Макроэкономическое равновесие в моделях «инвестиции - сбережения», «доходы - расходы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой общественного воспроизводства. Это ключевая категория экономической теории и экономической политики, характеризующая сбалансированность и пропорциональность экономических процессов: производства и потребления, предложения и спроса, производственных затрат и результатов, материально-вещественных и финансовых потоков. Равновесие отражает тот выбор, который устраивает всех в обществе. Различают идеальное и реальное равновесие.
Идеальное (теоретически желаемое) равновесие достигается в экономическом поведении индивидов при полной оптимальной реализации их интересов во всех структурных элементах, секторах, сферах народного хозяйства.

Содержание

Введение
1. Макроэкономическое равновесие: понятие, сущность, условие и факторы его обеспечивающие
2. Классическая и кейнсианская модели макроэкономического
равновесия на рынке товаров, их сравнительный анализ
3. Состояние и тенденции развития товарного рынка национальной экономики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 317.96 Кб (Скачать файл)

Свободный платежеспособный спрос удовлетворяется импортными товарами. При увеличении доходов экономики и населения и снижении конкурентоспособности отечественной продукции усиливается смещение потребительских предпочтений в сторону импортных товаров (в большей степени это касается непродовольственных).

Отдельную группу составляют исследования, представляющие моделирование не общего уровня розничного товарооборота, а только его частей продовольственных и непродовольственных товаров. В качестве факторов, определяющих этот уровень, выступают располагаемые денежные доходы населения.

 

Рисунок 3.6 - Темп роста производства потребительских товаров, в том числе продовольственных и непродовольственных, и денежных доходов населения Республики Беларусь, в сопоставимых ценах

 

В настоящее время в условиях нарастающего мирового финансового кризиса необходимо учитывать общие возможные тенденции развития хозяйственной жизни каждой из сфер национальной экономики Республики Беларусь для более обоснованного прогнозирования ситуации. Это позволит предвидеть возможные последствия принимаемых в ходе конкурентной борьбы мер, помогает каждому конкретному предприятию наиболее достоверно определить собственные перспективы. Следовательно, анализ сложившейся ситуации, проявляющихся тенденций и путей преодоления негативных явлений непосредственно в агропромышленном производстве - один из ключевых моментов решения вопроса конкурентоспособности национальной экономики Беларуси.

 Структура потребления продуктов питания зависит от целого ряда факторов, к числу которых относятся тенденции в изменении розничных цен на сельскохозяйственные товары, взаимозаменяемость продуктов, национальные и исторические традиции и пр. Приведенные выше величины парных линейных коэффициентов корреляции свидетельствуют о том. что определяющим фактором в формировании спроса на основные группы продовольственных товаров выступает именно уровень доходов населения. Ввиду ограниченности масштабов данного исследования далее предполагается остановиться более подробно на анализе только указанной взаимосвязи.

В ходе анализа выявлено, что:

• существует очень сильная обратная зависимость между показателями реальных денежных доходов населения и потреблением им хлебных и молочных продуктов. При замедлении темпов роста доходов населения данные продуктовые группы будут пользоваться значительной популярностью среди потребителей. В условиях роста доходов населения предприятиям, производящим указанные продукты питания, следует ориентироваться на переход к высококачественным и элитным их видам, реализуемым по более высоким ценам, что позволяет компенсировать возможный спад объемов производства ростом стоимости продукции;

• отмечается прямая зависимость между ростом реальных денежных доходов населения и потреблением мясо- и рыбопродуктов, овощей, растительного масла, плодов и ягод. При повышении жизненного уровня населения можно ожидать роста объемов их потребления. Одновременно необходимо тщательно корректировать ассортиментную политику в данных группах продовольствия на внешнем рынке до выхода мировой экономики из состояния рецессии. Данный вывод подтверждает последняя информация о состоянии продаж продовольственных товаров в разных странах. Глобальные прогнозы Международного исследовательского агентства по продовольствию (GIRA) на 2009 г. весьма пессимистичны: в Европе ожидается сокращение потребления мяса на 400 тыс. т. Российские исследования аналитического центра «Совэкон» и Института аграрного маркетинга подтверждают, что кризис а наибольшей степени затрагивает интересы производителей мяса: во-первых, меняется ассортимент, население отдает предпочтение более дешевой свинине, отказываясь от дорогой говядины, во-вторых, производителям придется сократить массовое производство элитных продуктов ввиду падения спроса на дорогостоящие сырокопченые колбасы в пользу варенокопченых. Аналогичной будет и ситуация в области переработки куриного мяса [12, с.9];

Таблица 3.2 Зависимость темпов роста потребления отдельных групп продуктов питания от увеличения реальных доходов населения Беларуси, % (1990 г. = 100%)

Показатель

1995 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Коэффициент корреляции

Реальные денежные доходы населения

51.3

99,2

127,1

132,3

137,5

151

178,8

210,6

238,4

 

Товары с выявленной обратной зависимостью

Хлеб

и хлебопродукты

95,3

86,6

82,7

77,2

76,4

78,7

74,8

73.2

72,4

-0.91

Молоко

85,8

68,9

70,8

66,6

61,9

57,5

60,5

59,3

58,4

-0,84

Товары с выявленной прямой зависимостью

Мясо

76.3

77,6

77,6

75

76,3

77,6

80,3

88,2

92,1

0,84

Рыба

и рыбопродукты

37,2

48,5

76,5

85,2

79,1

89,8

93,9

88,8

89,3

0,83

Овощи и бахчевые

106,4

119,2

125,6

132,1

137,2

151,3

162,8

171,8

176,9

0,97

Растительное масло

75,6

101,2

140,7

157

153,5

166,3

168,6

164

182.6

0.89

Товары, по которым зависимость не выявлена

Яйца

91.4

68,9

68.9

69,9

68,9

72

78,8

84.9

84.6

0,15

Сахар

65,5

71,2

83,9

80,8

66,7

80,4

79

73.7

69,8

0,16

Картофель

106,4

101,8

100,5

99,4

100,5

108,2

105,8

109,4

109.9

0,53


Источник: [12, с.9]

 

• по товарным группам, представленным сахаром, картофелем и яйцами, не установлено прямой зависимости между доходами и потреблением. Они в нашей стране ориентированы либо на экспорт (сахар), либо на дальнейшую промышленную переработку (картофель).

Таким образом, в дополнение к положению о высокой значимости сельскохозяйственного производства и продуктов его переработки для развития национальной экономики республики в целом и эффективности формирования внешнеторгового баланса в частности, можно утверждать следующее. В настоящее время белорусская продукция может оказаться более активно востребованой не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, далеко не полно насыщенном продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем. Данный факт подтверждает последняя информация ООН о развитии мирового продовольственного кризиса. В докладе ООН о числе голодавших в 2008 г. названа цифра 963 млн чел., т.е. в мире хронически недоедает каждый шестой житель планеты. По заявлению Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, «рост цен на продовольствие превратился в беспрецедентный по своим масштабам глобальный вызов». Определяющую роль в этом сыграл мировой продовольственный кризис 2007-2008 гг. В настоящее время около 40 государств испытывают острую потребность в продовольствии. Еще в начале 2008 г. ведущие мировые институты опубликовали отчеты с оценкой текущей ситуации на глобальном продовольственном рынке. В них речь идет не об очередном росте цен на продовольствие, а о новом этапе развития мировой экономики, главной чертой которого является стремительное удорожание продуктов питания. По данным ООН, с нюня 2007 г. цены на них выросли на 55%, а на рис в Азии - в 3 раза, мировые цены на молоко за последние два года - в 2 раза.

К концу 2008 г. ситуация на продовольственных рынках стабилизировалась. Однако, несмотря на хороший урожай зерновых в 2008 г. в мире в целом, ООН и Всемирный банк прогнозируют дальнейший рост цен на продовольствие. К факторам, его вызвавшим, относят: рост стоимости производства, обусловленный повышением цен на нефть; активное увеличение спроса, в том числе на сырье, для производства биотоплива; дефицит производства, вызванный погодными условиями в ведущих странах-экспортерах, а также увеличение доходов населения в развивающихся странах. К примеру, становление среднего класса в Китае и изменение пищевых пристрастий самой многочисленной нации мира приводят к глобальному росту потребления зерновых. Если в 1985 г. потребление мяса на душу населения в Китае составляло 20 кг в год. то сейчас оно превышает 50 кг. Китайцы и индийцы постепенно отходят от традиций национальной кухни и все больше отдают предпочтение мясным и молочным продуктам.

 В настоящее время в целях сохранения и расширения рынков сбыта продуктов питания основной стратегией развития всех без исключения организаций в цепи «от поля - до прилавка» должны стать:

• развитие интегральных систем ведения земледелия, создание высокопродуктивных и экологически сбалансированных агроэкосистем, обеспечивающих значительное повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных; создание новых сортов и гибридов, пород и линий, обеспечивающих стабильное производство качественного сырья для нужд человека; выделение экологически чистых зон, обеспечивающих сырьем в первую очередь предприятия по производству детских пищевых продуктов; использование побочного сырья пищевой и перерабатывающей промышленности для производства полноценных продуктов питания и высококачественных кормов для животноводства;

• динамичное наращивание экспортного потенциала готового высококачественного продовольствия (четкая ориентация всех отраслей и предприятий перерабатывающей промышленности страны на рыночный сбыт с учетом действующей конъюнктуры, на обеспечение разнообразного потребительского спроса, на внешнюю торговлю, налаживание партнерских связей с зарубежными производителями и поставщиками, на интеграцию в международные продовольственные структуры);

• постоянное расширение внутреннего рынка готового продовольствия и продуктов питания на основе устойчивого роста доходов населения, увеличения объемов и совершенствования структуры потребления, повышения качества продуктов и культуры питания; использование экономических механизмов обеспечения доступности различных видов продуктов питания (в том числе высококачественных) для различных по социальному статусу и реальным доходам слоев населения;

• разработка и реализация комплексных программ, обеспечивающих производство продуктов питания массового потребления для различных возрастных групп населения; продуктов лечебно-профилактического назначения для предупреждения различных заболеваний и укрепления защитных функций организма, снижения риска воздействия вредных веществ; ликвидацию существующего дефицита витаминов, макро- и микроэлементов (железа, кальция, йода, фтора, селена и др.); профилактику распространенных неинфекционных заболеваний;

• продолжение всеобъемлющей работы в области обеспечения безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья (максимальное сохранение пищевой ценности и качества производимых продуктов за счет применения современных технологий и оборудования, исключающих возможности бактериального, химического и физического загрязнения; совершенствование нормативно-методической базы государственного надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья с целью контроля за условиями производства, закупки, поставки, транспортирования, хранения и реализации продукции; разработка мер, направленных на формирование у населения навыков здорового питания (ликвидация дефицита информации о культуре питания с помощью средств массовой информации; создание образовательных программ для населения; повышение уровня образования специалистов в области науки о питании, разработка программ обучения для специалистов, работающих в области медицины, образования, общественного питания, производства и переработки пищевых продуктов; создание информационно-издательских программ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Макроэкономическое, или общее экономическое, равновесие — это такое состояние национальной экономики, когда существует равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Экономисты выделяют и другие виды макроэкономического равновесия. Это равенство между ресурсами и их использованием, производством и потреблением, материальными и финансовыми потоками, сбережениями и инвестициями. Но главным является равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением, без которого рыночная экономика не может развиваться.

Общее экономическое равновесие нетипично для рыночной системы, поскольку в реальности не может быть согласованности в действиях всех хозяйственных субъектов. Однако следует отметить, что общее равновесие никогда не бывает полным и идеальным. Это лишь положительная макроэкономическая динамика от худшего к лучшему соотношению совокупного предложения и совокупного спроса. Индикатором такой тенденции становятся показатели роста ВВП, НД и других макроэкономических измерителей. 

Экономическое равновесие — оптимальное состояние микро- и макроэкономики. Для микроэкономики равновесие означает установление такой цены, при которой величина спроса равна величине предложения. Подобная цена называется равновесной, а само микроэкономическое равновесие представляет собой частичное равновесие.

Для макроэкономики равновесие означает равенство между совокупным спросом и совокупным предложением. При этом для макроэкономики оптимальным является такое состояние, когда совокупный спрос совпадает с совокупным предложением.  Оно называется макроэкономическим равновесием и достигается в точке пересечения кривых совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS).

Достижение такого равновесия предполагает соблюдение следующих условий воспроизводства:

- все индивиды должны найти на рынке предметы потребления;

- все предприниматели должны найти на рынке факторы производства;

- весь продукт прошлого года должен быть реализован.

Идеальное равновесие исходит из предпосылок совершенной конкуренции и отсутствия экстерналий — побочных эффектов.

В основе классической модели макроэкономического равновесия лежит «закон рынков» или теория спроса французского экономиста Ж.-Б. Сэя, а также предположение об эластичности цен и заработной платы. Под эластичностью понимается гибкость таких категорий, как ставка заработной платы и уровень цен.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие в моделях «инвестиции - сбережения», «доходы - расходы»