Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 22:05, курсовая работа
Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой общественного воспроизводства. Это ключевая категория экономической теории и экономической политики, характеризующая сбалансированность и пропорциональность экономических процессов: производства и потребления, предложения и спроса, производственных затрат и результатов, материально-вещественных и финансовых потоков. Равновесие отражает тот выбор, который устраивает всех в обществе. Различают идеальное и реальное равновесие.
Идеальное (теоретически желаемое) равновесие достигается в экономическом поведении индивидов при полной оптимальной реализации их интересов во всех структурных элементах, секторах, сферах народного хозяйства.
Введение
1. Макроэкономическое равновесие: понятие, сущность, условие и факторы его обеспечивающие
2. Классическая и кейнсианская модели макроэкономического
равновесия на рынке товаров, их сравнительный анализ
3. Состояние и тенденции развития товарного рынка национальной экономики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
4) В качестве временной нормы
общего или частичного
Анализ условий обеспечения данного макроэкономического равновесия предполагает раздельный анализ закономерностей формирования совокупного спроса и совокупного предложения.
Начнем с потребностей субъектов рыночных отношений. Чтобы их удовлетворить, в условиях платности экономических благ необходимы денежные средства. Поэтому совокупный спрос (AD — aggregate demand) выступает как потребности субъектов рыночных отношений, представленные в денежной форме.
Совокупный спрос всегда ограничен теми реальными денежными доходами, которые потребители намерены использовать для удовлетворения потребностей. Поэтому совокупный спрос представляет собой сумму денежных расходов на конечные товары, произведенных в национальной экономике.
В формировании совокупного спроса принимают участие все агрегированные субъекты национальной экономики: а) сектор домашних хозяйств; б) сектор бизнеса; в) государство; г) сектор «заграница» или внешний мир (в пределах чистого экспорта). Поэтому совокупный спрос — это агрегированный спрос со стороны всех субъектов макроэкономики на экономические блага отечественного производства.
Совокупный спрос выражает тот реальный объем ВВП, который конечные потребители готовы выкупить при сложившемся уровне цен и денежного дохода.
Структура AD. Совокупный спрос состоит из:
1) потребительского спроса
2) инвестиционного спроса;
3) государственных закупок
4) заграничного спроса на
При этом в реальной действительности одни компоненты совокупного спроса способны быстро изменяться (инвестиции, государственные расходы), другие - по объему относительно стабильны и медленно изменяются (потребительские расходы).
Факторы AD. Среди факторов совокупного спроса принято выделять ценовые (стоимостные) и неценовые.
Отличительной особенностью совокупного спроса выступает то, что цена не может быть выражена в виде цены на тот или иной товар. Поэтому в «Микроэкономике» приходится использовать понятие «уровня совокупной пены».
В качестве такового используется индекс цен, выражающий динамику всей совокупности цен на конечную продукцию, имеющих место в определенный момент в национальной экономике (Р) [6, с.68].
Среди неценовых факторов выделяются номинальные денежные доходы, используемые на приобретение конечного продукта. Выражение этой зависимости обнаруживает «денежное уравнение»:
M x V = P x Y, (1.1)
где М - количество денег, находящихся в обращении;
V - скорость оборота денег;
Р - уровень цен в национальной экономике (в данном случае индекс цен);
Y - объем совокупного спроса или реальный (физический) объем ВВП.
В соответствии с данным уравнением получается, что объем совокупного спроса (закрытая экономика) прямо пропорционален массе обернувшихся денег (или платежеспособному спросу) и обратно пропорционален уровню цен:
Y = M xV /P = AD (1.2)
Среди неценовых факторов совокупного спроса принято также выделять:
2) массу реального богатства;
3) степень открытости
4) скорость научно-технического прогресса;
5) совершенствование техники и организации производства, изменение производительности труда;
6) налоговый и инвестиционный режим;
7) инфляционные, политические и прочие ожидания потребителей, что отражается, в том числе, и через скорость движения денег.
Кривая AD. Для графического отражения степени зависимости величины совокупного спроса от ценового фактора будем использовать известную нам двухсекторную модель «цена — объем». По вертикали традиционно откладывается уровень цен (Р), а по горизонтали — объем ВВП (Y).
Кривая совокупного спроса иллюстрирует изменение совокупного объема расходов сектора домашних хозяйств, бизнеса, правительства и заграницы при каждом возможном уровне цен (рисунок 1.3).
Рисунок 1.3 - Кривая совокупного спроса и сдвиг вправо
Кривая AD выступает как геометрическое место точек, каждой из которых соответствует определенная комбинация объема выпуска и общего уровня цен в экономике.
Кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон. Получается, что чем ниже уровень цен, тем больший объем выпуска продукции (Y) будет выкуплен при той же массе денежных средств.
Приведенное выше денежное уравнение объясняет причину отрицательного наклона кривой AD. Если скорость движения денег принять за постоянную величину, то получается, что чем выше уровень цен, тем меньшим реальным денежным богатством или покупательной силой обладают потребители при фиксированном объеме денежного предложения.
Сдвиг кривой AD. В данном случае речь идет о влиянии на совокупный спрос тех факторов, которое в состоянии сдвинуть кривую AD в ту или иную сторону (рисунок 1.3). Улучшение условий для проявления совокупного спроса сдвигает кривую AD вправо (увеличение объема), ухудшение — влево (сокращение объема).
Приведенное ниже денежное уравнение в качестве неценовых факторов сдвига кривой AD выделяет объем предложения денег (М) и скорость движения денег (V). Обернувшаяся денежная масса (М х V) определяет положение кривой совокупного спроса по горизонтали, т. е. степень ее сдвига.
К факторам сдвига кривой AD следует отнести все те важнейшие обстоятельства, которые оказывают прямое воздействие на компоненты совокупного спроса, в первую очередь на объем потребления в секторе домашних хозяйств и инвестиционные расходы. Совокупный спрос находится под прямым воздействием тех изменений, которые имеют место в макроэкономической политике. К ним традиционно относятся денежное обращение, колебания валютного курса, государственные закупки и налогообложение.
Степень влияния государственных закупок, включая государственные инвестиционные программы, и налогообложения на совокупный спрос рассматривается в специальных разделах.
Кривая совокупного спроса AD реагирует на изменение экзогенных (внешних) факторов (например, на состояние производства в странах-партнерах), а также внутреннего инвестиционного климата, характера и интенсивности диалога между бизнесом и государственной властью, бизнесом и профсоюзами. Следует отметить, что неценовые факторы оказывают на совокупный спрос не изолированное, а комплексное воздействие. При этом очень часто каждый фактор может по-разному влиять на формирование совокупного спроса.
Например, изменение денежного предложения вызывает не только сдвиг кривой AD по горизонтали, но и параметры ее наклона по вертикали.
Рост экспорта означает сдвиг кривой совокупного спроса вправо, а его сокращение — влево со всеми вытекающими последствиями. Одновременно поступление валютной выручки и изменение объема совокупной денежной массы изменяет угол наклона кривой AD.
Государственные закупки стимулируют совокупный спрос и обусловливают сдвиг кривой вправо. Но если бюджет дефицитен, а для его покрытия используются ценные бумаги, то изъятие денежных ресурсов с финансового рынка таким методом повышает процентную ставку и тормозит частные инвестиции. Есть основание ожидать сокращение совокупного спроса и изменение наклона кривой AD.
Поэтому для оценки воздействия одного, а тем более нескольких факторов сдвига кривой AD придется проводить комплексный анализ, выделяя кратковременный и долговременный периоды.
Объективной основой совокупного спроса выступают пофакторные доходы. С учетом уровня цен (индекс цен) определяется реальное денежное богатство, используемое на потребление. При этом проблема сбережений (изъятие спроса) закрывается через равенство инвестиций (инъекция) и сбережений. При определении макроэкономического равновесия невозможно абстрагироваться от влияния внешнего мира.
Кривая совокупного спроса выражает геометрическое месторасположение на плоскости таких комбинаций уровня цен и доходов, которые представляют одновременное равновесие на рынке денег и рынке благ (при данных фискальных и денежных параметрах). Если линия индивидуального или рыночного спроса в условиях формирующегося рынка выводится на основе эмпирического наблюдения потребительских предпочтений, то линия совокупного рынка выводится исходя из предположения, что потребление, инвестиции и предложение денег находятся под воздействием изменения уровня цен. Наклон линии совокупного спроса, т. е. ее эластичность, выявляется в ходе специальных расчетов.
Содержание AS. Сектору домашних хозяйств традиционно противостоит сектор бизнеса, который производит, предлагает и поставляет на национальный рынок различные экономические блага.
Совокупное предложение есть масса конечного продукта в стоимостном выражении, которая произведена производителями и предложена для продажи при сложившемся уровне цен.
Совокупное предложение отражает агрегированное поведение хозяйствующих субъектов в конкретных условиях. Чтобы установить природу совокупного предложения, нужно выяснить движущие мотивы предпринимательской деятельности. Принимая решение о наращивании объема выпуска, предприниматели сравнивают совокупные издержки и совокупные доходы, предельные издержки и предельный доход. Основным стимулом их деловой активности выступает присвоение прибыли как пофакторного дохода.
Другими словами, совокупное предложение отражает объем ВВП в реальных экономических условиях. Совокупное предложение показывает уровень реального объема производства при каждом возможном уровне цен на внутреннем национальном рынке (рисунок 1.4).
По вертикали традиционно откладывается уровень цен, а по горизонтали — объем реального ВВП (Y). На рисунке 1.4 видно, что кривая совокупного предложения AS, через объем выпуска, отражает возможный уровень деловой активности сектора бизнеса в конкретных экономических условиях. В качестве таких условий выступают разные значения общего уровня цен в национальной экономике. Получается, что чем выше уровень цен, тем сильнее желание производить больше продукции.
Рисунок 1.4 - Кривая совокупного предложения и ее сдвиг
Следовательно, кривая AS выступает как геометрическое место точек «соответствия» того или иного уровня реального объема ВВП каждому из возможных уровней национальных цен.
Безусловно, объем национального выпуска (Y) всегда зависит от фазы экономического цикла. Необходимо учитывать воздействие на национальное производство не одного, а комплекса факторов. Вместе с тем само положение кривой AS в пространстве фиксирует тот факт, что национальное производство никогда не опускается ниже определенного критического уровня (так называемое «дно кризиса»). В противном случае не избежать катастрофы страны как государственного образования (на рисунке 1.4 см. значение Y1).
Кривая совокупного предложения AS обнаруживает существование объективных пределов экономического роста, детерминированных ограниченностью ресурсов и состоянием технологического способа производства, когда имеем дело с так называемой экономикой полной занятости (значение Y* на рисунке 1.4).
Между двумя данными крайними полюсами (Y1 и Y*) и находится та зона, где возможны различные варианты реального экономического равновесия.
Неценовые факторы AS. Кривая совокупного предложения AS своей конфигурацией отражает изменение издержек производства, приходящихся на единицу национального продукта. Обнаруживается общая закономерность: вслед за ростом издержек производства для их покрытия требуется и более высокий уровень цен.
Кривая совокупного предложения базируется на функции производственных затрат.
Понимание данного обстоятельства заставляет обратить внимание на те факторы, которые определяют наклон кривой AS, а также ее перемещение в пространстве. Так, к неценовым факторам сдвига кривой AS следует отнести существенные изменения в технологии, ценах на факторы производства, а также налогообложении предприятий.
Сдвиг кривой AS в ту или иную сторону означает, что в стране существенно изменяются экономические условия хозяйствования. Кроме обозначенных выше факторов следует учитывать воздействие на совокупное предложение геополитических изменений, научно-технического прогресса, интеллектуального потенциала нации, состояние имеющегося производственного аппарата, внедряемых моделей управления, наличие или отсутствие экономических преобразований.
Основные отрезки линии AS. На кривой AS принято выделять три основных участка (рисунок 1.5) [7, с.44].
1. Горизонтальный, до точки А. На данном отрезке кривой AS даже небольшое увеличение уровня цен (Р) вызывает заметный прирост объема выпуска. В качестве материальной предпосылки для столь высокой эластичности кривой AS выступают наличие свободных производственных мощностей, доступность сырьевых ресурсов по цене и объему, относительная стабильность цен на факторы производства.