Макроэкономическое равновесие в моделях «инвестиции - сбережения», «доходы - расходы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой общественного воспроизводства. Это ключевая категория экономической теории и экономической политики, характеризующая сбалансированность и пропорциональность экономических процессов: производства и потребления, предложения и спроса, производственных затрат и результатов, материально-вещественных и финансовых потоков. Равновесие отражает тот выбор, который устраивает всех в обществе. Различают идеальное и реальное равновесие.
Идеальное (теоретически желаемое) равновесие достигается в экономическом поведении индивидов при полной оптимальной реализации их интересов во всех структурных элементах, секторах, сферах народного хозяйства.

Содержание

Введение
1. Макроэкономическое равновесие: понятие, сущность, условие и факторы его обеспечивающие
2. Классическая и кейнсианская модели макроэкономического
равновесия на рынке товаров, их сравнительный анализ
3. Состояние и тенденции развития товарного рынка национальной экономики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 317.96 Кб (Скачать файл)

Положение Ж.-Б. Сэя о реализации общественного продукта получило название «закона рынков» или просто «закона Сэя». Сэй полагал, что произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный стоимости всех созданных товаров, следовательно, этот доход достаточен для полной реализации произведенной продукции.

Закон Сэя гласит: предложение товаров создает свой собственный спрос. Вплоть до XX века этот закон разделяли не только представители классической школы (Д. Рикардо, Т. Мальтус), но и экономисты, представляющие многие другие направления. По образному выражению Дж. Гэлбрейта, «принятие или непринятие человеком закона Сэя было до 30-X годов XX века основным признаком, по которому экономисты отличались от дураков». Так, «приняв» закон Сэя, А. Маршалл, А. Пигу и др. в дальнейшем детально разработали теорию саморегулирующей рыночной экономики.

Исходной посылкой анализа является признание классиками того факта, что рынки являются конкурентными. В соответствии с классической теорией, существует механизм, автоматически обеспечивающий равенство доходов и расходов. Основываясь на гибких ценах, проценте и заработной плате, он обеспечивает совместное равновесие на рынках благ, труда и денежном рынке. Это равновесие проявляется в законе Вальраса, согласно которому совокупный спрос всегда равен совокупному предложению в условиях полной занятости и задействования факторов производства.

Экономисты-классики исходят из того, что заработная плата и цены могут свободно передвигаться вверх и вниз, отражая баланс между спросом и предложением, и утверждают тем самым, что макроэкономическое равновесие достигается всегда на вертикальном отрезке долгосрочной кривой AS при естественном уровне национального производства. Снижение цены влечет за собой снижение заработной платы и поэтому полная занятость сохраняется, сокращение величины реального ВВП не происходит, здесь вся продукция будет продана по другим ценам, иначе говоря, снижение AD ведет не к снижению ВВП и занятости, а лишь к снижению цен.

Таким образом, классическая теория считает, что экономическая политика государства может воздействовать лишь на объем производства и занятость. Поэтому вмешательство государства в регулирование объема производства и занятости нежелательно. Представители классической школы называли государство «ночным сторожем» капитала, полагая, что его вмешательство должно ограничиться охранными, полицейскими функциями. Их взгляды на экономическую роль государства господствовали вплоть до 30-х годов XX столетия.

Совокупный спрос в кейнсианской модели зависит от таких важнейших категорий, как функции потребления и сбережения. И потребление, и сбережения являются, но Кейнсу, функцией дохода.

Кейнсианскую теорию принято считать революцией в экономической мысли, где до того господствовала неоклассическая школа. Революция заключалась в том, что до него преобладал микроэкономический подход к анализу экономических процессов.

В центре анализа находились отдельная фирма, функционирующая в условиях свободной конкуренция, в проблема минимизации издержек и максимизации прибыли как источника накопления капитала.

Кейнс противопоставил микроэкономическому методу макроэкономический, то есть исследование зависимостей и пропорций между общими народнохозяйственными величинами - национальным доходом, сбережениями, инвестициями, потреблением.

В отличие от неоклассиков Кейнс пришел к выводу, что решение жизненно важных проблем высокоразвитого капиталистического общества следует искать не на стороне предложения ресурсов (их редкости, ценности, наиболее эффективного их сочетания для получения максимума продукции, "вознаграждения" факторов производства и т.п.), а на стороне спроса, обеспечивающего реализацию этих ресурсов. Выступив с критикой закона Сэя согласно которому предложение автоматически рождает спрос Кейнс на первый план поставил проблему формирования эффективного спроса и его компонентов — потребительского и инвестиционного а также проблему факторов определяющих их динамику.

В структуре товарного предложения на рынке продовольствия города и области постепенно увеличивается доля продовольственных товаров отечественных производителей и снижается доля импортных товаров. Все большая часть потребителей отдает предпочтение, покупке отечественных продуктов питания, оценивая по достоинству их качество, экологическую безопасность, относительно низкие цены и соответствие цены качеству реализуемых товаров.

С одной стороны, благодаря увеличению поступления потребительских товаров из-за рубежа усиливается конкуренция на потребительском рынке, что стимулирует повышение качества и расширение ассортимента реализуемых товаров, более полное удовлетворение покупательского спроса потребителей. Значительное увеличение поступления импортных товаров на внутренний потребительский рынок способствует его насыщению и ликвидации дефицита по многим видам товаров. Кроме того, увеличение импорта по широкому кругу потребительских товаров приводит к тому, что на потребительском рынке страны наряду с традиционными товарами появились новые для наших потребителей товары, такие как последние модификации, теле-, видеоаппаратуры, бытовые ЭВМ, печи СВЧ, современная бытовая техника и т.п. В результате происходит формирование покупательского спроса на новые для нашего потребительского рынка товары. С другой стороны, в результате вытеснения с потребительского рынка отечественных товаров производители Республики Беларусь вынуждены значительно сокращать объемы своего производства, вследствие чего происходит сокращение числа занятых в хозяйстве, снижается уровень реальных денежных доходов населения, а, следовательно, происходит ограничение покупательского спроса. В настоящее время в целях сохранения и расширения рынков сбыта продуктов питания основной стратегией развития всех без исключения организаций в цепи «от поля - до прилавка» должны стать:

• развитие интегральных систем ведения земледелия, создание высокопродуктивных и экологически сбалансированных агроэкосистем, обеспечивающих значительное повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных; создание новых сортов и гибридов, пород и линий, обеспечивающих стабильное производство качественного сырья для нужд человека; выделение экологически чистых зон, обеспечивающих сырьем в первую очередь предприятия по производству детских пищевых продуктов; использование побочного сырья пищевой и перерабатывающей промышленности для производства полноценных продуктов питания и высококачественных кормов для животноводства;

• динамичное наращивание экспортного потенциала готового высококачественного продовольствия (четкая ориентация всех отраслей и предприятий перерабатывающей промышленности страны на рыночный сбыт с учетом действующей конъюнктуры, на обеспечение разнообразного потребительского спроса, на внешнюю торговлю, налаживание партнерских связей с зарубежными производителями и поставщиками, на интеграцию в международные продовольственные структуры);

•   постоянное расширение внутреннего рынка готового продовольствия и продуктов питания на основе устойчивого роста доходов населения, увеличения объемов и совершенствования структуры потребления, повышения качества продуктов и культуры питания; использование экономических механизмов обеспечения доступности различных видов продуктов питания (в том числе высококачественных) для различных по социальному статусу и реальным доходам слоев населения;

•   разработка и реализация комплексных программ, обеспечивающих производство продуктов питания массового потребления для различных возрастных групп населения; продуктов лечебно-профилактического назначения для предупреждения различных заболеваний и укрепления защитных функций организма, снижения риска воздействия вредных веществ; ликвидацию существующего дефицита витаминов, макро- и микроэлементов (железа, кальция, йода, фтора, селена и др.); профилактику распространенных неинфекционных заболеваний;

• продолжение всеобъемлющей работы в области обеспечения безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья (максимальное сохранение пищевой ценности и качества производимых продуктов за счет применения современных технологий и оборудования, исключающих возможности бактериального, химического и физического загрязнения; совершенствование нормативно-методической базы государственного надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья с целью контроля за условиями производства, закупки, поставки, транспортирования, хранения и реализации продукции; разработка мер, направленных на формирование у населения навыков здорового питания (ликвидация дефицита информации о культуре питания с помощью средств массовой информации; создание образовательных программ для населения; повышение уровня образования специалистов в области науки о питании, разработка программ обучения для специалистов, работающих в области медицины, образования, общественного питания, производства и переработки пищевых продуктов; создание информационно-издательских программ).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Александрович, Я. М. О порядке разработки программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010гг. / Я. М. Александрович // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 2005. - №6. - С.14 – 17.

2. Грибоедова И.А. Формирование внутреннего и внешнего рынков продовольствия Республики Беларусь: Факторы и перспективы / И.А. Грибоедова // Экономический бюллетень НИЭН. – 2009. - №7. – с.35-39.

3.  Ивашковский, С. Н. Макроэкономика / С. Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2002. – 472с.

4. Комлик, Е. М. Обобщение опыта государственного регулирования рыночной экономики / Е. М. Комлик // Белорусская экономика. – 2008. - №1. – С.36-41.

5. Коновалов, А. Ю. Особенности методологии исследования критерий тенденций открытости переходной экономики / А. Ю. Коновалов // Белорусский фондовый рынок. – 2009. - №4. - С.12-17.

6. Любимцева С. Потребительский  спрос и предложение на внутреннем  рынке // Экономист.- 2002.-№5. – с.23-30.

7. Макроэкономика / Под ред. И. В. Новиковой. – Мн.: Академия при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 343с.

8. Михайлова-Станюта, И. Открыта ли экономика Беларуси / И. Михайлова-Станюта // Белорусский банковский бюллетень. – 2003. - №14. - С.42-46.

9. Медведев В., Терещенко Н. Формирование  товарного предложения на потребительском  рынке // Маркетинг.- 2007.- №4.- с.10-15.

10. Никитенко, П. Экономика Беларуси в контексте международных сравнений / П. Никитенко // ФУА. – 2009. - №5. - С.22-26.

11. Новик, Н. Последствия Европейской экономической интеграции для Республики Беларусь / Н. Новик // БФР. – 2005. - №2. - С.27-31.

12. Полоник, С. Стратегия роста / С. Полоник // Белорусская думка. – 2009. - №2. - С.18-24.

13. Полоник, С. С. Концептуальные подходы к совершенствованию системы формирования реалий и контроль за ходом выполнения государственных, отраслевых и региональных программ / С. С. Полоник // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2008. -  №9. – с.4-11.

14. Полоник, С. С. Методологические вопросы разработки проекта национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2025 годы / С. С. Полоник // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2008. -  №7. – с.4-29.

15. Суздальцев, А. Формирование российской политики в отношении  Беларуси (2005-2008) / А. Суздальцев // МЭМО. – 2009. - №3. – с.64-69.

16. Старченко, Т. М. Развитие механизмов государственного регулирования экономики в современных условиях / Т. М. Старченко //  Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2008. -  №12. – с.63-69.

17.Суров С. Спрос, предложение и прогноз развития рынка товаров // Маркетинг.- 2001.- №1-с.3-7.

18.Тур А.Н. Особенности формирования товарного предложения на потребительском рынке // Вестник БДЭУ.- 2007.-№4.-с.31-37.

 


Информация о работе Макроэкономическое равновесие в моделях «инвестиции - сбережения», «доходы - расходы»