Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 00:54, курсовая работа
Представленная курсовая работа посвящена теме «Макроэкономические функции государства в переходной экономике». Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема перехода к рыночной экономике все еще является актуальной для ряда стран, в том числе и для Республики Беларусь.
Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
1. Государственное регулирование экономики.…………...................... 5
1.1 Взаимоотношение государства и экономики ..……………… 5
1.2 Сущность государственного регулирования и экономические
функции государства ……………………...…………………………. 7
1.3 Методы и основные инструменты государственного
регулирования …………………………………………………...……. 9
2. Теоретические проблемы перехода к рыночной экономике……... .…. 11
2.1 Понятие и сущность переходной экономики…………….….. 11
2.2 Роль государства в переходной экономике..…………………. 13
2.3 Оценка определения эффективности переходной экономики...…………………………………………………………….. 15
3. Роль государства в экономике Республике Беларусь ……………….. 18
3.1 Проблемы перехода от централизованно планируемой к
рыночной экономике………………………………………………… 18
3.2 Функции государственного регулирования в Республике
Беларусь………………………………………………………………… 21
3.3 Инструменты государственного регулирования в
Республике Беларусь……………………………………………. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………… 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …..……………………………………………………… 29
Период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:
1991—1995 гг. — период глубокого затяжного экономического кризиса;
1996—2000 гг. — этап выхода экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений;
2001—2005 гг.
и следующие пятилетия —
Практика многих стран, осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной, показала, что прогресс в экономическом развитии невозможно обеспечить без эффективного государства, а благосостояние общества не может быть достигнуто лишь с помощью механизмов рыночной системы.
Вместе с тем при переходе к рыночной экономике выполняемые государством функции в экономических процессах объективно должны постепенно сокращаться, для чего требуется правильно определить приоритеты государственного управления и сделать упор на обеспечение жизненно важных экономических и социальных потребностей общества [8].
За государством в нашей стране прежде всего должны сохраняться следующие функции:
• эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;
• обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;
• формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;
• обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);
• реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;
• развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;
• проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;
• формирование производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения;
• поддержка социально незащищенных групп населения;
• охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем;
• формирование рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов;
• обеспечение национальной безопасности страны;
• создание правовой базы рыночных отношений и обеспечение неукоснительного соблюдения законов, развитие институциональной инфраструктуры;
• разработка
и реализация стратегии социально-
В переходный период более ответственной и сложной становится роль государства по управлению собственностью. Прежде всего требуется преодолеть тотальную монополизацию государственной собственности, осуществить ее разгосударствление и приватизацию. В собственности государства остаются предприятия, определяющие основу его экономического развития и национальную безопасность. Задача государственного управления — создать возможности для их эффективной работы с использованием рыночных законов: конкуренции, спроса, предложения, стоимости и т.д. При этом важно обеспечить координацию взаимодействия между субъектами государственной и других форм собственности.
3.3
Инструменты государственного
Для регулирования
социально-экономических
Общепринято
деление методов
Особая форма государственного регулирования в Республике Беларусь — разработка прогнозов и программ. Их объектами являются как страна в целом, так и отдельные отрасли экономики и социальной сферы, регионы, а также направления деятельности (привлечение в экономику иностранных инвестиций, приватизация, занятость и др.).
Разработка программ социально-экономического развития осуществляется и в странах с развитой рыночной экономикой.
Но в период перехода к рынку значимость данного метода регулирования экономики особенно велика, т. к. при разработке прогнозов и программ определяются стратегические и тактические цели и задачи развития, этапы и меры для их достижения, необходимые средства для их реализации.
Вся система государственного регулирования национальной экономики должна быть направлена на обеспечение экономической безопасности страны, ее устойчивого развития с учетом возможных изменений внутренних и внешних факторов.
Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответствующей структуры государственного управления и аппарата, способного профессионально действовать в новой экономической и политической среде.
Конституцией Республики Беларусь определено, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях» (ст. 13) [1].
Также в соответствии с Конституцией (ст. 107) Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда [1].
Система государственного управления Республики Беларусь, построенная по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 25 министерств, 7 государственных комитетов и 7 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.
Министерства и государственные комитеты являются республиканскими органами государственного управления (функциональными или отраслевыми), проводящими государственную политику, осуществляющими регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующими деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.
Сложившаяся система государственного управления экономикой в Республике Беларусь еще не в полной мере обеспечивает эффективное взаимодействие различных властных структур при выполнении ими своих полномочий. Отчасти это происходит потому, что одни и те же полномочия закреплены за различными уровнями управления [7, с. 539].
Формирование в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики требует повышения эффективности взаимодействия органов отраслевого и территориального управления при решении как общегосударственных, так и региональных проблем, что в конечном счете обеспечит переход страны к устойчивому развитию.
По мере достижения успехов в развитии республики, ее продвижения к социально ориентированной рыночной экономике в стране будут усиливаться процессы трансформации общественных отношений, социальных и политических структур государства. Главная суть этих процессов — концентрация усилий государства на потребностях и интересах человека, активизации его социальной
роли, развитии инициативы и предприимчивости, усилении гражданской ответственности.
Т. о. в
данной главе мы рассмотрели макроэкономические
функции государства в
На современном
этапе в преобладающем
Государственное регулирование экономики, независимо от того, командно-распределительной или рыночной она является, объективно необходимо для любого правительства. Экономическая политика государства — важный элемент рыночной системы.
Но при переходе к рыночной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в условиях сложившегося рыночного хозяйства. В странах с транзитивной экономикой сфера принимаемых государством решений намного шире, а сами решения во многих случаях более ответственные. К тому же рыночные регуляторы здесь недостаточно эффективны. Переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически. Государство призвано регулировать этот процесс, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий его нормального функционирования.
Практика многих стран, осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной, показала, что прогресс в экономическом развитии невозможно обеспечить без эффективного государства, а благосостояние общества не может быть достигнуто лишь с помощью механизмов рыночной системы.
Вместе с тем при переходе к рыночной экономике выполняемые государством функции в экономических процессах объективно должны постепенно сокращаться, для чего требуется правильно определить приоритеты государственного управления и сделать упор на обеспечение жизненно важных экономических и социальных потребностей общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании данной курсовой работы ставилась цель изучить макроэкономические функции государства в переходной экономике.
Необходимо отметить следующее.
Строя рыночную экономику, каждая страна должна искать свой путь, учитывающий её особенности и исторические традиции. Необходимость активного вмешательства государства в экономику переходного периода очевидна, так как без его участия невозможно довести начатые реформы до конца.
Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства.
Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо.
Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно.
Для достижения цели данной курсовой работы были решены следующие ее основные задачами:
– изучены взаимоотношения государства и экономики в целом;
– изучена сущность государственного регулирования, экономических функций государства;
– рассмотрены методы и основные инструменты государственного регулирования;
– рассмотрено понятия переходной экономики и изучена роль государства в данных условиях;
– проанализирована роль государства в экономике нашей страны.
Цель курсовой работы – рассмотрение важнейших макроэкономических функций государства переходной экономике – также достигнута.
Т. о. в переходной экономике к основным макроэкономическим функциям государства можно отнести:
•
формирование устойчивой макроэкономической
ситуации, включающей эффективное функционирование
финансовых учреждений;
• проведение активной внешнеэкономической
политики, направленной на развитие интеграционных
связей со странами ближнего и дальнего
зарубежья;
• осуществление инвестиций в социальное
обеспечение и развитие инфраструктуры
общегосударственного значения;
• поддержка социально незащищенных групп населения и охрана окружающей среды;
• формирование рациональных территориальных
пропорций воспроизводства и комплексное
развитие производительных сил регионов;
• обеспечение национальной безопасности
страны;
• создание правовой базы и обеспечение неукоснительного ее соблюдения;
• государство должно являться гарантом прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования, а также гарантом минимума благ и услуг совместного пользования и др.
В заключение необходимо отметить, что процесс перехода экономики к новому этапу развития достаточно сложный и переломный. Т. к. экономика еще сама не в состоянии себя регулировать, эта обязанность возлагается на государство, от действий и правильности политики которого зависит, какого уровня развития достигнет страна при переходе к рынку, а также насколько этим будет удовлетворено население данной страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Макроэкономические функции государства в переходной экономике