Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение теоретических аспектов развития малого бизнеса, исследование малого бизнеса в Республике Беларусь, а также выявление мероприятий по совершенствованию его развития в нашей стране.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
* рассмотреть предпринимательство как особый фактор производства;
* рассмотреть особенности развития предпринимательства в промышленно развитых странах;
* оценить состояние предпринимательства в Республике Беларусь,
* выявить проблемы и перспективы развития предпринимательства в условиях Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО МЕСТО В СИТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ 5
1.1 Предпринимательство как особый фактор производства 5
1.2 Виды, функции, субъекты и особенности предпринимательства 8
1.3 Предпринимательство и его особенности в промышленно развитых странах 12
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1. Государственное регулирование малого предпринимательства в Республике Беларусь 17
2.2. Современное состояние малого предпринимательства в Республике Беларусь 20
3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Вложенные файлы: 1 файл

Тема Малый бизнес(Восстановлен).docx

— 688.23 Кб (Скачать файл)

 

Так, среди  малых и средних предприятий  доля частных организаций в общем  количестве составляет почти 95%, в то время как на государственную  форму собственности приходится лишь 1.5%. У средних предприятий  доля частных фирм также является самой высокой, хотя уже значительно  ниже – 69.3%. 27.3% организаций приходится на государственную форму собственности, и лишь 3.4% - на иностранную. Во всех случаях (среди микро-, малых и средних организаций) доля частных предприятий в 2012 г. увеличилась.

Резюмируя вышесказанное, можно обозначить, что  на фоне сохраняющейся значимости малого и среднего бизнеса в белорусской экономике основной вклад в его развитие в 2012 г. продолжили вносить частные фирмы. Это означает, что преимущественно именно от результатов их деятельности будет зависеть итоговое состояние и тенденции развития белорусских субъектов малого и среднего предпринимательства.

Анализируя  географическое распределение количества организаций в Республике Беларусь, следует отметить, что распространение  малого бизнеса по территории Республики крайне неравномерно: основной удельный вес малых и средних предприятий  находится в Минске и Минском  районе.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.7 - Объем производства продукции (работ, услуг) микроорганизаций, малых и средних организаций на душу населения за 2012 год (миллионов рублей)

 

В последнее  время динамика внешней торговли малых и средних организаций характеризуется стремительным увеличением объемов товарооборота и услуг. Это обусловлено высокими темпами экономического роста, повышением научно-технического и транзитного потенциала, участием в интеграционных процессах в рамках СНГ, а также диверсификацией торгово-экономических отношений с другими регионами мира.

Динамика  объемов внешней торговли товарами Республики Беларусь приведена в  таблице 2.6. 

Таблица 2.6 − Динамика объемов внешней торговли товарами 2009-2012г.

 

2009г

2010г.

2011г.

2012г.

Объем внешней торговли товарами, млн. долларов США

15 190,9

20 279,4

25 469

26 314

Экспорт

7 298

9 820,5

13 690,4

13 776

Импорт

7 892,9

10 458,9

11 778,6

12 538

Сальдо

-594,9

- 638,4

1 911,8

1 238


 

В 2012 году импорт товаров и услуг в Беларусь составил 12 538 млн долларов США., что на 1,2% больше, чем в 2011г. Темпы роста импорта заметно отставали от экспорта, что позволило выйти на положительное сальдо в объеме 1 238 млн долларов США.

В сравнении с 2011-м годом объем инвестиций в основной капитал в 2012 году увеличился почти в 2 раза, и составили в текущих ценах 40 354,1 млрд. руб., сообщает Национальный статистический комитет.

Рисунок 2.8 - Объем инвестиций в основной капитал по областям и г.Минску 2010-2012гг.

 

Объем инвестиций в основной капитал  в 2012 году сократился по Брестской области на 3%, Гомельской – 1,3%, Минской – 0,8. Однако такое сокращение незначительно на фоне общего роста объема инвестиций в основной капитал других областей. Среди таких областей наибольшее увеличение объема инвестиций было замечено в Гродненской области 2,8% [17].

По результатам  исследования в 1 полугодии 2012 г. индекс бизнес-климата (ИБК), определяемый Нацбанком для реального сектора экономики, вплотную приблизился к докризисному значению. В июне 2012 г. он составил 34,1% (+2 процентных пункта к маю) против 38,8% в июне 2010 г. Улучшение зафиксировано практически по всем количественно-качественным индикаторам исследования.

Как следует  из отчета Нацбанка, в июне по сравнению с маем, экономическая конъюнктура улучшилась: благоприятной ее назвали 65,7% предприятий против 61,6% месяцем ранее, неблагоприятной — 31,5% (35,7%). В промышленности удельный вес положительных оценок увеличился до 57,9%, строительстве — до 72,4%, на транспорте — до 73,3%. Одновременно в торговле и общественном питании доля таких ответов уменьшилась с 67,2% до 66,6%.

Как положительный  фактор, следует отметить опережающую  динамику реализации по сравнению с  производством. В первом случае баланс ответов увеличился на 12,8 п.п., во втором — на 6,1 п.п. Наибольшие темпы увеличения сбыта признали промышленность и  строительство. В целом по реальному  сектору на рост физических объемов  реализации в июне указали 47,9% респондентов (в мае — 39,4%), снижение отметили 16,1% (20,4%). Соответственно, мониторинг зафиксировал уменьшение физического объема нереализованной  продукции и объектов с нарушением сроков строительства. О сокращении складских запасов сообщили 31,9% опрошенных предприятий (28,3% в мае), на рост — 16,8% (17,7%). Впрочем, у большинства (51,2%) здесь  ничего не изменилось.

На рост спроса указали 37,4% респондентов против 34,1% в мае. При этом удельный вес тех, кто отметил увеличение физического объема экспортных заказов, увеличился на 1,2 п.п., до 20,9%, внутренних — на 0,3 п.п., до 29,1%.

Стабилизация  спроса позволила реальному сектору  увеличить загрузку производственных мощностей. На рост указали 39,6% участников опроса против 37,4% в мае, снижение — 12,2% (13,7%), неизменность — 48,3% (48,9%).

Продолжилась  стабилизация финансов. Так, в июне 44,7% респондентов назвали достаточной  обеспеченность оборотными средствами против 42,2% в мае. В промышленности удельный вес таких ответов увеличился с 37,2% до 41,9%, на транспорте — с 39,7% до 42,2%, в торговле и общепите — с 45,7% до 47,8%. Лишь строители отметили уменьшение с 47% до 46,7%.

Проблемой для экономики остаются долги. Доля тех, у кого росла просроченная дебиторская  задолженность (27,9%), превышала тех, у кого она сокращалась (25,8%). Впрочем, и сами предприятия не спешили  рассчитываться и со своими контрагентами. В росте просроченной кредиторской задолженности признались 26,4% опрошенных, в то время как снизили ее 25,9%. Кроме того, ситуация с плохими  долгами несколько ухудшилась в  строительстве и на транспорте.

Предпосылки для дальнейшего роста ИБК  создают положительные ожидания представителей реального сектора  экономики на июль—сентябрь. Так, прогноз  в части производства был на 8,4 п.п. выше фактической оценки июня. В  торговле и общественном питании  разница составила 20,7 п.п. Здесь, видимо, надеются, что повышение зарплаты и пенсий подогреет покупательную  способность. На рост спроса рассчитывают и в других отраслях: баланс ответов по данному вопросу также превысил фактическую оценку июня. В следующие три месяца увеличение спроса ожидают 44,5% предприятий, его неизменности — 47,2%, а снижения — лишь 8,3%.

Одновременно  ускорится, по мнению участников мониторинга, и рост цен. На это рассчитывают 38,1% опрошенных, сохранения цен на нынешнем уровне ждут 59,4%, их снижения — 2,6%.

Таким образом, текущие оценки, а также ожидания предприятий на июль– сентябрь свидетельствуют о восстановлении докризисных значений ИБК как в целом, так и по основным индикаторам финансово-хозяйственной деятельности реального сектора экономики.

В заключение отметим, что в запланированной  стратегии развития малого бизнеса  в Республике Беларусь до 2020 года отмечается его большая роль для рыночной экономики, а также в переходе страны на интеграционный путь развития. Кроме того, подчеркивается необходимость  содействия частному предпринимательству. И в этом направлении проделана  работа в разных направлениях и сферах.

 

3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ

 

Для развития малого бизнеса в Республике Беларусь должна быть создана единая система, включающая признание важной роли малого бизнеса со стороны общества, внимание со стороны власти и проведение постоянного  диалога с представителями малого бизнеса, комплексная и эффективно действующая система поддержки  малого бизнеса.

Необходимо  принять Концепцию государственной  поддержки и развития малого предпринимательства  в Республике Беларусь. Концепция - по своему содержанию и целям - управленческий документ, на основе которого разрабатываются  основные программы и мероприятия  развития предпринимательства. Посредством  этого будет более четко сформулирована стратегия развития малого предпринимательства  и усилится акцент на развитии малого предпринимательства, привлечено общественное внимание на осознание необходимости  развития малого бизнеса в современных  условиях.

Как известно, белорусское законодательство в  сфере предпринимательства по уровню проработки является одним из лучших среди стран СНГ. Тем не менее, проблема заключается в реальном применении этого законодательства на практике.

Прежде  всего, следует обеспечить достаточную  экономическую свободу и стабильность субъектам малого предпринимательства  при осуществлении ими хозяйственной  деятельности. Таким образом, будут  созданы благоприятные внешние  условия и среда, в которой  малый бизнес будет развиваться.

Одним из наиболее актуальных остается вопрос мер ответственности  за налоговые правонарушения, в части  снижения размеров штрафов, а также  дифференциации ответственности за налоговые правонарушения.

Разработка  и принятие Закона Республики Беларусь «О налогообложении субъектов малого предпринимательства», предусматривающего сокращение перечня налогов, исключение объемных косвенных платежей и введение системы льгот, стимулирующих развитие производства, создание новых рабочих мест, внедрение прогрессивных технологий особенно актуально в настоящее время для малых предприятий, которые испытывают финансовые трудности.

В настоящее  время необходимо совершенствовать применяемую упрощенную систему  налогообложения субъектов малого предпринимательства, использовать которую  имеют право только индивидуальные предприниматели и юридические  лица с общей численностью наемных работников до 15 человек и ограниченным оборотом, не имеющие возможности содержать квалифицированных бухгалтеров и экономистов для применения общей системы налогообложения.

Необходимо  расширить круг субъектов малого предпринимательства, пользующегося  льготным налогообложением. Данная мера будет способствовать повышению  налоговой и инвестиционной активности субъектов малого предпринимательства.

К тому же, должны прорабатываться вопросы  по активизации процедур приватизации, особенно в отношении неэффективно используемых площадей, акционирования госпредприятий. Огромные неиспользованные мощности убыточных предприятий  могли бы быть использованы не только на создание инкубаторов малого предпринимательства, но и по льготным арендным ставкам  предоставляться уже существующим малым предприятиям. Список подобных объектов по Республике уже ведется, требуется уделить подобной мере больше внимания.

Актуальной  и очень серьезной для малого бизнеса на сегодняшний день остается и проблема высоких ставок арендной платы. Необходимо установить базовую  ставку арендной платы, а для более  объективного установления ее рыночной цены применять систему поправочных  коэффициентов. Не должно происходить  спонтанных и резких изменений арендной платы.

Необходимо  развивать малый бизнес в регионах. Это особенно актуально для Беларуси, где большинство малых предприятий  находится только в одном городе Минске. Одним из средств решения  подобной проблемы являются свободные  экономические зоны. Необходимо поддерживать создание СЭЗ на территории Республики и привлекать в них представителей малого бизнеса.

Необходимо  развивать деятельность инкубаторов  малого предпринимательства и центров  поддержки предпринимательства. На сегодняшний день в Республике существует 8 инкубаторов и 56 центров поддержки  предпринимательства. В рамках небольшой  страны как Беларусь этого достаточно. Необходимо создать условия для  самостоятельного развития малого бизнеса, а за инкубаторами оставить функции  по развитию особо чувствительных к  конъюнктуре рынка инновационных  предприятий, ориентированных на научно-технические  разработки.

Что касается центров поддержки предпринимательства, то следует расширить спектр и  повысить качество оказываемой ими  технической поддержки. Необходимо привлекать для работы новых высококвалифицированных  специалистов, которые смогут предоставлять  консультационные услуги высокого качества. В частности, одной из наиболее часто  выделяемых проблем субъектами малого предпринимательства является незнание законодательства в сфере экономической деятельности. Более того, зачастую сложным является понимание принимаемых законодательных актов. Необходимо доводить до предпринимателей структурированную и доступную к пониманию информацию о всевозможных нововведениях в сфере законодательства, что могут обеспечить консультанты в центрах поддержки предпринимательства.

Очень важным на сегодняшний день является обучение и повышение квалификации предпринимателей. На базе центров поддержки предпринимательства  должны проводиться семинары по менеджменту  и маркетингу, основам внешнеэкономической  деятельности, так как многие предприниматели  не достаточно информированы о потенциальных  возможностях развития своей деятельности, в частности на внешние рынки.

Спецификой  Республики Беларусь является то, что  у нас в стране очень слабо  налажена система взаимоотношений  с крупными предприятиями.

Необходимо  создать Центр субконтракции, где будет накапливаться и анализироваться информация о производственных возможностях и потребностях малых и крупных предприятий. Посредством взаимодействия с подобным центром малые и крупные предприятия смогут узнать о взаимных потребностях и более эффективно развить сотрудничество и производство.

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь