Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение теоретических аспектов развития малого бизнеса, исследование малого бизнеса в Республике Беларусь, а также выявление мероприятий по совершенствованию его развития в нашей стране.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
* рассмотреть предпринимательство как особый фактор производства;
* рассмотреть особенности развития предпринимательства в промышленно развитых странах;
* оценить состояние предпринимательства в Республике Беларусь,
* выявить проблемы и перспективы развития предпринимательства в условиях Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО МЕСТО В СИТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ 5
1.1 Предпринимательство как особый фактор производства 5
1.2 Виды, функции, субъекты и особенности предпринимательства 8
1.3 Предпринимательство и его особенности в промышленно развитых странах 12
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1. Государственное регулирование малого предпринимательства в Республике Беларусь 17
2.2. Современное состояние малого предпринимательства в Республике Беларусь 20
3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Вложенные файлы: 1 файл

Тема Малый бизнес(Восстановлен).docx

— 688.23 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что финансовая поддержка, предоставленная  субъектам инфраструктуры, возвращается в бюджет страны в форме налоговых отчислений от деятельности центров, инкубаторов, а также субъектов малого предпринимательства – арендаторов инкубаторов.

В 2012 году центрами уплачено налогов, сборов (пошлин) и  других обязательных платежей в бюджет на сумму 10,311 млрд. рублей (в 2011 году – 4,7 млрд. рублей), инкубаторами – 4,8 млрд. рублей (1,98 млрд. рублей), субъектами малого предпринимательства (арендаторами инкубаторов) – 40 млрд. рублей (27,8 млрд. рублей) [18]. 

Ни стоит  забывать, что при положительной динамике, неэффективное государственно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства может стать основным фактором, создающим угрозу развитию малого предпринимательства как сектора экономики. Здесь очень важно, выполняя функцию содействия развитию предпринимательства, не перешагнуть ту грань, после которой вместо создания условий для развития начинается руководство е управление экономикой. Поэтому к выбору инструментов содействия развитию предпринимательства надо относиться весьма осторожно. Необходимо каждый раз продумывать последствия использования соответствующих инструментов (как c точки зрения соответствия их функциям публичной власти, так и c точки зрения их воздействия на конкуренцию и рынок, бюджет, экономическую эффективность и т.д.).

 

2.2. Современное состояние малого  предпринимательства в Республике  Беларусь

 

Важным  фактором экономического роста Республики Беларусь является развитие малого и  среднего предпринимательства. Субъекты предпринимательской деятельности играют значительную роль в социально-экономическом  развитии страны, способствуют повышению  благосостояния граждан, формированию конкурентной среды, росту производства товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной гибкости и инновационности, поддержанию макроэкономической и социальной стабильности

Согласно  данным Национального статистического  комитета Республики Беларусь, в 2012 г. сохранилась тенденция увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства, а их общее количество (без учета индивидуальных предпринимателей) достигло 85154. Таким образом, рост числа этих организаций по сравнению с результатами 2011 г. составил 6.2%. При этом если у микро- и малых организаций было отмечено увеличение количества фирм, то в случае средних организаций, как и на протяжении последних трех лет, продолжилось сокращение их числа. В результате доля средних предприятий в общем количестве малых и средних фирм в 2012 г. сократилась на 2 п.п. 3.0%, в то время как доля микроорганизаций увеличилась на 1.1 п.п. до 83.3%. Несмотря на то, что число малых организаций несколько увеличилось, их доля также сократилась – на 0.8 п.п. до 13.7. Данные графически представлены на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 − Количество предприятий, осуществлявших экономическую деятельность в 2009–2012 гг.

 

В последние  три года сокращается средняя  численность работников малых и  средних предприятий. Так, в 2012 г. на этих предприятиях было занято 1209.9 тыс. человек – на 13.7 тыс. человек меньше, чем в 2011 г. Большая часть работников заняты на малых предприятиях (37.4%). На средних предприятиях заняты 33.3% работников, причем эта доля в 2009 – 2012 гг. имела устойчивую тенденцию к сокращению. На микроорганизации приходится 29.3% работников. 

Таблица 2.1 − Средняя численность работников предприятий в 2009–2012 гг., тыс. человек

 

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

Количество, тыс. человек

%

Количество, тыс. человек

%

Количество, тыс. человек

%

Количество, тыс. человек

%

Микро-организации

309,9

24,9

336,1

26,9

347,1

28,4

354,2

29,3

Малые организации

463,4

37,3

448,9

36,0

447,6

36,6

452,4

37,4

Средние организации

469,6

37,8

462,4

37,1

428,8

35,0

403,3

33,3

Всего

124,3

100,0

1247,4

100,0

1223,6

100,0

1209,9

100,0


Примечание. Источник: [6]

 

Распределение  занятых по регионам представлено в таблице 2.2. Как видно из таблицы лидирующее место по количеству занятых занимает город Минск, что свидетельствует о значительном скоплении в этом городе малых предприятий [17].

Таблица 2.2 − Средняя численность работников субъектов малого предпринимательства по областям и г. Минску 2011-2012г.

Области

2011г.

2012г.

Брестская

91 521

88 270

Витебская

68 675

66 943

Гомельская

71 042

69 885

Гродненская

67 639

72 754

г. Минск

309 713

318 314

Минская

123 124

128 446

Могилевская

63 029

61 944


 

В 2012 г. продолжил  увеличиваться удельные вес малого и среднего предпринимательства  в валовом внутреннем продукте Беларуси. Наглядно данные представлены в таблице 2.3, а в разрезе областей за 2012г. на рисунке 2.4.

Таблица 2.3 − Удельный вес малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте, % к общереспубликанскому итогу 2009-2012гг.

 

Микро-организации

Малые организации

Средние организации

Всего малое и среднее предпринимательство

2009г.

3,9

7,5

7,4

18,8

2010г.

4,3

8,0

7,5

19,8

2011г.

5,0

9,5

6,7

21,2

2012г.

6,1

9,0

8,5

23,6


Примечание. Источник: [6]

 

Так, по сравнению с 2011 г. вклад в  ВВП вырос на 2.4 п.п., составив 23.6% (самый высокий показатель среди  стран Таможенного союза). Хотя в  то же время нельзя не отметить, что  эта доля значительно уступает развитым экономикам стран Запада, таким как  Европейский союз (около 60%) и США (около 50%).

Рисунок 2.4 − Удельный вес малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте, % к общереспубликанскому итогу

в разрезе областей

 

В региональном разрезе наибольший вклад в республиканский  ВВП вносит г. Минск (10%) и Минская область (4.1%). Вклад иных областей в каждом случае не превышает 2.3%.

Еще более  значителен удельный вес малого и  среднего предпринимательства в  выручке от реализации продукции, товаров, работ и услуг. Несмотря на то, что  в 2012 г. этот показатель несколько сократился (на 1.8 п.п.), вклад белорусских МСП  поставил весомые 37.7%. Здесь удельный вес предприятий г. Минска также  является наибольшим – 22% от общереспубликанского показателя. Несмотря на то, что удельный вес малых предприятия в вы- ручке сократился на 3.6 п.п. по сравнению с 2011 г., их вклад по-прежнему является самым большим – 20.5% от общего показателя по стране. Данные представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 − Удельный вес малого и среднего предпринимательства в выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг, % к общереспубликанскому итогу

 

Микро-организации

Малые организации

Средние организации

Всего малое и среднее предпринимательство

2009г.

10,2

18,1

9,4

37,7

2010г.

10,7

17,2

9,3

37,2

2011г.

8,9

20,5

10,1

39,5

2012г.

9,8

16,9

11,0

37,7

В том числе в 2012г.:

       

Брестская область

10,6

1,0

1,0

2,6

Витебская область

0,5

1,7

0,7

2,9

Гомельская область

0,5

0,7

0,7

1,9

Гродненская область

0,5

0,9

0,5

2,0

г. Минск область

5,9

10,0

6,0

22,0

Минская область

1,3

1,9

1,4

4,6

Могилевская область

0,6

0,6

0,6

1,7


Примечание. Источник: [6]

 

Самые значительные изменения в 2011 – 2012 гг. произошли в малых предприятиях (численность персонала от 15 до 100 человек), расположенных в г. Минске. Так, удельный вес этих организаций в ВВП сократился на 1.4 п.п. (с 5.6% до 4.2%), а в выручке – на 4.5 п.п. от общереспубликанского значения (с 14.5% до 10%). Для сравнения, у микро- и средних организаций Минска наблюдались более незначительные изменения данных показателей. Графически изменения изображены на рисунке 2.5.

Рисунок 2.5 − Изменение удельного места предприятий г. Минске в 2011–2012 гг. в общереспубликанских экономических показателей, п.п.

 

По всей видимости, причиной данных изменений можно считать совокупность различных факторов, самым очевидным  из которых является тот факт, что  малые предприятия являются своего рода «промежуточным звеном» между  микро- и средними организациями. Иными словами, любое увеличение или сокращение численности персонала таких фирм может привести к их переклассификации.

Тем не менее, можно назвать и  иные факторы сокращения присутствия  малых предприятий Минска в национальной экономике. Наибольшее количество предприятий Минска присутствует в сфере торговли (44.1%), где в 2012 г. происходили следующие изменения. Интенсивное развитие сетевой торговли привело к росту числа средних и сокращению числа малых предприятий, постепенно теряющих свою клиентскую базу. Одновременно многие малые предприятия переориентировались на сдачу своих помещений в аренду, что привело к сокращению численности их персонала и превращению их в микроорганизации.

В то же время нельзя не упомянуть  Декрет Президента Республики Беларусь №6 от 7 мая 2012 г. «О стимулировании предпринимательской  деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». Согласно этому документу ряд малых и средних предприятий «зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» и «осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг)» при определенных условиях в течение семи календарных лет со дня их государственной регистрации освобождаются от большого числа налоговых обязательств.

Такие организации вправе не исчислять  и не уплачивать налог на прибыль (коммерческие организации) и подоходный налог с физических лиц (индивидуальные предприниматели), освобождаются от уплаты государственной пошлины  за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление юридическими и  физическими лицами отдельных видов деятельности, освобождаются от обязательной продажи иностранной валюты и пр. Одновременно коммерческие организации Республики Беларусь в течение семи календарных лет со дня принятия в установленном порядке решения о создании на территории средних, малых городских поселений, сельской местности обособленного подразделения (например, филиалы) вправе не исчислять и не уплачивать:

  • налог на прибыль в отношении прибыли, полученной обособленным подразделением от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
  • налог на недвижимость со стоимости зданий (сооружений), машино-мест, находящихся на балансе обособленного подразделения и расположенных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности;

отчисления в инновационные фонды и др.

Таким образом, принятие данного документа  способствовало перемещению ряда малых  организаций из г. Минска в Минскую область, что также оказало влияние на сокращение удельного веса минских организаций в упомянутых выше показателях. В целом за исключением рассмотренных случаев в 2012 г. в Беларуси отсутствовали значительные изменения в показателях деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

В отраслевом разрезе наибольшее число микро- и малых организаций в 2012 г. по-прежнему приходилось на сферу «торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования» – 41.2%. Данные приведены на рисунке 2.6. Далее следуют обрабатывающая промышленность (15.2%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям (12.7%) и транспорт и связь (9.6%). У средних предприятий наибольшее количество фирм приходится на сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство (28.4%), а также на обрабатывающую промышленность (23.3%). Далее следуют такие сферы, как строительство (16.6%) и торговля (11.3%)[17].

Рисунок 2.6 − Распределение субъектов малого предпринимательства – юридических лиц по отраслям экономики в  2012 году, в %

 

По данным официальной статистики, наибольшее число субъектов малого и среднего предпринимательства приходится на частную форму собственности. Данные представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5 − Количество организаций по формам собственности

 

2010г.

2011г.

2012г.

 

Количество, тыс. человек

%

Количество, тыс. человек

%

Количество, тыс. человек

%

 

Микро- и малые организации

Частная форма собственности

70509

95,0

79549

94,8

78365

94,9

Государственная форма собственности

1378

1,9

1296

1,7

1247

1,5

Иностранная форма собственности

2359

3,2

2760

3,6

3000

3,6

Всего:

74246

100,0

77605

100,0

82612

100,0

 

Средние организации

Частная форма собственности

1824

66,3

1765

67,8

1762

69,3

Государственная форма собственности

842

30,6

759

29,1

693

27,3

Иностранная форма собственности

87

3,2

80

3,1

87

3,4

Всего:

2753

100,0

2604

100,0

2542

100,0

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь