Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 21:24, курсовая работа
Целью данной работы, является рассмотрение понятия и сущности безработицы, выявление причин ее возникновения и возможные пути преодоления этой проблемы, не решив которую, будет просто невозможно наладить эффективную деятельность отечественной экономики.
Исходя из цели, основными задачами работы являются:
- раскрыть теоретические положения понятия безработицы, ее причин;
- охарактеризовать формы безработицы;
Введение 3
Глава 1. Понятие безработицы 4
1.1 Общие сведения о безработице. 4
1.2 Виды (формы) безработицы 5
1.3 Причины возникновения безработицы. 8
Глава 2. Социально - экономические последствия безработицы 11
2.1 Экономические последствия безработицы 11
2.2 Социальные (внеэкономические) последствия безработицы 14
Глава 3. Способы регулирования уровня безработицы 16
3.1 Регулирование уровня безработицы 16
3.2 Государственное регулирование уровня безработицы 19
Заключение 26
Расчетно-аналитическая часть 27
Список литературы 29
Первая задача заключается в определении долгосрочной перспективы, предусматривающей стабилизацию общего спроса на труд, и уровней скрытой, частичной безработицы с их последующим снижением, при эффективном использовании занятых и более гибком спросе населения на рабочие места.
Вторая задача, ориентированная на краткосрочную и среднесрочную перспективы, предусматривает воспрепятствование массовому высвобождению потенциальных безработных и резкому увеличению реальной (открытой), в том числе застойной (длительной) безработицы. Здесь также предполагается взаимоувязанное высвобождение работников и создание новых рабочих мест с целью ограничения полного заблокирования процессов рационализации занятости.
Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования уровня безработицы.
Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.
Все более важное значение приобретают также государственное содействие найму и программы подготовки и переподготовки кадров.
Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования данного рынка: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п.
Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются мерами общеэкономического регулирования и воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.
Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, служба трудоустройства, служба содействия найму), являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока.
Основными направлениями деятельности бирж труда являются:
1) регистрация безработных;
2) регистрация вакантных мест;
3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
5) тестирование лиц, желающих получить работу;
6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
7) выплата пособий.
Следует подчеркнуть, что в современных условиях в развитых странах большинство граждан трудоустраиваются не через биржи труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств.
Более активная деятельность в России такого рода частных фирм наряду с деятельностью государственных бирж труда имела бы важное значение для эффективного функционирования рынка рабочей силы. Пока такие фирмы обслуживают в основном относительно узкий рынок дефицитных специальностей. Вместе с тем роль бирж труда в оказании помощи безработным (выплата пособий, трудоустройство, переквалификация) во многих странах весьма заметна. В России в 2009 г. в органы государственной службы занятости за содействием в трудоустройстве обратились 4,6 млн человек. Из них получили работу 2,4 млн (более 52%).
Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.
Следует отметить, что принятая система учета безработных в нашей стране не отражает действительных тенденций в развитии российского рынка труда, поскольку большинство безработных не регистрируются в органах службы занятости, предпочитая искать работу самостоятельно или прибегая к услугам негосударственных посреднических структур.
Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах - центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.
В 90-е годы безработица в России носила массовый характер. Самый высокий уровень безработицы в нашей стране был зафиксирован в 1995-2000 гг. – до 7 млн. чел. имели официальный статус безработных. В период с 2002 по 2007 год уровень безработицы в РФ ежегодно снижался. А в 2007 году была достигнута минимальная отметка – 4,2 млн. чел. А в 2008 году разразился мировой финансовый кризис, который затронул все страны мира, в том числе и Россию.
По состоянию на март 2013 года численность экономически активного населения в России составляла 75,2 млн. человек. Это составляет порядка 53 % от общей численности населения страны. В том числе 71,0 млн человек были заняты в экономике и 4,3 млн человек (5,7 %) не были трудоустроены, но активно искали работу.
Любой экономический кризис независимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены экономить и сокращать производство. Одним из достаточно распространенных способов экономии является сокращение рабочего персонала. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы.
В январе 2010 года уровень безработицы в России составил 9, 2%. Такие данные приводит Росстат. По сравнению с декабрем 2009 г. численность занятого населения снизилась на 1,5 млн. человек, или на 2,2%, численность безработных увеличилась на 0,7 млн. человек, или на 10,7%. Общая численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет в январе 2010 г. составила 74,6 млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны.
В рамках борьбы с повышением уровня безработицы Правительство России разработало специальные антикризисные меры.
Государственное регулирование занятости осуществляется по следующим основным направлениям:
1.Поддержка
индивидуальных частных
2.Создание
в регионах частных бюро содейс
3. Создание
специальных предприятий для
организации общественных работ
(средства на оплату труда
4. Организация переобучения работников, подлежащих сокращению, — без прекращения с ними трудового договора.
5. Использование администрациями регионов права на передачу части земельного фонда всем желающих инвесторам (в том числе иностранным) под обязательство создать новые предприятия (новые рабочие места), материальная и финансовая поддержка их создания.
6. Создание предприятий для организации общественных работ по благоустройству, обслуживанию престарелых и т.д.
7. Создание
новых казенных предприятий на
базе определенных
8.Обеспечение
специальных программ
Итак, 2010 год был назван в России годом борьбы с безработицей. В регионах были организованы общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Службы занятости с начала осени начали кредитование безработных для открытия собственного дела. Были организованы курсы по переобучению потерявших работу граждан. До 4300 рублей был увеличен максимальный размер пособия по безработице. В 2011 году планируется его очередное повышение.
Общественные работы в основном заключались в уборке улиц, благоустройстве территорий, обслуживании общественного транспорта, ремонте памятников культуры.
Пособие на открытие собственного дела увеличено с 58 800 рублей (2009 год) до более чем 100 000 рублей. Ключевое условие для получения большего пособия — создание новых рабочих мест для безработных. В 2009 году 189 тыс. человек прошли переобучение.
Статистика (на 4 февраля 2011):
5,4 миллиона человек — общая безработица в России
1,6 миллиона безработных зарегистрировано в центрах занятости
95 тыс. человек нашли работу по программе поддержки малого бизнеса.
Количество зарегистрированных безработных в среднем по России 6,9 %, в Москве 0,7 %.
Итак, существование безработицы выдвигает проблему социальной защищенности населения, на которую обращают особое внимание во всем мире со второй половины XX века. Рыночная система совершенно не гарантирует постоянную занятость рабочей силы. Отсюда государство создает систему социальной защиты безработных и регулирует рынок занятости населения посредством определенных государственных мероприятий. Государственное регулирование спроса и предложения на рынке труда сочетает в себе мероприятия в области фискальной, монетарной, социальной политики и политики занятости, направленные на снижение уровня безработицы.
Таким образом, закончив рассмотрение причин, форм, социально-экономических последствий и регулирование уровня безработицы, сделаем следующие выводы.
Безработица и ее рост имеют серьезные последствия: экономические, социальные, демографические, политические и др. Безработица пагубно сказывается на всей экономической жизни общества. Она, прежде всего, ведет к экономическим потерям, снижает уровень реального, фактического выпуска национального продукта. Для людей безработица оборачивается полной или частичной потерей доходов, снижением уровня жизни.
Выделяют четыре основных направления государственного регулирования уровня безработицы. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.
В заключение отметим, что интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в целях снижения уровня безработицы.
Задача 1
1) Рассчитаем рабочую силу:
Рабочая сила=Население – Дети до 16 лет и люди, находящиеся в длительной изоляции – Выбывшие из состава рабочей силы
Рабочая сила= 350 млн – 35 млн –28 млн = 287 млн человек.
2) Рассчитаем уровень безработицы
Уровень безработицы = (Безработные/ Рабочая сила)*100%
Уровень безработицы = (5 млн/ 287 млн)*100% = 1,74%.
Задача 2
1) Используем закон Оукена в формализованном виде, тогда левая часть уравнения и будет искомым отставанием:
(Y-Y*)/Y*= -β(u-u*)
(Y-Y*)/Y*= -2(9-4)
(Y-Y*)/Y*= -10
Ответ: величина отставания фактического ВВП от номинального составляет 10%
(600-Y*)/Y*= -0,1
600-Y*= -0,1Y*
600= 0,9Y*
Y*= 666,6
Теперь мы можем определить потери ВВП, вызванные циклической безработицей: 666,6 – 600 = 66,6 млрд долларов.
Задача 3
а) Воспользуемся формулой закона Оукена в формализованном виде:
(Y-Y*)/Y*= -β(u-u*)
2003год: (Y-Y*)/Y*= -3(7-6*) => -3%
2004 год: (Y-Y*)/Y*= -3(4-6*) => 6%
2005 год: (Y-Y*)/Y*= -3(5-6*) => 3%
2006 год: (Y-Y*)/Y*= -3(5-6*) => 3%
б) Рассчитаем величину потенциального ВВП:
(2000-Y*)/Y*=0,03
2000-Y*=0,03Y*
2000=1,03Y*
Y*=1941,7
Задача 4
1) Вычислим инфляцию по формуле
П= (Pt - Pt – 1/ Pt – 1)*100%
П=((362-350)/362)*100%
П= 3%
2) П= (Pt - Pt – 1/ 100)*100%
П=((362-350)/100)*100%
П= 12%
Информация о работе Макроэкономическая нестабильность. Регулирование уровня безработицы