Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое важное, без которых рыночная экономика невозможна.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………….…5
1.1 Малый бизнес: сущность, роль и значение……………………………...5
1.2 Правовые формы малых предприятий. Создание и ликвидация малого бизнеса……………………………………………………………………................10
1.3 Система налогообложения малого бизнеса…………………………....13
ГЛАВА 2. ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНСА………………………….....17
2.1 Государственная поддержка малого бизнеса ……………………...….17
2.2 Нормативная база на поддержку малого бизнеса……………… …….22
2.3 Влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики……..27
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА………………………….....32
3.1 Проблемы малого бизнеса и пути их преодоления……………………32
3.2 Перспективы развития малого бизнеса………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 83.11 Кб (Скачать файл)

     В последние годы отраслевая структура  малых предприятий практически  не меняется. Непроизводственная сфера  деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более  привлекательной, чем производственная. По состоянию на 1 апреля 2000 года на территории Новосибирской области действовало 23 725 малых предприятий, что составляет 48% от общего количества предприятий области. По сравнению с 1999 годом прирост составил 10,2%. В связи с проводимой социальной политикой (реальное повышение денежных доходов на основе ликвидации задолженности по заработной плате и социальным пособиям; восстановление заработной платы до кризисного уровня за счет индексации денежных доходов и прежде всего заработной платы работников бюджетной сферы; повышение пенсий) и прогнозируемым снижением темпов инфляции (до 12-14%) вырастет платежеспособность населения, что будет способствовать расширению потребительского спроса и дальнейшего развития малого бизнеса [10].

     Одной из причин резкого роста в последние  годы числа малых предприятий явился экономический и политический кризисы, приведшие к разрушению крупной промышленности и заставившие население страны самостоятельно заботиться о собственном выживании.

     В 2000 году на 1000 человек постоянного  населения Новосибирской области приходилось в среднем 8,6 малых предприятий, по России – 6.

     Предприятиями частной собственности произведено 87,8% общего объема продукции и услуг малых предприятий. На долю частных предприятий приходится 96,4% розничного товарооборота МП, 90,7% оборота общественного питания, 90,4 % прибыли, 92,8% инвестиций в основной капитал [10].

     В 2000 году на МП число замещенных рабочих  мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, составило около 16% трудоспособного населения области (1998 г. – 14%, 1999г. – 16%).  На постоянной основе работало 117 025 человек (13% занятых на предприятиях всех отраслей экономики области) и было выше, чем в 1999 году на 15,4%. Число работников на постоянной основе по сравнению с 1999 годом увеличилось в отраслях: промышленность (почти в 2 раза), сельское хозяйство, информационно-вычислительное обслуживание, торговля и общественное обслуживание.

     Предпринимательской деятельностью без образования  юридического лица в 1999 году занималось 54 962 человека.

     В 2000 году малыми предприятиями произведено  товаров и услуг по всем видам  деятельности на 2 700,8 млн. руб. (17,6% областного объема продукции, в 1999году – 17,3%).

     Налоговые поступления от малого бизнеса в 2000 году составили 13,4% от общей суммы  налоговых поступлений.

     В 2000 году малыми предприятиями осуществлено инвестиций в основной капитал на 110,8 млн. руб., 66% инвестиций освоено строительными предприятиями, 19,5% - предприятиями торговли и общественного питания [10].

     Большинство МП многопрофильные, что обеспечивает их устойчивость за счет работы в различных  сегментах рынка. Многопрофильность многих МП объясняется колебаниями спроса и предложения на рынке, частыми изменениями в законодательстве. 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА

     3.1 Проблемы малого бизнеса и пути их преодоления

     Проблема  дальнейшего развития малого предпринимательства  в России остается в основном теми же, что были отмечены еще в материалах первого Всероссийского съезда представителей малых предприятий. Важнейшие из них:

     - недостаточность начального капитала  и собственных оборотных средств;

     - трудности с получением банковских  кредитов;

     - усиление давления криминальных  структур;

     - нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов;

     - сложности с получением помещений  и крайне высокая арендная  плата;

     - ограниченные возможности получения  лизинговых услуг;

     - отсутствие должной социальной  защищенности и личной безопасности  владельцев и работников малых предприятий и др.[11].

     Малые предприятия в России в своей  деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема – недостаточная ресурсная база – как материально – техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого сектора национального хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, живущей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, достаточного для начало собственного дела. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны, к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной инфляции.

     Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшее время, нет оснований рассчитывать.

     Следующая проблема - законодательная база, на которую сейчас может опираться  малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский кодекс РФ, законы «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», « О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» ряда указов Президента РФ), однако трудность заключается в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правого нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.

     В настоящее время малое предпринимательство  находится в условиях, которые  весьма отделены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям.

     Отсутствует система проведения глубокого анализа  деятельности малых предприятий. Нет  надлежащего учета результатов  их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

     Материально-техническое  обеспечение малых предприятий  осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

     Еще одна важная проблема - кадры. Часто  говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что прирожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний.

     Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою – тем более.

     Общеизвестно, что снижение доходов населения  привело к значительному ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформ было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, разумеется, и наукоемкую стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, то само его существование окажется под вопросом[12].

     В целях развития малого бизнеса и  обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Советом Министров — Правительством Российской Федерации принят ряд специальных постановлений. В Постановлении "О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации" (от 11 мая 1993 г. № 446) отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения.

     Предусматриваются поручения ряду министерств и  ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта

       продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической  деятельности, а также установление  дополнительных налоговых льгот  для субъектов малого предпринимательства.  Согласно постановлению, утвержден  комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации: нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное обеспечение, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность,    организационное,    кадровое,    консультационное обеспечение.

     На  Министерство экономики Российской Федерации возложена разработка основ политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

     Таким образом:

     1. Формирование рынка — процесс многоплановый. Требуется взаимодействие многих составляющих, одной из которых является становление и развитие малых предприятий. Понятие "малое предприятие» предполагает предпринимательскую деятельность небольших предприятий в традиционных областях.

     2. В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны.  Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления  экономики:  развивается конкурентная  среда; идет насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные  рабочие места;   расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы.

     3. Социальная функция малых предприятий  состоит в их способности в  больших масштабах поглощать  незанятую рабочую силу, снижать  социальную напряженность, безработицу.  Поэтому развитие малых предприятий  — это наиболее дешевый путь  к рынку, закладывающий глобальные  основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.

     4. Малые предприятия как неустойчивая  предпринимательская структура,  наиболее зависимая от колебаний  рынка, нуждаются в разносторонней  государственной поддержке. В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства принято специальное постановление. Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 "О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации", в котором подчеркивается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Постановление устанавливает комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в России. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным Законом от 12 мая 1995 г.[12].

     3.2 Перспективы развития малого бизнеса

     Развитие  малого бизнеса в России становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в нашей стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки.

     Анализ  отраслевой структуры малого предпринимательства позволяет сделать вывод о том, что торговля и общественное питание являются наиболее традиционными отраслями для малых форм хозяйствования. Не требующие больших стартовых затрат, обеспечивающие быструю отдачу от вложений, они стали довольно привлекательными для малого предпринимательства и бурно развивающимися на этапе его становления. Следующими по распространенности среди субъектов малого предпринимательства являются промышленность и строительство. На долю промышленности приходится более четверти всего объема продукции (работ, услуг) малых предприятий. Чрезвычайно малой остается доля малых предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально новой продукции. Подавляющее большинство малых предприятий выпускает продукцию, неконкурентоспособную не только на внешних, но и на внутренних рынках. Растет число предприятий, работающих на грани либо переходящих в сферу теневой экономики.

Информация о работе Малый бизнес