Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:11, курсовая работа
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева 28.01.2011г. народу Казахстана. Он отметил, что этот год ускоренная экономическая модернизация–продолжение Программы форсированной инновационной индустриализации. Мы вступаем в двадцатый год Независимости. В декабре 1991 года, выбрав своими стратегическими целями устойчивость и успех, мы пошли вперед, создавая новые программы развития для каждого нового этапа. Мы ставили амбициозные цели и достигали их. Приведу лишь один интегрированный показатель прогресса страны. В 1994 году ВВП на душу населения составлял чуть более семисот долларов. К 1 января 2011 года он вырос более чем в 12 раз и превысил 9 тысяч долларов США. Мы рассчитывали достичь такого уровня только к 2015 году.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Необходимость и преимущества малого бизнеса в экономике....................5
1.2 Влияние малого бизнеса на экономические процессы..................................8
1.3 Зарубежный опыт в развитии малого бизнеса..............................................12
2 СТАНОВЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Становление и развитие малого бизнеса в Республике Казахстан.............17
2.2 Влияние кризиса на развитие малого бизнеса в Республике Казахстан....23
2.3 Меры государственной поддержки малого бизнеса в Республике Казахстан................................................................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................28
Таким образом, хотя количественная (по
численности занятых
Однако все это применимо к малому бизнесу в странах с рыночной экономикой. А что же в Казахстане, где становление рыночного хозяйства идет медленно, где оно затруднено целым рядом экономических (монополизация производства, например, или разрыв хозяйственных связей в вязи с разделом союзного государства), идеологических (известно до сих пор отношение к частному хозяйству, к предпринимательству многих слоев населения), правовых (почти полное отсутствие законодательства, адекватного рыночным механизмам хозяйствования), социальных (расслоение общества на тех, кто способен к предпринимательской деятельности и на тех, кому предстоит еще долго этому учиться) и других факторов?
Дело в том, что всегда в Казахстане, в том числе и советское время, были предприятия по своим количественным критериям соответствующие малым. Предприятия, где количество занятых работников ограничено и не превышает определенного числа, были во многих отраслях советской экономики. Еще большее количество предприятий имело небольшой объем производства. Такие предприятия были и среди крупных (по численности занятых) и среди мелких. Многие предприятия работали только на ограниченный рынок, поскольку качество их продукции не позволяло им его расширить. Предприятия делились на государственные и негосударственные, которые часто по своим размерам соответствовали критериям малого предприятия.[5]
Для Казахстана становление и развитие малого предпринимательства – жизненно важная задача.
Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой будет осуществлен поворот к позитивным хозяйственным процессам. С помощью именно малого бизнеса может быть создана предпринимательская хозяйственная среда, т. е. реальное становление рынка: начато постепенное восстановление заброшенных производств; освоение ресурсов; расширение сфер, развитие которых возможно на базе малых хозяйственных форм; создание новых рабочих мест; организация новых услуг и т. д. и т. п.
Вот, например, в Германии проводится программа стимулирования основания собственного дела, в соответствии с которой специальный банк предоставляет займы в размере до ста тыс. евро сроком до 20 лет. В течение 10 лет они свободны от погашения, а впервые два года по ним не взимаются проценты. В течение этих двух лет федеральное правительство возмещает банку соответствующие суммы. Ряд мероприятий по стимулированию мелких предприятий финансируются из специального федерального фонда, цель которого – способствовать осуществлению наиболее важных в экономическом отношении капитальных вложений, рациональному размещению предприятий, росту инвестиций, созданию рабочих мест и т.д.
Фонд предоставляет кредиты и займы на строительство, расширение и реконструкцию предприятий торговли, гостиничного хозяйства, мелких кустарных предприятий, и т. д. кредиты предоставляются на благоприятных условиях. Размер ставок обычно не превышает 6% . Максимальный срок кредитования строительства – 15 лет, приобретения оборудования – 10 лет.[6]
Еще более важную роль,
чем финансовая поддержка, играют программы,
нацеленные на повышение деловой, управленческой
классификации
В западноевропейских странах управленческая поддержка предпринимательства также осуществляется как на национальном, так и местном уровнях. В Великобритании, например, подготовку кадров для мелких предприятий на национальном уровне организует Комиссия по рабочей силе (общественная организация), оказывающая поддержку руководителей мелких фирм. Ряд программ реализуется на местном уровне учебными заведениями, торгово-промышленными палатами и ассоциациями мелкого бизнеса. Консультационная помощь, оказывается, через местные органы власти.
Большую работу в этой области, как правило, проводят торгово-промышленные палаты. В Германии обучение, консультирование и другие виды управленческой поддержки осуществляются в основном через эти организации. Их 69. Они расположены во всех регионах и финансируются за счет взносов членов и доходов отплатных учебных курсов. Во всех странах, четко сориентированных на рыночную экономику, малые и средние предприятия составляют явное большинство. У значительной части из них годовой товарооборот составляет до трех миллионов долларов. Если сравнить со 133-миллиардным долларовым товарооборотом Дженерал-Моторс в 1992 году, самой большой фирмы мира, то эта цифра более чем скромная. Но даже специалисты удивляются до сих пор малым фирмам: именно они, а не большие, создают новые рабочие места, улучшают старую и создают новую продукцию и утверждаются на рынке.
Эта так называемая сила инновации характерна для средних фирм всего мира. Фирмы в Швейцарии и США отличаются этой двигающей силой. Там ловкие малые предприятия многим сотрудникам предлагают работу. В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость.
2 СТАНОВЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Становление и развитие малого бизнеса в Республике Казахстан
Главным принципом государственной поддержки должно стать постепенное сокращение административно - директивного регулирования малого бизнеса и создание наилучших экономических и правовых условий для нормального ведения рыночного хозяйствования. Надо формировать стимулы для саморазвития и улучшения конкурентно способности малого предпринимательства с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Следует создать равные хозяйственные возможности для малых и средних предприятий, равные условия предпринимательской деятельности при свободе выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости. Очень важно, чтобы эта поддержка содействовала добросовестной конкуренции; формирования широкого слоя собственников и предпринимателей; создания развитой инфраструктуры малого предпринимательства на федеральном, региональном и местных уровнях; развитию приоритетных видов деятельности малого предпринимательства; накопление инвестиционных ресурсов и использования их в приоритетных направлениях; участия малых предприятий в реализации важнейших народнохозяйственных программ и проектов, а также в постановках продукции и выполнения работ для государственных нужд; модернизация производственных фондов малых предприятий, внедрение прогрессивных технологий и новой техники; устойчивому функционированию малого предпринимательства за счет уменьшения коммерческих и финансовых рисков, связанных с малым предпринимательством. [7]
Для реализации этих целей необходимы льготные условия доступа к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам и технологиям; помощь в подготовке, переподготовки и повышение квалификации руководителей, специалистов и персонала малых предприятий; поддержка внешнеэкономической деятельности малого бизнеса, включая содействие его торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными странами, а также привлечение иностранных инвестиций, установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирование их деятельности и предоставления государственной статистической отчетности.
На начальных этапах становление малого бизнеса очень важное значение имеют подготовка и повышение квалификации кадров, совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечение экономической и правовой информации, консультирование, развитие системы финансовых учреждений, обслуживающих предпринимателей, а также сети производственно-технической центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых фирм, в том числе путем переструктурирования производства и передачи субъектам малого предпринимательства в аренду с последующим выкупом освобождающихся производственных площадей и оборудования, ускорение инвестиционных процессов.
Реальная поддержка малого предпринимательства стоит больше денег, которых в государственном бюджете нет. Кредитные же ресурсы очень не значительны. Что же касается коммерческих банков, то выдача ими льготных по срокам и ценам кредитов должна сопровождаться предоставлением им определенных экономических льгот. Однако коммерческим банкам сегодня выгодней отказаться от возможных налоговых льгот, но выдавать кредиты под более высокий процент и на более короткий срок. Частный капитал мажет стать постоянным и значительным инвестиционным источником при условии финансовых, экономических и политических гарантий стабильности нормы прибыли. В Казахстане этих условий нет, и в ближайшие годы вряд ли будут созданы, поэтому масштабных частных инвестиций в производства ожидать не приходится.
Рисунок № 1 Сумма выданных кредитов в период от 2005 года до 2008 года
Несколько повысить активность можно за счет реорганизации институциональной структуры. Но для этого необходима поддержка в сфере финансовой политики. В частности, введении льготно налоговых обложений малых предприятий, создаваемых с участием акционерного общества от участия в капитале созданных им малых предприятий. Такая система «ангельских обществ» функционирует в Шотландии.
Большая проблема – техническое отношение малых предприятий. Многие из них полукустарные, поэтому они не могут решать сложные технологические и экономические проблемы, не рационально при этом используются трудовые, материальные и финансовые ресурсы. В достаточно короткие сроки можно была бы обеспечить их современным оборудованием - комплектами машин, инструментов, приборов – с помощью конверсируемой оборонной промышленности, обладающие высоким научно-техническим потенциалом, а также крупных производственно-хозяйственных комплексов, для которых малые предприятия могли бы стать поставщиками комплектующих элементов готовых продукций.
Это позволит развивать
по детальную и технологическую
специализацию, а также обеспечить
организацию общественного
Для привлечения ресурсов крупных предприятий с целью развития малого предпринимательства можно было бы использовать получившую широкое распространения на Западе и дающую значительный экономический эффект систему контрактных отношений крупных и мелких фирм («фрэнчайз»), особенно в торговле и в сфере услуг. Крупная головная фирма предоставляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою технологическую схему и торговую марку, при необходимости выделяет кредиты на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т. д. подобная система сотрудничества оказывается выгодной обеим сторонам.
Деятельность малого
предпринимательства
Рисунок № 2 динамика развития малого бизнеса в РК
Государственная поддержка предпринимательства должна включать прямое финансовое субсидирование кредитов; предоставлении льгот по местному налогообложению; передачу малым предприятиям части государственного имущества, а также ноу-хау, технических лицензий из под ведомственного региону госсектора; обеспечения на льготных условиях совместного с подведомственными организациями госсектора проведения научно-исследовательских и опытно-конкурсных работа льготных условиях; участия государства в соучредительстве по организации новых предприятий; ограниченное регулирование ценно образования; частичное обеспечения дефицитным сырьем и материалами; предоставление выгодных региональных госзаказов; упрощенную регистрацию и лицензирования деятельности, в том числе и в сфере внешнеэкономических операций; юридический и экономический льготный консалтинг; содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики; обеспечения правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства и т. д.; содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей.