Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение теоретических аспектов развития малого бизнеса, исследование малого бизнеса в Республике Беларусь, а также выявление мероприятий по совершенствованию его развития в нашей стране.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
* рассмотреть предпринимательство как особый фактор производства;
* рассмотреть особенности развития предпринимательства в промышленно развитых странах;
* оценить состояние предпринимательства в Республике Беларусь,
* выявить проблемы и перспективы развития предпринимательства в условиях Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО МЕСТО В СИТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ 5
1.1 Предпринимательство как особый фактор производства 5
1.2 Виды, функции, субъекты и особенности предпринимательства 8
1.3 Предпринимательство и его особенности в промышленно развитых странах 12
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1. Государственное регулирование малого предпринимательства в Республике Беларусь 17
2.2. Современное состояние малого предпринимательства в Республике Беларусь 20
3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Вложенные файлы: 1 файл

Тема Малый бизнес(Восстановлен).docx

— 688.23 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования

«Полоцкий государственный  университет»

 

 

 

 

 

кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему: «Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь»

 

 

 

 

 

Выполнил:              студент группы 10-ЭП-?

И.О. Фамилия

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:              канд. экон. наук, доцент

И.О. Фамилия

 

 

 

 

 

 

 

Новополоцк 2013 

СОДЕРЖАНИЕ

С.

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1    ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО МЕСТО В СИТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ 5

1.1 Предпринимательство  как особый фактор производства 5

1.2 Виды,  функции,  субъекты и особенности предпринимательства 8

1.3 Предпринимательство и его особенности в промышленно развитых странах 12

2    АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17

2.1. Государственное  регулирование малого предпринимательства  в Республике Беларусь 17

2.2. Современное  состояние малого предпринимательства  в Республике Беларусь 20

3    ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для экономики  в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения  ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о  способности страны приспосабливаться  к меняющейся экономической обстановке.

Углубление  социально-экономической реформы, становление  рыночных отношений в Беларуси настоятельно требуют развития предпринимательской  инициативы, предполагающей адекватность организационных структур, формирование новых субъектов рынка.

Предпринимательский сектор в Республике Беларусь стал интенсивно развиваться в начале 90-х годов, и это способствовало насыщению внутреннего рынка изделиями и услугами, увеличению экспортного потенциала республики, повышению занятости населения.

Предпринимательский сектор стал источником дополнительных доходов для государственного бюджета. Благодаря этому сектору складывались рыночные отношения, развивалась конкуренция.

Вместе  с тем в нашей стране существует множество факторов, которые тормозят развитие предпринимательства. Наиболее существенным из них является отсутствие в государственных структурах глубокого  понимания стратегического значения предпринимательства для становления  и развития рыночной экономики.

Тема данной курсовой работы актуальна т.к. в  настоящее время Беларусь стоит  на этапе формирования рыночной экономики, что означает создание нового рынка  и неизбежно сопровождается глубокими  изменениями в сфере предпринимательства. В связи с этим возникает вопрос, каким путем будет идти развитие предпринимательства и, с помощью  каких мер государственной политики можно регулировать эту сферу  деятельности.

Объектом  и предметом исследования является развитие малого бизнеса в Беларуси.

Цель работы - изучение теоретических аспектов развития малого бизнеса, исследование малого бизнеса в Республике Беларусь, а также выявление мероприятий  по совершенствованию его развития в нашей стране.

Исходя  из поставленной цели, вытекают следующие  задачи:

  • рассмотреть предринимательство как особый фактор производства;
  • рассмотреть особенности развития предпринимательства в промышленно развитых странах;
  • оценить состояние предпринимательства в Республике Беларусь,
  • выявить проблемы и перспективы развития предпринимательства в условиях Республики Беларусь.

При выполнении работы применялись такие общенаучные  методы исследования как анализ и  синтез, сравнение. Наблюдение, сопоставление, обследование, обобщение теоретического и практического материала.

Основными теоретическими и методологическими  источниками служили белорусские  и иностранные издания, посвященные теории и практики развития малого предпринимательства.

Целью практической части является исследование и анализ развития малого предпринимательства в Республике Беларусь.

В третьей  главе сформулированы тенденции развития предпринимательства.

Курсовая  работа состоит из введения, основной части, разбитой на три главы по несколько  параграфов в каждой, заключения – вывода, списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  И ЕГО МЕСТО В СИТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ИНТЕРЕСОВ

 

1.1 Предпринимательство как особый  фактор производства

 

Предпринимательство настолько важно, что иногда его  называют четвёртым фактором производства. Однако такое сравнение не совсем правомерно. В отличие от труда, капитала и природных ресурсов, предпринимательство неосязаемо и неизмеримо. Несмотря на то, что предприниматели на рынке получают вознаграждение за свои усилия, мы не можем говорить о цене «единицы предпринимательства»; такой единицы не существует. Также, в отличие от людских ресурсов, которые старятся, машин, которые изнашиваются, и природных ресурсов, которые могут быть исчерпаны, изобретения, и открытия предпринимателей не расходуются по мере использования. Если мы однажды создали новый продукт или понятие, такое как транзистор, тюбик для зубной пасты или новая форма бизнеса, то эти знания нам не придётся создавать вновь. Проще говоря, гораздо удобнее считать предпринимательство как специфический фактор производства, сводящий воедино все другие факторы и обеспечивающий их взаимодействие через знание, инициативу, смекалку и риск предпринимателя в организации и развитии производства.

Й.Шумпетер называет предпринимателем человека, берущегося за осуществление новых комбинаций факторов производства и тем самым обеспечивающего экономическое развитие. Предприниматель в постоянном поиске наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода. Предприниматель стремится найти такое сочетание компонентов производства, при котором обеспечивается наибольший выход продукции при наименьших затратах. Множественность комбинаций обусловлена научно-техническим прогрессом и состоянием рынка факторов производства. Производство подвижно. В нем постоянно совершаются большие и малые революции в технике, технологии, организации труда. Фирма находится в постоянном поиске наиболее рациональных решений.

Предприниматели комбинируют ресурсы с целью [20, с. 280]:

  • изготовления нового, неизвестного потребителям блага;
  • открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара;
  • освоение нового рынка сбыта;
  • освоение нового источника сырья;
  • проведения реорганизации в отрасли для создания своей монополии или подрыва чужой.

Предпринимателями в рыночной экономике являются люди, которые на свой собственный страх  и риск за счет собственных ресурсов организуют какое-то новое дело. Таких  людей по оценке зарубежных и российских экспертов даже в странах с  развитой рыночной экономикой насчитывается  не более 5-8 % населения. При этом следует подчеркнуть, что вместе с развитием общественного производства и с повышением производительности общественного труда на основе применения более совершенных орудий труда, технологий и способов организации хозяйственной деятельности прослеживается тенденция к изменению ключевого фактора производства. В ходе развитие человеческой цивилизации было вовлечено в хозяйственный оборот все новые виды ресурсов и их превращение в факторы производства.

Предприниматель и его деятельность стала движущей силой развития рыночной системы  хозяйствования и потому ключевым фактором производства. Иными словами, объективное  развитие человеческой цивилизации  в рамках рыночной системы хозяйствования позволило выделить предпринимательство, как самостоятельный и в дальнейшем один из важнейших факторов производства, определяющих дальнейшее экономического развития обществ[1].

На современном  этапе человечество вступило в эру информационных технологий, способствующих существенному росту производительности труда и развитию новых видов производственной деятельности. Важное место заняли наукоемкие отрасли. Уровень развития материально-производственной базы стал определяться в первую очередь наличием и степенью развитости электронных информационных комплексов.

Предпринимательство – фактор производства, который обладает относительной самостоятельностью, связанной с особенностями личности его носителей (стремлением к самореализации, творчеству, независимости, созданию собственного дела и т.д.). Именно реализация данного фактора способствует формированию среднего класса и стабильных экономических отношений в социально ориентированной рыночной экономике.

Предпринимательская деятельность связана с необходимостью приобретения предпринимателем ряда факторов производства. Чтобы продавать товары, предпринимателю нужны оборотные  средства в виде материалов, из которых  изготовляется продукция, и энергии, необходимой для обработки материалов или полуфабрикаты. Для получения необходимых материалов придется приобрести их у собственников оборотных средств, заплатив им деньги в сумме, зависящей от количества материалов и их цены.

Для производства также нужны основные средства (ОС) в виде рабочих помещений, машин, оборудования, инструментов, приборов. Если их у предпринимателя нет, то надо их приобрести либо арендовать на время. За требуемые для производства ОС придется уплатить их собственникам денежную сумму, зависящую от вида и количества, необходимых для производства основных средств и цен на них. При аренде основных средств оплата будет зависеть также от срока их использования. Расходы предпринимателя, обусловленные использованием основных средств, принимают равными сумме денег, необходимых для компенсации износа этих средств в течение времени производства данной партии товаров – эту операцию называют амортизацией основных средств.

Производство  требует привлечением предпринимателем рабочей силы. Чаще всего, это наемные  работники, труд которых подлежит оплате, зависящей от количества нанимаемых работников, величины заработной платы  и рабочего времени, в течение  которого производился товар. В эти  расходы следует включать заработную плату и самого предпринимателя. В данном случае, предприниматель  затрагивает свой труд и должен получать за это оплату из выручки за проданные  им товары в виде прибыли.

В процессе производственного предпринимательства  возникают и другие расходы, в  частности, на приобретение информации, на хранение и транспортировку материалов и готовой продукции, на ремонт оборудования и помещений, на услуги связи и  т.д. Производственное предпринимательство  завершается выпуском товара, который продается предпринимателем либо непосредственно потребителю, либо торговым организациям. В результате предприниматель получает выручку от продажи товара, зависящую от объема производства, продажи и цены товара, по которой он продан [21].

Задача  предпринимателя, состоит в том, чтобы производство окупилось, то есть доход превысил расходы, дополнительные расходы и налоги.

Исследователи предпринимательства, как фактора  производства, начиная с Кантильона Р., Смита А., Сэя Ж.Б., Миля Дж.С. отмечали такие качества предпринимателя как умение предвидеть и рисковать, умение комбинировать факторы производства, функции руководства и принятия на себя риска. В дальнейшем данное направление исследования нашло отражение в работах Найта Ф. и Киршнера И.М.

Новое научное  осмысление предпринимательства как  фактора производства, связанного с  новаторством раскрывается в известной  работе Й. Шумпетера «Теория экономического развития». Здесь показана тесная взаимосвязь предпринимательства с технологическими инновациями, с нахождением новых комбинаций факторов производства: «Задача предпринимателя – реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле – через использование новых технологических для производства новых товаров или прежних товаров, новым методом, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции – вплоть до реорганизации прежней и созданию новой отрасли промышленности…». Более того, по мнению Й. Шумпетера, функциональная роль предпринимателя состоит в создании неравновесного состояния на рынках под влиянием инноваций, что и приносит более высокий доход собственнику ресурсов[3].

Таким образом, предпринимательство, как особый фактор производства характеризуют не просто качество человеческого ресурса, но и прежде всего особое качество управленческой деятельности в условиях рыночной экономики, ее ориентацию на предприимчивость, то есть выбор наиболее рациональной и  эффективной трансформации производственных ресурсов в готовый продукт на основе создания и продвижения инноваций с целью максимизации получаемого предпринимателем дохода (прибыли).

 

1.2 Виды, функции, субъекты и особенности предпринимательства

 

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей.

В первую очередь  стоит отметить единство права собственности  и непосредственного управления предприятием.

Вторая  характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала  и более высокой степени его  удовлетворенности трудом.

Третья  – относительно небольшие рынки  ресурсов и сбыта, не позволяющие  фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий  отраслевой объем реализации товара.

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь