Малый бизнес: значение, проблемы, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

Содержание

Введение 3
1 Сущность и роль малого бизнеса в экономике 5
2 Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации 14
3 Государственное регулирование малого бизнеса в России 21
Заключение 33
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КР Малый бизнес.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках[10, с.16-17].

В российской практике существование  малого предпринимательства было разрешено  в 1988 г. В этот период к числу малых  отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Последние изменения были приняты 14 июня 1995 года.

Развитие малого предпринимательства  играет большую роль в экономике  государства:

- обеспечивает необходимую мобильность  в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, что приводит к повышению эффективности общественного труда;

- способность быстро заполнять  хозяйственные ниши, образующиеся  в потребительской сфере, а  также сравнительно быстро окупаться;

- развитие конкурентной среды;

- создание дополнительных рабочих  мест;

- создание среды и духа предпринимательства, без которых невозможна рыночная экономика[6, с. 29-30].

Несмотря на то, что  большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений.

С  экономической стороны  роль и значение малого бизнеса можно  определить с помощью следующих  показателей, как доля:

- валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

- национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

- мелких предприятий в общем количестве промышленных предприятий;

- трудоспособность населения, занятого в мелком бизнесе;

- малого бизнеса в экспорте продукции;

- налогов, поступающих от малого бизнеса в их общей величине;

- основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

- отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом в их общем объеме.

С увеличением этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса он проявляется:

- в снижении уровня безработицы;

- в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;

- в улучшение качества обслуживания;

- в более высокой удовлетворенности людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;

- в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

- в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

- в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе[8, с. 56].

Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие различные оттенки. Так, он способствует развитию позитивных процессов в  экономике (а известно, политику и  экономику трудно отличить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что в свою очередь приносит государству не только политические, но и экономические дивиденды.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что  мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.

Важность малых предприятий  еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы[5, с. 32-34].

Деятельность малых  предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая  эффективность труда, малые фирмы  с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий[12,с . 32].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Развитие  малого предпринимательства в  Российской Федерации

 

Конец ХХ века  для  России ознаменовался вступлением  на путь демократических реформ. При  этом важнейшим направлением реформирования экономики явился переход к рыночным отношениям.

Путь перехода от авторитарного  к демократическому государству  оказался нелегким. Не меньше трудности  представлял процесс освоения рыночных институтов. Первые 10 лет преобразований не принесли ожидаемых экономических результатов, производство в стране сократилось вдвое, а отдельных отраслях, таких, как легкая промышленность, - 6-7 раз. Тяжело отразился на положение страны развал СССР, последствием которого стал разрыв хозяйственных связей. 10-летний опыт отечественных рыночных реформ, а также практика развитых стран свидетельствуют, что существенный рывок в экономике невозможен без развития малого бизнеса.

Предпринимательство в  России зародилось еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями можно считать торговцев и купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам привлечения Петра I, когда по всей России создавались мануфактуры, бурно развивалась горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору была семья Демидовых.

Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. После 1861 г. началось строительство  железных дорог, была реорганизована тяжелая промышленность, оживилась акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности в то же время способствовал иностранный капитал. В 90-е годы ХIХ в. в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства, а в начале ХХ в. предпринимательство становится массовым явлением[16, с.14-16].

Началом   возрождения   малого предпринимательства в России следует считать 1987 г. С тех пор  развитие малого предпринимательства  шло неравномерно в различные периоды времени, что дало основание нашим ученым выделять отдельные этапы его развития.

Первый этап, характеризующийся стремительным ростом малых предприятий, начался с известных постановлений об индивидуальной трудовой деятельности и развитии кооперативов в 1987 г. и продолжался до 1995 г. — последнего всплеска, роста малых предприятий. Этому способствовали многие причины. Приватизация проводилась сверху, происходило разгосударствление предприятий и потому малые предприятия пользовались большими льготами в том числе и из госбюджета. Тотальный дефицит конца 80-х гг. способствовал развитию малого бизнеса в производстве товаров широкого потребления, бытовых услуг и розничной торговле. 1992 г. характеризовался огромным ростом инфляции, ростом налогов, которые иной раз составляли 70—90% от доходов малых предприятий, резким сокращением доли малых предприятий и промышленности и ростом торговых предприятий, специализирующихся на дешевом импорте, главным образом из Китая и Турции.

Второй этап — с середины 90-х гг. по настоящее время — характеризуется не только замедлением роста малых предприятий, но и их количественным уменьшением. Это связано не только с исчерпанием возможностей получения сверхприбылей от торговли, посреднической деятельности и всякого рода спекуляций, но и с объективным процессом концентрации и централизации производства и капитала. Этому способствовали и субъективные причины — перерегистрация предприятий малого бизнеса согласно принятому в 1995 г. Гражданскому кодексу (оказалось, что почти треть зарегистрированных предприятий не приступала к хозяйственной деятельности), уменьшение количественных критериев («потолок» для промышленных предприятий снижен с 200 до 100 человек). Несмотря на это, увеличилось количество предприятий в строительстве (на 18%) и на транспорте (на 19%), возросла инвестиционная активность. Это позволяет уже сейчас говорить о начале становления нормальной рыночной среды[20, с. 78-80].

В начале 1990 года предприятия  малого бизнеса образовались чаще всего  путем отделения от государственных предприятий-учредителей. В 1991 г. это были, как правило, товарищества с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в предприятия малого бизнеса, основанные на частной долевой собственности.

Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.

Нередко местные власти совместно с другими предприятиями  выступают учредителями малых предприятий. Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды[15, с. 32-34].

В настоящее время  вопрос развития сети предприятий малого бизнеса включен в качестве одного из важнейших в программу демонополизации  национального хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:

- выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;

- выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;

- создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.

По  состоянию на 1 января 2005 г. в России насчитывалось 979,3 тыс. предприятий малого бизнеса ( 2000 г.- 879,3; 2003 – 893,0; 2004 г.- 953,1) (см. Приложение А). В 2005 г. оборот малых предприятий составил 9633632.4 млн. руб. В этой сфере было занято 6596,8 тыс. человек[19, с. 347]

В настоящее время  наибольшее число предприятий малого бизнеса в Российской Федерации  занято в таких отраслях как обрабатывающее производство, строительство, торговля.

Таблица 1 – Число малых предприятий по видам экономической деятельности (на конец 2005 г.)

 

Тысяч

В процентах к итогу

Всего

979,3

100

Из них по видам экономической  деятельности:

- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

- рыболовство, рыбоводство

- добыча полезных ископаемых

- обрабатывающие производства

- производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

- строительство

- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств,  мотоциклов, бытовых изделий и  предметов личного пользования

- гостиницы и рестораны

- транспорт и связь

- финансовая деятельность

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

- образование

- здравоохранение и предоставление  социальных услуг

- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

 

26,8

2,2

3,6

120,0

 

2,9

109,3

 

448,8

19,9

44,3

12,5

 

151,9

2,7

10,5

 

23,6

 

2.7

0,2

0,4

12,3

 

0,3

11,2

 

45,8

2,0

4,5

1,3

 

15,5

0,3

 

1,1

2,4

Информация о работе Малый бизнес: значение, проблемы, перспективы