Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое важное, без которых рыночная экономика невозможна.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………….…5
1.1 Малый бизнес: сущность, роль и значение……………………………...5
1.2 Правовые формы малых предприятий. Создание и ликвидация малого бизнеса……………………………………………………………………................10
1.3 Система налогообложения малого бизнеса…………………………....13
ГЛАВА 2. ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНСА………………………….....17
2.1 Государственная поддержка малого бизнеса ……………………...….17
2.2 Нормативная база на поддержку малого бизнеса……………… …….22
2.3 Влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики……..27
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА………………………….....32
3.1 Проблемы малого бизнеса и пути их преодоления……………………32
3.2 Перспективы развития малого бизнеса………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 83.11 Кб (Скачать файл)

     Затрудненный  доступ к финансовым ресурсам, отсутствие государственной системы гарантирования кредитов для малых предприятий существенно снижают предпринимательскую активность населения, не дают стимула к развитию малых производств. Наибольшим финансовым ресурсом обладают банковские структуры, но в настоящее время банковский капитал не работает на рынке малого предпринимательства.

     На  старте своей деятельности субъекты малого предпринимательства не имеют  ликвидного обеспечения вообще или  это обеспечение недостаточно для  банковского кредита. В свою очередь  это создает дополнительные проблемы для банков в части необходимости  резервирования, увеличивает издержки банка. 60% предпринимателей заявляют, что привлечь заемные средства для них очень сложно. Не способствуют решению вопроса и процентные ставки по кредитованию, они по-прежнему остаются высокими. В банках возросло число отказов на предоставления кредитов без объяснения причин.

     Сегодня производственные отрасли малого предпринимательства  и малая инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной  мере. Связано это с тем, что для развития таких предприятий необходимы долгосрочные и сравнительно недорогие кредитные ресурсы, поскольку большая часть субъектов малого предпринимательства испытывает острую потребность в обновлении оборудования приобретении новых и современных технологий.

     Обеспечить  доступ предпринимателей к кредитам - значит не только поддержать существующий сектор малого предпринимательства и вывести его из тени, но и стимулировать появление новых предприятий, обеспечить развитие существующих, в том числе их техническое перевооружение.

     Одной из основных проблем развития малого предпринимательства в России является недостаточная финансовая поддержка  и отсутствие реальных финансово-кредитных  механизмов обеспечения такой поддержки. Налоговая система, способствующая развитию предпринимательства, должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура ее применения прозрачной.

     Правительством  принимаются меры для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий  в легальный из теневого бизнеса, например, введена упрощенная система налогообложения для налогоплательщиков, которая существенно снижает налоговую нагрузку по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Невысокие доходы многих малых и средних предприятий с трудом позволяют честно платить все налоги, а упрощенная система налогообложения – это законный способ налоговой оптимизации, о котором знают далеко не все, к тому же для бухгалтера этот спецрежим означает сокращение трудоемкости бухгалтерского и налогового учета.

     Негативное  влияние на развитие малого предпринимательства  оказывает отсутствие дифференциации размеров штрафов в отношении  крупных и малых предприятий  в сторону их уменьшения для последних (удельный вес издержек от штрафных санкций для малых предприятий  несоизмеримо выше, чем для крупных). В то же время, имеет место порочная практика установления «вилок» на размеры налагаемых на предпринимателей штрафов по усмотрению представителей фискальных органов.

     Законодательство, регулирующее деятельность малых предприятий, носит противоречивый характер. Ни один из действующих законодательных и нормативных актов не имеет четкого и продуманного механизма реализации. Невыполнение государством принятых им же решений существенно затрудняют предпринимательскую деятельность, порождают неуверенность в завтрашнем дне, ведет к снижению деловой активности населения, стимулирует развитие «теневого» бизнеса.

     Учитывая  современную специфику развития малого предпринимательства, качество и эффективность деятельности инфраструктуры поддержки предпринимательства становится сегодня ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в регионах. Именно посредством инфраструктуры поддержки предпринимательства, через активное взаимодействие всех ее элементов осуществляется обратная связь между бизнесом и властью что позволяет повышать действенность государственного регулирования малого предпринимательства, реально ориентировать малый бизнес на участие в приоритетных для региональных органов власти направлениях социально-экономического развития

     В России ощущается острая потребность  в создании и развитии инфраструктуры малого предпринимательства при участии государства, призванной обеспечивать комплексную адресную поддержку малых предприятий, оказывать им информационные, консультационные, обучающие и пр. услуги.

     Проблему  представляет обеспечение доступности природных ресурсов для тех малых предприятий, чья производственная деятельность связана с добычей и переработкой таких ресурсов - предприятий лесопромышленного комплекса, предприятий, производящих нерудные строительные материалы. Усложненный порядок оформления аренды земельного участка, связанный с большими временными и материальными затратами, регулируемый как на федеральном, так и на региональном уровне, высокая стоимость аренды и выкупа помещений, усложненная процедура регистрации прав на нежилые помещения также сдерживают предпринимательскую активность. Не исключена нехватка оборотного капитала, тогда как на крупных предприятиях он задействован частично. Наиболее часто встречающимся вариантом взаимоотношений малых предприятий и основных владельцев недвижимости - крупных предприятий стал договор аренды на короткий срок, как правило, на неблагоприятных для малого предприятия условиях.

     Отсутствие  взаимодействия крупных предприятий  с малыми, способными встраиваться в их технологические цепочки, производить  необходимые комплектующие и оказывать всевозможные услуги, препятствует развитию малого предпринимательства в производственной сфере деятельности. Сохраняющаяся монополизация крупным бизнесом некоторых сегментов товарных рынков и рынков услуг закрывает для малых предприятий перспективы роста и развития, а кооперирование малых предприятий между собой и с крупными способствовали бы решению многих проблем, например проблемы развития и повышения конкурентоспособности малых предприятий, снижения уровня монополизации отраслей.

     Отдельной проблемой является создание инфраструктуры поддержки для развития инновационного малого бизнеса. Определенный резерв поддержки  малому бизнесу содержится в системе  микрофинансирования. Достаточно гибким и доступным для малого предпринимательства финансовым инструментом альтернативным банковскому кредитованию, мог бы стать лизинг - весьма эффективный способ привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, особенно в условиях нехватки капитала.

     Важное  место в области небанковского  финансирования реального сектора экономики занимает развитие микрофинансовых организаций. Микрофинансирование ориентировано в первую очередь на удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах населения отдаленных районов, малых предприятий и микропредприятий. Деятельность микрофинансовых организаций осуществляется на принципах дополнения банковского предложения в секторах, не занятых банками (в силу низкого экономического интереса или других существенных причин), что приводит к ускорению развития и банков, и небанковских микрофинансовых организаций.

     Действующий с августа 2009 года Федеральный закон  «О кредитной кооперации» законодательно закрепил определения микрофинансовых организаций и микрофинансирования, определил общие принципы осуществления микрофинансовой деятельности небанковскими организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность (некоммерческие организации, кредитные кооперативы, фонды поддержки малого предпринимательства). На очереди – принятие закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

     Микрофинансирование стимулирует население к открытию собственного дела, что не только снижает  социальные обязательства бюджета, но и увеличивает налоговые поступления от частного бизнеса и субъектов финансового рынка.

     Еще одним системным эффектом микрофинансирования  является снижение уровня теневого и ростовщического капитала в секторе малого бизнеса, содействие повышению прозрачности и формирование кредитной истории у субъектов предпринимательства, что по мере роста размеров бизнеса упрощает привлечение финансирования на фондовом рынке и долгосрочных кредитов в банках.

     В отличие от развитых финансовых рынков рынок секьюритизации (безопасного финансирования) до настоящего времени отсутствует в России. Одной из основных причин такого положения является отсутствие соответствующего законодательства.

     Одним из основных ограничителей увеличения объемов инвестиционного кредитования малого бизнеса являются ограниченные возможности рефинансирования, что подталкивает национальный рынок к развитию законодательства и практики секьюритизации. В общем случае под секьюритизацией понимается техника безопасного (обеспеченного) финансирования, при которой кредитор привлекает средства с финансового рынка посредством выпуска нескольких траншей обеспеченных ценных бумаг. Погашение задолженности по таким ценным бумагам гарантированно осуществляется за счет финансового потока, который интересует определенный финансовый актив, передаваемый в обеспечение (залог) инвесторам. Таким финансовым активом может выступать портфель кредитов малому бизнесу, договоры лизинга или аренды, иные поступления от продажи товаров или услуг. Закон о секьюритизации призван усовершенствовать правовое регулирование локальных сделок финансовых активов и прежде всего, портфелей кредитов малому бизнесу, что позволит повысить доступность кредита и снизить его стоимость[13,14,15,16,17].

     Таким образом, государственная политика по отношению к сектору малого предпринимательства нуждается в фундаментальном пересмотре. Необходимым условием выработки эффективных мер государственной политики является адекватное представление современного состояния малого предпринимательства, экономических и социальных аспектов развития малого предпринимательства в современной России. Подлинная цель экономических реформ - создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения; достойное участие России в мировом экономическом сообществе. Развитое малое предпринимательство - уникальный и эффективный инструмент для достижения этих целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Экономика любого государства не может нормально  развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса.

     С переходом нашей страны на рыночные отношения стал развиваться и  малый бизнес, роль которого в экономическом  и социальном плане с каждым годом  возрастает, несмотря на то, что он находится в стадии становления и в этом плане мы существенно отстаем от развитых стран мира.

     Основной  причиной такого положения являются недостаточный период и отсутствие надлежащей поддержки в развитии малого бизнеса со стороны государства. Все затраты, связанные с поддержкой развития малого бизнеса, очень быстро окупаются. К сожалению, это обстоятельство многие руководители на государственном и региональном уровне недооценивают, как и недооценивают вообще роль малого бизнеса в экономике страны.

     Главный вывод, который необходимо сделать – это тот факт, что основная часть всех трудностей, с которыми сталкивается малый бизнес в России, лежит в области взаимоотношений с государством. Но не смотря на все проблемы, малый бизнес в России развивается. Очевидно, что данный процесс протекает, не столь успешно, как это могло бы быть. Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России.

     Государственная политика по отношению к сектору малого предпринимательства нуждается в фундаментальном пересмотре. Необходимым условием выработки эффективных мер государственной политики является адекватное представление современного состояния малого предпринимательства, экономических и социальных аспектов развития малого предпринимательства в современной России. Подлинная цель экономических реформ - создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения; достойное участие России в мировом экономическом сообществе. Развитое малое предпринимательство - уникальный и эффективный инструмент для достижения этих целей.

     Малый бизнес все еще представляет собой  слабо разработанный пласт хозяйства России, который может дать богатый «урожай», если будут созданы условия для его развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников

Информация о работе Малый бизнес