Малый бизнес: значение, проблемы, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

Содержание

Введение 3
1 Сущность и роль малого бизнеса в экономике 5
2 Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации 14
3 Государственное регулирование малого бизнеса в России 21
Заключение 33
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КР Малый бизнес.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Большую роль в государственной  поддержке малого бизнеса должны сыграть фонды, государственные  и муниципальные. При поддержке малого предпринимательства, основными направлениями деятельности этих фондов являются:

- содействие в формировании рыночных отношений путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов, мероприятий в области малого предпринимательства;

- участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе проектов в области малого предпринимательства, развитие конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;

- участие в форсировании работ по созданию инфраструктуры рынка;

- поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;

- содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства.

Фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка.

Отрицательно сказывается  на государственной поддержке малого бизнеса частая реорганизация или  смена федеральных органов, отвечающих за развитие и поддержку малого бизнеса. В начале 2001 г. в российском правительстве еще не было специального отраслевого ведомства по малому предпринимательству. В результате федеральные программы разрабатывались в условиях нестабильности и неопределенности, как в отношении структуры правительства, так и в отношении бюджетного финансирования и, как правило, не выполнялись.

В июле 1998 г. была утверждена очередная Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Главным координатором программы являлось Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а финансирование возлагалось на Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства за счет федерального бюджета и других источников. Однако реального финансирования практически не было, и Программа была выполнена частично.

Отсутствие финансирования затрудняет работу по поддержке предпринимательства на региональном уровне. Исключение составляют регионы-доноры, однако, их доля менее 15 % общего числа субъектов РФ. В числе таких доноров — Самарская область и Москва, где государственная поддержка малого предпринимательства дает хорошие результаты. В Самарской области число занятых на малых предприятиях в 1999-2003 гг. увеличилось со 100 тыс. до 197 тыс. человек, т.е. около 20% трудоспособного населения. Областным законом предусмотрена возможность полной или частичной компенсации коммерческим банкам недополученной прибыли, если они кредитуют малые предприятия по пониженной процентной ставке.

Весьма эффективная  поддержка малого предпринимательства сформировалась в Москве. Это подтверждает оперативная реакция московского правительства на последствия девальвации рубля в августе 1998 г. Уже через три месяца было принято постановление "О неотложных мерах по поддержке субъектов малого предпринимательства в Москве в условиях финансово-экономического кризиса". В соответствии с ним московское правительство выделило дополнительные средства на приобретение оборудования по лизингу для малых предприятий, не изменило ставки арендных платежей. Более того, до трех недель были сокращены сроки оформления в аренду для малых предприятий нежилых помещений из муниципальной собственности, а на регистрацию договора аренды было предусмотрено не более 5 дней.

С целью повышения  доступности получения кредитов малыми предприятиями московское правительство  с 2000 г. предоставляет поручительство кредитным организациям, которые  финансируют малый бизнес в столице. Чтобы стимулировать иностранные инвестиции в малый бизнес, московское правительство решило ежегодно предоставлять поручительства иностранным инвесторам в размере 20 млн. долл. США.

Своевременно принятые меры позволили предотвратить банкротство  значительного числа московских малых предприятий. В частности, например, были освобождены от торгового сбора малые предприятия, у которых доля продажи хлеба, молока, овощной продукции составляла не менее 60% в общем товарообороте. Были снижены на 20% на 1 год платежи в городской бюджет малых предприятий — производителей продовольственных товаров. Предусматривалось также увеличение объема государственных городских заказов малым предприятиям.

В Саратовской области  принято решение направлять на развитие предпринимательства 10% платежей малых предприятий в городской бюджет. Этот опыт поддержки малого бизнеса может стать основой для разработки соответствующих программ в других субъектах Российской Федерации.

Вопросы развития малого бизнеса в Западной Европе давно  вышли за рамки отдельных стран, национальных интересов. Это объясняется ролью предпринимательства в развитии экономики Объединенной Европы, его вкладом в выравнивание социально-экономического положения отдельных стран и их регионов. В этой связи Европейская комиссия стала разрабатывать программы развития мелких и средних предприятий в межгосударственном масштабе. Особый интерес представляет комплексная программа на 1997-2000 гг., которая носила конкретный характер, предусматривала комплексную поддержку малого и среднего предпринимательства и была обеспечена соответствующим финансированием.

Программа Европейской  комиссии преследовала две цели:

- создать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса на всей территории Европейского союза;

- повысить конкурентоспособность европейских малых и средних предприятий на европейском и мировом рынках при одновременном расширении их интернациональной деятельности.

Эти цели вполне могут  быть адаптированы к российским условиям, как в территориальном, так и  в интернациональном аспектах, в первую очередь в рамках СНГ, что позволит компенсировать снижение объемов внешней торговли с бывшими республиками Советского Союза. Особый интерес для России представляют формы и методы достижения этих целей. Так, для стимулирования развития малого и среднего бизнеса программой, в частности, предусматривалось:

- обеспечить оценку  законодательных инициатив в  отношении малого и среднего бизнеса на основе их перспективного влияния на эффективность работы предприятий;

- способствовать международным связям между малыми и средними предприятиями через совершенствование практики разрешения спорных ситуаций между ними;

- улучшить финансовую  основу малых и средних предприятий путем расширения доступа к кредитам и доходным финансовым инструментам, сокращения неплатежей и др.

С целью создания конкурентной среды среди малых и средних предприятий и поощрения интернационализации их деятельности на европейском и мировом уровнях в программе намечалось:

- поддерживать выход  предприятий на международный рынок на основе доступа к коммерческой информации;

- содействовать деловому  сотрудничеству предприятий через  поисковые информационные сети  или путем развития партнерских отношений;

- развивать предпринимательскую  деятельность среди отдельных категорий населения (женщины, молодежь, представители национальных меньшинств и др.)[17, с. 264-267].

В процессе реализации программы  используется существующая организационная, материальная и информационная база развития малого бизнеса, например сеть Центров (EIC) для обеспечения предпринимателей деловой информацией в рамках Европейского союза. Она была создана в 1987 г. и включает 211 информационных центров, в том числе на территории ряда стран, не входящих в ЕС. Информационные центры не только обеспечивают предпринимателей деловой информацией, но и организуют выставки, конференции, "круглые столы", рассылают тематические публикации, разрабатывают учебные программы для обучения предпринимателей.

В России существуют организации, ориентированные на подобные функции. Однако они разобщены, имеют ограниченные возможности для содействия развитию малого бизнеса. Объединение и укрепление таких организаций на федеральном и региональном уровнях позволит более эффективно помогать малым предприятиям.

Последней Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации является программа на 2000-2001 годы. Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне.

Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в создании благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий, преодоления административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; отработке и внедрении прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, консолидации средств и инструментов для финансирования приоритетных направлений развития малого предпринимательства, интеграции финансовых механизмов малого предпринимательства в кредитно-финансовую систему России; ускоренном создании новых рабочих мест, обеспечении импортозамещения, создании условий для экономического роста, пополнения бюджетов всех уровней с использованием гибких форм кредитования, государственного заказа, новых финансовых технологий, адресной методической, информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридической поддержки, предоставляемой инфраструктурой поддержки малого предпринимательства; концентрации ресурсов и оптимизации их использования при развитии инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; практическом содействии созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, укреплении социального статуса, повышении престижа предпринимателей, расширении информационного поля для малого предпринимательства.

Каждая из задач имеет  взаимообусловленные связи с  другими, которые в зависимости от функций государственной поддержки малого предпринимательства решаются по следующим направлениям:

-  нормативно-правовое  обеспечение малого предпринимательства;

-  развитие прогрессивных финансовых технологий;

- реализация приоритетных направлений развития малого 
предпринимательства;

- повышение эффективности использования созданной 
инфраструктуры, поддержки малого предпринимательства и ин 
формационных систем;

- научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой ин 
формации и пропаганда предпринимательской деятельности;

- международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.

Актуальной задачей  является разработка проекта федерального закона о защите прав и законных интересов предпринимателей.

Для решения проблем  финансирования малых предприятий необходимо четко определить механизмы и сферы ответственности всех участников финансовой системы, а также разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий межбюджетные отношения при планировании и исполнении бюджетных ассигнований на финансирование государственной поддержки малого предпринимательства.

В условиях отсутствия четко регламентированной системы  кредитования предпринимателей, а также в связи с ограниченными финансовыми возможностями регионов в создании новых гарантийных фондов наибольшее значение принимает разработка нормативно-методических рекомендаций для структур, обладающих правом предоставлять гарантии по кредитам и займам и по работе с малыми предприятиями на основе механизмов с применением финансовых гарантий.

Кроме того, необходимо сформировать систему управления, обеспечивающую скоординированную работу всех звеньев  кредитно-гарантийной cxемы, что в итоге должно обеспечить эффективное функционирование системы гарантийных механизмов поддержки малого предпринимателя.

При решении  проблем доступа малых предприятий  к имуществу реструктурируемых предприятий необходимо законодательно закрепить нормы по обязательному привлечению малых предприятий к торгам, создать перечень малых предприятий, способных по своим экономическим и производственным показателям участвовать в размещении заказов на поставки продукции для государственных нужд. А введение аккредитации позволит выделить определенное количество добросовестных партнеров и закрепить их в этом качестве официально.

Для обеспечения  определенного уровня защиты интересов  работников малых предприятий необходимо разработать и внести изменения и дополнения в трудовое законодательство, учитывающие специфику правоотношений в деятельности малых предприятий[3, с. 131].

Предполагается, что по завершении мероприятий Программы  общий вклад малого предпринимательства  в валовой внутренний продукт  увеличится до 12 процентов.

 

Заключение

 

 В своей работе  я постаралась охарактеризовать  малое предпринимательство в  России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

   Необходимо отметить, что малый бизнес в России  уже имеет довольно широкую  правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

Информация о работе Малый бизнес: значение, проблемы, перспективы