населения, образованного и профессионально подготовленного.

Безработица, как социальное явление, приводит к обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.

Социальные последствия безработицы:

1. Маргинализация общества, потеря квалификации и уверенности в себе, снижение уровня самоуважения у безработных;

2. Ухудшение физического и психологического здоровья, увеличение количества психических и сердечно - сосудистых заболеваний, рост алкоголизма и самоубийств (в Финляндии в середине 90-х годов 80% от общего числа пациентов психиатрических клиник составляли люди, потерявшие работу во время последнего экономического спада);

3. Падение морали в обществе, распад семьи и рост преступности;

4.Обострение социальной напряженности, общественные и политические беспорядки.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых социальных последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

Кризисное положение граждан, оказавшихся безработными, характеризуется не только тем, что вследствие низкого душевого дохода качественно изменяется структура потребления, но тем, что эта категория населения вынуждена ограничивать свои личные социальные контакты, изменять привычки социокультурного досуга. Меняется стиль жизни, возрастает необходимость приспособления человека к существенно изменившимся социально-экономическим условиям.

Безработные в большинстве своем лишены вести образ жизни, обычный для работающей части населения. Можно выделить следующие особенности социального статуса безработных:

Самооценки безработных свидетельствуют об ощущении собственной ущербности. Можно говорить о маргинализации (отсутствие слоевой самоиндефикации), затронувшей группы и занятого и незанятого населения.

Особое место в развитии деструктивных процессов, в концентрации бедности и маргинализации населения занимают безработные, которые формируют особую социальную группу. Особая опасность для конструктивного развития общества заключается в том, что происходит дальнейшее размывание групп среднего класса, ибо ядро безработных - это квалифицированные работники - рабочие, интеллигенция.

Безработица - опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые массовые в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).

Безработица, таким образом, пагубно сказывается на всей экономической жизни общества. Она, прежде всего ведет к экономическим потерям, снижает уровень реального, фактического выпуска национального продукта.

Для людей безработица оборачивается полной или частичной потерей доходов, снижением уровня жизни. Она ведет к возрастанию преступности, повышению смертности, числа психических заболеваний.

 

Глава 3. Способы регулирования уровня безработицы

3.1 Регулирование  уровня безработицы

 

Многообразие форм безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Используя опыт ряда иностранных государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы. Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

  • улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
  • устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего: создание развитого рынка жилья; увеличение масштабов жилищного строительства; отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

1. Создание условий  для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда  – производный и зависит от  ситуации на рынках товаров  и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там  случае, если товарные рынки предъявят  больший спрос и для его  удовлетворения надо будет нанять  дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

  • стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;
  • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентноспособности продукции.

2. Создание условий  для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей  претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже  при том же числе свободных  рабочих мест. Сократить число  претендентов на эти места  и, более того высвободить дополнительные  вакансии для безработных вполне  реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатах мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

3. Создание условий  для роста самозанятости. Смысл  такого рода программ состоит  в том, что людям помогают открыть  собственное дело, чтобы они могли  прокормить себя и свою семью, даже если им не удается  найти работу по найму. В России  это реализуется через программы  поддержки малого предпринимательства.

4. Реализация  программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет  по пожилым (их уже никто не  хочет брать на работу из-за  падающей производительности труда  и ухудшения здоровья) и самым  молодым (их еще никто не хочет  брать на работу из-за низкой  квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

  • экономическое стимулирование молодежной занятости;
  • создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
  • создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране и нужно не просто реализовывать одну из вышеназванных программ, а предварять эти программы в жизнь в совокупности.

 

 

3.2 Государственное  регулирование уровня безработицы

В целях смягчения этой социальной проблемы государство проводит определенное государственное регулирование уровня безработицы.

Регулирование уровня безработицы — совокупность мер государственного прямого и косвенного воздействия на рынок труда с целью достижения поставленных целей. Цели регулирования занятости отражают нормативное состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая актуальные проблемы.

Регулирование занятости имеет несколько уровней:

-общегосударственный  уровень, где решаются кардинальные  социально-экономические задачи  общества, причем большинство принимаемых  решений в той или иной степени  отражаются на занятости;

-региональный  уровень, находящийся в пределах  компетенции местных властей  и возможностей соответствующих  бюджетов, где принимаются решения  по вопросам регулирования рынка  труда, включая вопросы сдерживания  массового высвобождения работников, расширения социальной помощи  безработным и другое;

-локальный  уровень, где осуществляются взаимоотношения  субъектов рынка труда, конкретного  человека с работодателем, Центром  занятости, местными органами исполнительной  власти.

На всех уровнях регулирование должно осуществляться на основе общеэкономической концепции социально ориентированной рыночной экономики. С этой целью необходимо решить две наиболее важные задачи регулирования занятости.

Информация о работе Макроэкономическая нестабильность. Регулирование уровня безработицы