Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 00:54, курсовая работа
Представленная курсовая работа посвящена теме «Макроэкономические функции государства в переходной экономике». Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема перехода к рыночной экономике все еще является актуальной для ряда стран, в том числе и для Республики Беларусь.
Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
1. Государственное регулирование экономики.…………...................... 5
1.1 Взаимоотношение государства и экономики ..……………… 5
1.2 Сущность государственного регулирования и экономические
функции государства ……………………...…………………………. 7
1.3 Методы и основные инструменты государственного
регулирования …………………………………………………...……. 9
2. Теоретические проблемы перехода к рыночной экономике……... .…. 11
2.1 Понятие и сущность переходной экономики…………….….. 11
2.2 Роль государства в переходной экономике..…………………. 13
2.3 Оценка определения эффективности переходной экономики...…………………………………………………………….. 15
3. Роль государства в экономике Республике Беларусь ……………….. 18
3.1 Проблемы перехода от централизованно планируемой к
рыночной экономике………………………………………………… 18
3.2 Функции государственного регулирования в Республике
Беларусь………………………………………………………………… 21
3.3 Инструменты государственного регулирования в
Республике Беларусь……………………………………………. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………… 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …..……………………………………………………… 29
В процессе перехода к социально ориентированной
рыночной экономике произойдут изменения
не только в соотношении экономического
и административного механизмов, но и
в самом экономическом механизме. Прежде
всего это касается усиления внешней его
части (так называемого межгосударственного
регулирования) по мере нарастания интеграционных
процессов включения национальной экономики
в мирохозяйственные связи.
Группы экономистов рассматривают
различные макроэкономические функции
государства в переходной экономике.
Так, одни экономисты считают, что за государством сохраняются следующие функции:
•
гарант прав и свобод личности, прав собственника
и субъекта хозяйствования;
• гарант минимума благ и услуг совместного
пользования (образование, здравоохранение,
культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие
блага и услуги);
•
формирование устойчивой макроэкономической
ситуации, включающей эффективное функционирование
финансовых учреждений;
• проведение активной внешнеэкономической
политики, направленной на развитие интеграционных
связей со странами ближнего и дальнего
зарубежья;
• осуществление инвестиций в социальное
обеспечение и развитие инфраструктуры
общегосударственного значения;
• поддержка социально незащищенных групп населения;
• охрана окружающей среды;
• формирование рациональных территориальных
пропорций воспроизводства и комплексное
развитие производительных сил регионов;
• обеспечение национальной безопасности
страны;
• создание правовой базы и обеспечение неукоснительного ее соблюдения [11].
Другая группа считает, что государство измеряет свое положение в экономике и выполняет функции, которые разбиваются на две группы.
Первая группа включает в себя функции, выполняемые государством в современной рыночной системе:
Вторая группа функций связана с формированием рыночных отношений. Это разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной экономики, демонополизация и поощрение конкуренции, приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора экономики.
Т.о. следует отметить, что переходный
период в развитии страны
2.3 Оценка определения эффективности
переходной
Под эффективностью понимаются положительные результаты, достижения и т.д. Существуют разные точки зрения по поводу определения эффективности переходной экономики. К примеру, считается, что эффективностью переходной экономики является следующее:
• цена, которой достигнуты цели переходной экономики, т. е. системы рыночной экономики;
• состояние системы рыночной экономики на момент окончания процесса трансформации и влияние данной экономической системы на функционирование экономики;
• мера осуществления рыночной экономики на определенный момент после начала изменения экономической системы, а также действенность новой системы и экономический рост, вызванные изменениями экономической системы др. [11].
Наиболее полной представляется последняя точка зрения на содержание эффективности переходной экономики. Главная цель изменения экономической системы – заложить благоприятную основу для эффективного функционирования экономики, т. е. успех изменения экономической системы в конечном счете определяется экономическим ростом в условиях новой системы и изменениями экономического объема в ходе урегулирования системы.
Некоторые экономические организации и научно-исследовательские структуры разработали методы оценки эффективности реформ и состояния функционирования экономики для стран с переходной экономикой. Так выделяют методы Европейского банка реконструкции и развития, Всемирного банка, Международного валютного фонда. В докладе «Перспективы мировой экономики», периодически публикуемом Международным валютным фондом, всегда присутствуют разделы, в которых комментируется строительство рыночной экономики и функционирование экономики в целом в странах с переходной экономикой.
В заключение отметим, что за пятнадцать лет рыночной трансформации (1991-2005 гг.) национальные экономики бывших социалистических стран существенно изменили свой облик. Преодолена их экономическая изолированность от остального мира, ослаблены механизмы командной экономики, исчезли дефициты товаров и услуг, значительно расширен их ассортимент.
В то же время в некоторых странах (и в Республике Беларусь в том числе) все еще наблюдается высокая инфляция, угнетенное положение коммерческих банков, предпринимательских структур.
В этой связи обобщение опыта рыночной реструктуризации и разработка теоретических и организационно-экономических основ переходной экономики и рекомендаций по повышению ее эффективности представляют первостепенное значение и актуальность для постсоциалистических стран.
3 Роль государства в экономике Республике Беларусь
3.1 Проблемы перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике
Как известно,
белорусская экономическая
Переход от централизованно регулируемой к рыночной экономике, как и любой переход от одного экономического порядка к другому, сопровождается существенными преобразованиями экономической деятельности. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и государственного воздействия на экономическую деятельность, но и структура производства и занятости, психология людей. Продолжительность переходного периода, в течение которого происходят эти изменения, достаточно велика — для разных стран она может колебаться от нескольких лет до нескольких десятилетий. Все зависит от первоначального состояния экономики, общественного и государственного устройства страны, менталитета народа, значимости различий действующей экономической системы и системы, идущей ей на смену.
Переходный период включает три направления преобразований:
• первое — демонтаж старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы, что нередко связано с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике;
• второе — становление нового экономического порядка, цель которого — создание необходимых условий, способствующих зарождению новых структур и механизмов. В этой фазе получает развитие новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка;
• третье — структурная перестройка, целью которой являются регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям [7, с. 407].
Т. о., под переходным и следует понимать процессы преобразования содержания и структуры, мотивации экономической деятельности, адаптации ее к условиями требованиям внутреннего и внешних рынков, что обусловлено изменениями экономического, государственного и общественного порядка.
Характер переходных процессов определяет два типа переходной экономики. Первый тип базируется на процессах, развивающихся эволюционным путем. Примером могут служить экономические преобразования в Беларуси. Другой тип основывается на радикальной перестройке экономики, так называемой «шоковой терапии», когда новое создается по принципу «разрушения всего старого» (экономика Польши, России). Имеющийся опыт реализации этих процессов показывает, что первый путь менее разрушителен, требует более низких трансакционных издержек, в социальном плане не вызывает резких социальных потрясений и обнищания народа.
Эволюционный путь развития определяется специфической закономерностью функционирования переходной экономики — инерционностью воспроизводственного процесса, его непрерывностью, которые предопределяют невозможность быстрой замены существующих форм другими. Такая замена деформирует производственный процесс, ведет к спаду производства. Инерционность воспроизводства в этом смысле предполагает сохранение в переходной экономике старых экономических структур и механизмов, и прежде всего прежних структур производства и управления, преобразование которых так же требует времени. Не могут быстро измениться сложившаяся социально-экономическая структура общества, деятельность существующих институтов, хозяйственный механизм и другие составляющие экономики.
Огромное влияние на переходные процессы оказывает состояние кадров. Для них также характерна инерционность, т. к. кардинальные изменения в содержании знаний и навыков работы кадров невозможно осуществить быстро.
Важной закономерностью переходной экономики является также зарождение и интенсивное развитие новых форм и отношений. Ими могут быть как не свойственные господствовавшей прежде системе формы и отношения (к примеру, институты рыночной экономики), так и возникающие путем изменения содержания старых форм (например, государственная собственность в новой форме акционерных обществ, ассоциаций, унитарных и других предприятий или планирование в форме индикативного, не директивного, а рекомендательного в виде государственных прогнозов и программ) [8].
Однако для этого потребуется создать необходимые условия и решить ряд сложных проблем:
• ликвидировать негативные последствия экономического кризиса на первом этапе переходного периода, сохранить и развить научно-технический, инновационный и кадровый потенциалы страны;
• обосновать перспективную модель национальной экономики;
• создать законодательно-нормативную базу, правовые институты, обеспечивающие развитие рыночных отношений;
• обеспечить равноправие всех форм собственности;
• либерализировать все виды экономической деятельности, не запрещенные законом, создать благоприятные условия для становления экономической свободы и конкуренции, развивать предпринимательство, малый и средний бизнес;
• сформировать развитую систему рыночной инфрастуктуры — валютной, фондовой и товарных бирж, а также многообразие финансовых учреждений;
• провести
структурную перестройку
• использовать преимущества глобализации для становления национальной экономики, увеличения прямых иностранных инвестиций;
• изменить структуру и усовершенствовать всю систему образования, подготовки и переподготовки рабочих и руководящих кадров, менеджеров и экономистов, способных работать в условиях рыночных отношений;
• разработать и реализовать эффективную систему социальной защиты населения, особенно социально уязвимых слоев, повысить роль государственных минимальных социальных гарантий, снизить необоснованную дифференциацию
групп населения по уровню доходов;
• повысить
эффективность методов
Решение данных проблем будет способствовать интеграции национальной экономики Республики Беларуси в мировую экономическую систему.
3.2
Функции государственного
Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был судьбоносным. Распался Советский Союз, была разрушена административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе.
Информация о работе Макроэкономические функции государства в переходной экономике