Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:55, курсовая работа
Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.
Введение 3
1 Сущность и роль малого бизнеса в экономике 5
2 Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации 14
3 Государственное регулирование малого бизнеса в России 21
Заключение 33
Литература
Большую роль в государственной поддержке малого бизнеса должны сыграть фонды, государственные и муниципальные. При поддержке малого предпринимательства, основными направлениями деятельности этих фондов являются:
- содействие в формировании рыночных отношений путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов, мероприятий в области малого предпринимательства;
- участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе проектов в области малого предпринимательства, развитие конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;
- участие в форсировании работ по созданию инфраструктуры рынка;
- поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;
- содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства.
Фонды поддержки малого
предпринимательства могут
Отрицательно сказывается
на государственной поддержке
В июле 1998 г. была утверждена
очередная Федеральная
Отсутствие финансирования затрудняет работу по поддержке предпринимательства на региональном уровне. Исключение составляют регионы-доноры, однако, их доля менее 15 % общего числа субъектов РФ. В числе таких доноров — Самарская область и Москва, где государственная поддержка малого предпринимательства дает хорошие результаты. В Самарской области число занятых на малых предприятиях в 1999-2003 гг. увеличилось со 100 тыс. до 197 тыс. человек, т.е. около 20% трудоспособного населения. Областным законом предусмотрена возможность полной или частичной компенсации коммерческим банкам недополученной прибыли, если они кредитуют малые предприятия по пониженной процентной ставке.
Весьма эффективная поддержка малого предпринимательства сформировалась в Москве. Это подтверждает оперативная реакция московского правительства на последствия девальвации рубля в августе 1998 г. Уже через три месяца было принято постановление "О неотложных мерах по поддержке субъектов малого предпринимательства в Москве в условиях финансово-экономического кризиса". В соответствии с ним московское правительство выделило дополнительные средства на приобретение оборудования по лизингу для малых предприятий, не изменило ставки арендных платежей. Более того, до трех недель были сокращены сроки оформления в аренду для малых предприятий нежилых помещений из муниципальной собственности, а на регистрацию договора аренды было предусмотрено не более 5 дней.
С целью повышения доступности получения кредитов малыми предприятиями московское правительство с 2000 г. предоставляет поручительство кредитным организациям, которые финансируют малый бизнес в столице. Чтобы стимулировать иностранные инвестиции в малый бизнес, московское правительство решило ежегодно предоставлять поручительства иностранным инвесторам в размере 20 млн. долл. США.
Своевременно принятые
меры позволили предотвратить
В Саратовской области принято решение направлять на развитие предпринимательства 10% платежей малых предприятий в городской бюджет. Этот опыт поддержки малого бизнеса может стать основой для разработки соответствующих программ в других субъектах Российской Федерации.
Вопросы развития малого бизнеса в Западной Европе давно вышли за рамки отдельных стран, национальных интересов. Это объясняется ролью предпринимательства в развитии экономики Объединенной Европы, его вкладом в выравнивание социально-экономического положения отдельных стран и их регионов. В этой связи Европейская комиссия стала разрабатывать программы развития мелких и средних предприятий в межгосударственном масштабе. Особый интерес представляет комплексная программа на 1997-2000 гг., которая носила конкретный характер, предусматривала комплексную поддержку малого и среднего предпринимательства и была обеспечена соответствующим финансированием.
Программа Европейской комиссии преследовала две цели:
- создать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса на всей территории Европейского союза;
- повысить конкурентоспособность европейских малых и средних предприятий на европейском и мировом рынках при одновременном расширении их интернациональной деятельности.
Эти цели вполне могут быть адаптированы к российским условиям, как в территориальном, так и в интернациональном аспектах, в первую очередь в рамках СНГ, что позволит компенсировать снижение объемов внешней торговли с бывшими республиками Советского Союза. Особый интерес для России представляют формы и методы достижения этих целей. Так, для стимулирования развития малого и среднего бизнеса программой, в частности, предусматривалось:
- обеспечить оценку законодательных инициатив в отношении малого и среднего бизнеса на основе их перспективного влияния на эффективность работы предприятий;
- способствовать международным связям между малыми и средними предприятиями через совершенствование практики разрешения спорных ситуаций между ними;
- улучшить финансовую
основу малых и средних
С целью создания конкурентной среды среди малых и средних предприятий и поощрения интернационализации их деятельности на европейском и мировом уровнях в программе намечалось:
- поддерживать выход предприятий на международный рынок на основе доступа к коммерческой информации;
- содействовать деловому
сотрудничеству предприятий
- развивать предпринимательскую деятельность среди отдельных категорий населения (женщины, молодежь, представители национальных меньшинств и др.)[17, с. 264-267].
