Макроэкономические функции государства в переходной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 00:54, курсовая работа

Краткое описание

Представленная курсовая работа посвящена теме «Макроэкономические функции государства в переходной экономике». Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема перехода к рыночной экономике все еще является актуальной для ряда стран, в том числе и для Республики Беларусь.
Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
1. Государственное регулирование экономики.…………...................... 5
1.1 Взаимоотношение государства и экономики ..……………… 5
1.2 Сущность государственного регулирования и экономические
функции государства ……………………...…………………………. 7
1.3 Методы и основные инструменты государственного
регулирования …………………………………………………...……. 9
2. Теоретические проблемы перехода к рыночной экономике……... .…. 11
2.1 Понятие и сущность переходной экономики…………….….. 11
2.2 Роль государства в переходной экономике..…………………. 13
2.3 Оценка определения эффективности переходной экономики...…………………………………………………………….. 15
3. Роль государства в экономике Республике Беларусь ……………….. 18
3.1 Проблемы перехода от централизованно планируемой к
рыночной экономике………………………………………………… 18
3.2 Функции государственного регулирования в Республике
Беларусь………………………………………………………………… 21
3.3 Инструменты государственного регулирования в
Республике Беларусь……………………………………………. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………… 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …..……………………………………………………… 29

Вложенные файлы: 1 файл

12 Макроэкономические функции государства в переходной экономике.docx

— 83.38 Кб (Скачать файл)

7.     Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые только государство может заставить общество, но никак не рынок.

Из указанных  и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только необходимость  государственного регулирования, но и экономические функции государства (рисунок 1), которые и реализуются посредством такого регулирования.

 

 

Рисунок 1– Экономические функции государства

Примечание  – Источник: [9]

 

Государственное регулирование экономики  – процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которых реализуется экономическая и социальная политика государства [10, с. 355]. При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов).

 

 

1.3 Методы и основные инструменты  государственного регулирования

 

 

Т. о. мы определили, что экономика не может эффективно функционировать без абсолютного невмешательства со стороны государства. Реализация экономических функций государства возможна лишь при использовании совокупности мер, образующих механизм государственного воздействия на экономику. Существуют различные варианты их классификации в зависимости от выбранных критериев. Наиболее распространенная классификация представлена на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2 – Методы государственного регулирования экономики

Примечание  – Источник: [9]

 

Касательно  функциональной классификации можно  отметить следующее. Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства (налоговое законодательство, юридические правила в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям). Прямые методы часто имеют высокую степень эффекта из-за оперативного достижения экономического результата. Однако у них есть серьезный недостаток – создание помех рыночному процессу.

Методы  косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики. Косвенные методы не нарушают рыночной ситуации, не вводят неожиданный дисбаланс в состояние динамического равновесия. Недостатком же является определенный временной лаг, наблюдаемый между принятием государством мер, их восприятием экономикой и полученными изменениями в хозяйственных результатах [9].

По организационно-экономическому признаку выделяют экономические, административные и институциональные инструменты.         

К экономическим инструментам относят те действия государства, которые имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий на определенные аспекты рыночного процесса характер. Речь может идти о методах влияния на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики.

Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом заключается в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Их функция – обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурирующей среды, сохранение прав собственности и возможностей свободного принятия экономических решений.

К институциональным  методам госрегулирования можно  отнести:

·   формирование исполнительных структур государственной власти;

·   создание и поддержание объектов государственной собственности;

·   подготовку экономических программ и экономических прогнозов;

·    поддержку исследовательских центров по экономике, институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов;

·    обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики;

·    правовую, информационную поддержку предпринимательских и профессиональных союзов, рациональных форм их взаимодействия;

·    соучастие в создании форм экономической интеграции, организацию регулярных международных встреч по экономическим вопросам [9].

Т. о. в  данной главе было рассмотрено понятие  государственного вмешательства в  экономику, его необходимость в  современных условиях, провалы рынка, диктующие обязательность государственного вмешательства, экономические функции  государства в целом, а также  методы государственного регулирования  экономики. Далее будет рассмотрена  роль государства в экономике  переходного периода.

 

 

2. Теоретические проблемы перехода  к рыночной экономике

 

    2.1 Понятие и сущность  переходной экономики

 

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период – это период, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования. В этот период экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Данный переход для Республики Беларусь, как и для других постсоциалистических стран, имеет одно избранное направление – социально ориентированную рыночную экономику.

Выделим основные черты переходной экономики: 
   • она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики состоит в сочетании административно-командной и современной рыночной системы с их зачастую противоречиво функционирующими элементами;   

• переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней действуют структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, домашние хозяйства и государство. Но и эти элементы функционируют в иной системе и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем появляются и новые элементы: негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, фермерские хозяйства;

• если командной и рыночной экономике свойственны определенная целостность, устойчивость развития, то переходной экономике – неустойчивость состояния, нарушение целостности;

• в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние характеризуются частыми сбоями и кризисными явлениями, проявляются в такой форме, как бартерные расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования [11].

        Содержанием переходной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации. Целью преобразований в Беларуси и других странах СНГ является социально ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей тем, что в ее основе лежит широкий плюрализм форм собственности при активной поддержке государственного сектора. Государство здесь играет активную роль в обеспечении экономического роста и повышении эффективности экономики, регулировании доходов населения и занятости.   

        Начало переходного периода в странах СНГ, в том числе и в Беларуси, характеризуется воздействием на процесс формирования рыночных отношений следующих факторов:   

• глубокий экономический кризис, унаследованный в результате развала административно-командной системы;

  • деформированная структура экономики, сложившаяся в условиях командной экономики. Она отличается преобладанием производства средств производства, потребляющего огромные капитальные, трудовые и сырьевые ресурсы; 
   • экономический кризис не позволяет правительствам, находящимся в плену административно-командной системы, выработать долгосрочную стратегию и последовательно ее реализовать [11]. 

         Современный мир характеризуется переходом от индустриальной стадии мировой экономики, господствовавшей почти два века, к новой стадии прогресса человеческого общества – постиндустриальной. Это глобальная тенденция, обусловленная становлением нового технологического способа производства, дальнейшим углублением общественного разделения труда и интернационализацией хозяйственной жизни. Она ведет к глубоким сдвигам в уровне и структуре общественного производства, в характере общественного развития. Индустриальной эпохе присуще господствующее положение материального производства.

        Принципиально новая производственно-техническая база будет обусловливать и обеспечивать универсальное развитие способностей и потребностей человека.  Новая цивилизационная стратегия общественного прогресса во главу угла ставит человека и его потребности. Человек – это цель, а экономический рост – средство для достижения цели. Следовательно, в центре внимания социальной политики должен находиться весь круг человеческих потребностей, имеющих решающее значение для преуспевания индивидуумов, а тем самым для прогрессивного развития всего общества. Вместе с тем в настоящее время основными проблемами в сфере удовлетворения потребностей являются ухудшение структуры потребления, углубление дифференциации в степени удовлетворения материальных и духовных потребностей различных групп населения, недостаточный уровень их удовлетворения у таких социально малообеспеченных групп, как пенсионеры, инвалиды, учащиеся, многодетные семьи, где он ограничивается, главным образом, только товарами первой необходимости [3].

         По мере перехода экономики Республики Беларусь на стабильный путь развития будет происходить все более полное насыщение рынка различными благами и услугами. Потребление населением основных продуктов питания к 2015 г. предусматривается обеспечить на уровне научно обоснованных (рациональных) норм, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения - в пределах 70-100%, изделий легкой промышленности - 100%. Структура расходов домашних хозяйств будет характеризоваться постепенным снижением доли расходов на потребление продовольственных товаров и повышением доли расходов на приобретение товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения и услуги.

          Для Республики Беларусь, стремящейся к экономической независимости и обеспечению высоких стандартов качества жизни, активная политическая позиция по отношению к технологическому развитию экономики является жизненно необходимой. Ее практические результаты будут зависеть от того, насколько удастся развить инновационный потенциал страны, интегрировать технологическую, образовательную, инвестиционную и другие аспекты экономической политики в интересах инноваций как фактора социально-экономического развития.

 

 

    2.2 Роль государства в  переходной экономике

 

 

В рыночной экономике фундаментальные задачи экономического развития решаются опосредованно через цены и рынок. Государство активно участвует в экономической жизни, осуществляя регулирование национального хозяйства, берет на себя решение проблем, с которыми сам рынок не справляется или справляется недостаточно эффективно с позиций общества.

В переходный период от плановой экономики к рыночной необходимость государственного вмешательства  в хозяйственную жизнь страны обусловлена дополнительными причинами, в частности требованием организации  целенаправленного процесса реформирования централизованно-управляемой экономики  в рыночную.

Магистральным путем развития белорусской государственности в направлении социального государства является последовательный переход к социально ориентированной рыночной экономике. Переход к социально ориентированной экономике обоснован в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г. (далее до 2015 г.). В этих документах были определены концептуальные основы социальной рыночной экономики, разработанные научными и политическими структурами страны.

Основная роль по регулированию перехода к новому экономическому строю в Республике Беларусь отводится государству. Оно определяет правовое поле, политико-административные условия, экономическую политику, включая развитие государственной, частной и других форм собственности, стабильную валюту, свободное ценообразование, открытые рынки, развитие конкурентных условий, укрепление и развитие здоровых начал народной нравственности, новой шкалы ценностей. В руках государства – все виды политики, рычаги воздействия на процессы в обществе. Совместно с активными социальными группами, профсоюзами, общественными движениями, организациями, ассоциациями они создают эффективный механизм социально-экономических преобразований [3]. 
    Главные задачи экономического и административного механизмов заключаются, с одной стороны, в максимальном сокращении издержек трансформационных преобразований в процессе перехода к рыночной системе хозяйствования, с другой – в обеспечении сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития в переходный период. Если на первоначальном этапе экономических преобразований важнейшей задачей является устранение диспропорций и перекосов, проведение жесткой рестриктивной экономической политики, то в последующем основные усилия будут направлены на поддержание макроэкономической сбалансированности и обеспечение устойчивого эффективного экономического роста на основе антициклической конъюнктурной и активной структурной политики. 

Информация о работе Макроэкономические функции государства в переходной экономике