Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:55, курсовая работа
Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.
Введение 3
1 Сущность и роль малого бизнеса в экономике 5
2 Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации 14
3 Государственное регулирование малого бизнеса в России 21
Заключение 33
Литература
Источник: Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб./Росстат. – Р76 М., 2006. – с. 346
На примере этих же видов экономической деятельности можно рассмотреть численность работников, занятых в этих отраслях, и оборот малых предприятий.
Таблица 2 – Численность работавших и оборот малых предприятий по видам экономической деятельности (в 2005 г.)
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек |
Средняя численность внешних |
Средняя численность работавших по договорам гражданско- |
Оборот малых предприятий, млн. руб. | |
Всего |
8045,2 |
630,4 |
258,1 |
9633632,4 |
Из них по видам экономической деятельности: - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - рыболовство, рыбоводство - добыча полезных ископаемых - обрабатывающие производства - производство и распределение электроэнергии, газа и воды - строительство - оптовая и розничная торговля;
ремонт автотранспортных - гостиницы и рестораны - транспорт и связь - финансовая деятельность - операции с недвижимым имуществ - образование - здравоохранение и - предоставление прочих |
305,8 24,5 45,5
1600,8
41,1 1410,8
2505,7 161,9 426.3 49,7
1150,5 8,9
90,6
221,5 |
9,4 1,4 2,6
89,3
2,6 78,4
209,5 8,2 38,7 9,8
144,7 3,1
17,6
15,1 |
7,2 1,2 2,0
45,8
2,4 68,7
32,6 4,4 11,6 2,1
52,4 2,5
6,1
18,6 |
68525,8 17468,7 33387,9
927863,1
22025,8 672108,1
6956858,8 45517,6 191556,2 -
624481,1 2989,8
18922,2
49311,2 |
Источник: Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб./Росстат. – Р76 М., 2006. – с. 346
Опыт управления малым бизнесом, накопленный в странах Западной Европы, в национальном и межгосударственном масштабах еще слабо используется в России. Между тем именно малое предпринимательство создает основу рыночной экономики. Еще в начале прошлого века высокие темпы экономического развития России были обусловлены земельной реформой, иностранными инвестициями, а главное, высокими деловыми способностями российских промышленников.
Необходимость предоставления
возможностей для частной
В дальнейшем становление
малого предпринимательства проходило
в условиях отсутствия четкой позиции
законодательной и
Свою живучесть российские предприниматели доказали после финансового кризиса в августе 1998 г., поскольку лишь часть из них смогла переориентировать свою деятельность, снизить затраты, воспользоваться сокращением импорта и уменьшить свои личные потребности. Поэтому «оставшиеся на плаву» малые предприятия представляют собой достаточную базу для дальнейшего ускоренного развития малого предпринимательства в России. Однако реальность, интенсивность этого процесса в значительной степени зависят от эффективного использования зарубежного опыта организации малого бизнеса как на региональном и федеральном уровнях, так и на уровне малых предприятий[13, с. 3-7].
В Западной Европе малый бизнес занимает важное место в экономике и обеспечивает социальное спокойствие, предоставляя людям возможность самостоятельно решать проблемы материального обеспечения, самоутверждаться и эффективно использовать свою собственность. Такой подход особенно важен для России, поскольку значительная часть ее населения инертна, так как привыкла работать по найму в стабильных условиях на больших государственных предприятиях. Зато другая, меньшая, часть активно адаптируется к рыночным отношениям. Эту категорию населения следует увеличивать за счет желающих открыть свое дело. Их энергию нужно направить на решение общегосударственных и региональных социально-экономических задач. При этом не следует определять масштабы малого предпринимательства, ибо в ближайшей перспективе здесь нет ограничений, поэтому нецелесообразно ставить задачу довести число малых предприятий, например через 5 лет до тех или иных конкретных цифр. Это сложный социально-экономический процесс, и погоня за количественными показателями может только навредить. Важно создать условия для мотивации предпринимательства, хозяйственной инициативы, превращения малого бизнеса в отдельный самостоятельный сектор и федеральной и региональной экономики[1, с. 21].
Как показывает практика, малый бизнес в России пока отстает от развитых стран. Это свидетельствует о том, что в нашей стране имеются большие резервы роста малого бизнеса.
Во многих субъектах РФ поняли значимость малого предпринимательства и в отличие от центрального правительства уже активно его используют для повышения занятости населения, пополнения своих бюджетов, насыщения местного рынка товарами и услугами.
3 Государственное регулирование малого бизнеса в Российской Федерации
Как показывает изучение
зарубежного опыта, непременным
условием успеха в развитии малого
бизнеса является положение о
том, что малые предприятия и
малое предпринимательство
Необходимо отметить,
что практика государственного
регулирования экономики,
Практика государственной
поддержки малого предпринимательства,
как и его правовая и институционально-
Важное место в работе занимает блок вопросов, касающихся современной роли программно-целевого метода управления и государственного регулирования социально-экономических процессов и перспектив его использования в политике государственной поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровне. Указанный метод широко известен и имеет многолетнее применение в мировой экономической практике. В приложении к сфере малого предпринимательства программно-целевой метод государственного регулирования предполагает, прежде всего, выявление стратегического потенциала малых форм хозяйствования в решении ключевых вопросов социально-экономического развития, в том числе и на региональном уровне. Целевой метод требует четкого определения приоритетов государственной политики и, соответственно, каждой из программ, что в рассматриваемом круге проблем концентрируется на создании условий для наиболее полного раскрытия потенциала малого бизнеса, обеспечивающего устойчивый рост и структурное совершенствование данного сектора экономики, повышение его эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности и, конечно, максимального вклада в экономический рост в целом.
Программно-целевой метод требует максимального учета региональной специфики при реализации конкретных мероприятий. При этом сама программа действия в области малого предпринимательства должна быть самым тщательным образом увязана с другими целевыми программами, прямо или косвенно имеющими отношение к кругу затрагиваемых социально-экономических отношений, в данном случае - к сфере малого предпринимательства.
Программно-целевой метод
практического осуществления
В принципе, основные требования к государственным программам поддержки малого предпринимательства изложены в ст. 7 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Здесь содержится такое важное, но, по сути, так и не реализованное требование, как внесение Правительством РФ данной федеральной программы на рассмотрение Федерального собрания перед представлением федерального бюджета на соответствующий год. Законом установлен ряд важных требований к государственным программам поддержки. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных
условий использования
- установление упрощенного
порядка регистрации малого
- поддержка внешнеэкономической
деятельности субъектов малого
предпринимательства, включая
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий[15, с. 291-294].
Одним из наиболее важных
направлений государственной
Бизнесу нужен приток средств. Крупным предприятиям - с именем, авторитетом, банк всегда пойдет навстречу. А малому, особенно начинающему, вряд ли на обычных условиях дадут кредит. Поэтому законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 12 мая 1995 года предусмотрено льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства с компенсацией соответствующей разницы кредитным и страховым компаниям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.
Кроме льготной кредитной политики применяется и льготное налогообложение. Законами Российской Федерации устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций[18, с. 51].
Поддержка малого бизнеса со стороны государственных органов власти должна быть предметной. Особенно это важно для России, где необходимо увеличивать число малых предприятий, совершенствовать их отраслевую структуру и территориальное размещение. Одновременно нужно больше внимания уделять вопросам поддержки и сохранения действующих малых предприятий.
Система поддержки малого бизнеса должна решать вопросы, как увеличения числа малых предприятий, так и предотвращения возможных рисков в их работе. В России принято несколько федеральных законов, есть указы Президента и постановления правительства, направленные на поддержку малого бизнеса. Однако отсутствие существенных качественных и количественных изменений в сфере малого бизнеса свидетельствует об их слабой эффективности. Попытки предусмотреть в федеральном бюджете финансовую поддержку малого бизнеса оказались неудачными из-за нецелевого использования денежных средств различными фондами, союзами, ассоциациями, агентствами федерального и регионального уровней. Незначительно повлияла на ситуацию и финансовая поддержка российского малого бизнеса со стороны международных финансовых организаций, в частности Мирового и Европейского банков реконструкции и развития[4, с. 11].
В основном это связано с множеством различных государственных и негосударственных организаций, претендующих на поддержку предпринимательства и получение для этого денежных средств из федерального или региональных бюджетов. Между ними нет четкой координации и согласованности действий, зато имеет место неоправданная конкуренция. Из-за серьезных недостатков в распределении имеющихся денежных средств предприниматели далеко не всегда получают предназначенную им финансовую помощь. Часто отсутствует контроль за использованием и возвратом выделенных средств. Значительную часть бюджетных денежных средств коммерческие банки используют в своих целях, поскольку являются исполнителями решений по поддержке малого бизнеса.
Информация о работе Малый бизнес: значение, проблемы, перспективы