В процессе реализации программы используется существующая организационная, материальная и информационная база развития малого бизнеса, например сеть Центров (EIC) для обеспечения предпринимателей деловой информацией в рамках Европейского союза. Она была создана в 1987 г. и включает 211 информационных центров, в том числе на территории ряда стран, не входящих в ЕС. Информационные центры не только обеспечивают предпринимателей деловой информацией, но и организуют выставки, конференции, "круглые столы", рассылают тематические публикации, разрабатывают учебные программы для обучения предпринимателей.
В России существуют организации, ориентированные на подобные функции. Однако они разобщены, имеют ограниченные возможности для содействия развитию малого бизнеса. Объединение и укрепление таких организаций на федеральном и региональном уровнях позволит более эффективно помогать малым предприятиям.
Последней Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации является программа на 2000-2001 годы. Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне.
Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в создании благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий, преодоления административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; отработке и внедрении прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, консолидации средств и инструментов для финансирования приоритетных направлений развития малого предпринимательства, интеграции финансовых механизмов малого предпринимательства в кредитно-финансовую систему России; ускоренном создании новых рабочих мест, обеспечении импортозамещения, создании условий для экономического роста, пополнения бюджетов всех уровней с использованием гибких форм кредитования, государственного заказа, новых финансовых технологий, адресной методической, информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридической поддержки, предоставляемой инфраструктурой поддержки малого предпринимательства; концентрации ресурсов и оптимизации их использования при развитии инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; практическом содействии созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, укреплении социального статуса, повышении престижа предпринимателей, расширении информационного поля для малого предпринимательства.
Каждая из задач имеет взаимообусловленные связи с другими, которые в зависимости от функций государственной поддержки малого предпринимательства решаются по следующим направлениям:
- нормативно-правовое
обеспечение малого
- развитие прогрессивных финансовых технологий;
- реализация приоритетных направлений
развития малого
предпринимательства;
- повышение эффективности использования
созданной
инфраструктуры, поддержки малого предпринимательства
и ин
формационных систем;
- научно-методическое и кадровое
обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со
средствами массовой ин
формации и пропаганда предпринимательской
деятельности;
- международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.
Актуальной задачей является разработка проекта федерального закона о защите прав и законных интересов предпринимателей.
Для решения проблем финансирования малых предприятий необходимо четко определить механизмы и сферы ответственности всех участников финансовой системы, а также разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий межбюджетные отношения при планировании и исполнении бюджетных ассигнований на финансирование государственной поддержки малого предпринимательства.
В условиях отсутствия четко регламентированной системы кредитования предпринимателей, а также в связи с ограниченными финансовыми возможностями регионов в создании новых гарантийных фондов наибольшее значение принимает разработка нормативно-методических рекомендаций для структур, обладающих правом предоставлять гарантии по кредитам и займам и по работе с малыми предприятиями на основе механизмов с применением финансовых гарантий.
Кроме того, необходимо сформировать систему управления, обеспечивающую скоординированную работу всех звеньев кредитно-гарантийной cxемы, что в итоге должно обеспечить эффективное функционирование системы гарантийных механизмов поддержки малого предпринимателя.
При решении
проблем доступа малых
Для обеспечения определенного уровня защиты интересов работников малых предприятий необходимо разработать и внести изменения и дополнения в трудовое законодательство, учитывающие специфику правоотношений в деятельности малых предприятий[3, с. 131].
Предполагается, что по завершении мероприятий Программы общий вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт увеличится до 12 процентов.
Заключение
В своей работе
я постаралась
Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.
Информация о работе Малый бизнес: значение, проблемы, перспективы