Малый бизнес в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева 28.01.2011г. народу Казахстана. Он отметил, что этот год ускоренная экономическая модернизация–продолжение Программы форсированной инновационной индустриализации. Мы вступаем в двадцатый год Независимости. В декабре 1991 года, выбрав своими стратегическими целями устойчивость и успех, мы пошли вперед, создавая новые программы развития для каждого нового этапа. Мы ставили амбициозные цели и достигали их. Приведу лишь один интегрированный показатель прогресса страны. В 1994 году ВВП на душу населения составлял чуть более семисот долларов. К 1 января 2011 года он вырос более чем в 12 раз и превысил 9 тысяч долларов США. Мы рассчитывали достичь такого уровня только к 2015 году.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Необходимость и преимущества малого бизнеса в экономике....................5
1.2 Влияние малого бизнеса на экономические процессы..................................8
1.3 Зарубежный опыт в развитии малого бизнеса..............................................12
2 СТАНОВЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Становление и развитие малого бизнеса в Республике Казахстан.............17
2.2 Влияние кризиса на развитие малого бизнеса в Республике Казахстан....23
2.3 Меры государственной поддержки малого бизнеса в Республике Казахстан................................................................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................28

Вложенные файлы: 1 файл

малый бизнес.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

          Существует такая проблема, как отношения между властью и предпринимателями. На эту проблему есть две точки зрения. Одна – власть ничего ни делает для развития бизнеса. Вторая – что предприниматели не используют предоставленных властью возможностей. И чаша весов во многих случаях склоняется ко второй точке зрения. Вот, например, в Европе первое, что бросается в глаза, это активность бизнесменов по отношению к власти и отстаивание своего места в обществе. Этой активности нам с вами не хватает. Сравним хотя бы то, как зарубежном проводится форум представителей малых предприятий, и как у нас проходит этот форум? Во-первых, в Казахстане на форум отвели всего один день. Во-вторых, это было самым важным на форуме. Это было выступление Президента страны. Президент дал кое-кому нагоняй,  этим мы довольны, но  покинул Президент зал и с ним покинули зал все госчиновники, а  предприниматели со своими проблемами. А тех, с кем необходим диалог для обсуждения той или иной проблемы, их нет. По мнению Ерканата Темирханова члена комиссии по поддержке малого бизнеса при правительстве Казахстана лучше всего проводить не форум, а съезд. Лучше съездов для обсуждения глобальных проблем никто не придумал. [8]

Предприниматели должны смело и настойчиво идти на контакт  с властью, добиваясь решения своих проблем. Повсеместно на местах надо объединяться в ассоциации, объединения, союзы, использовать все формы, не запрещенных законодательством, как это делается в России и Белоруссии, и особенно в Прибалтике. Нам надо перенимать такой опыт.

Сегодня один из важнейших вопросов – отношение к бизнесу самих бизнесменов, представителей власти, всего казахстанского общества. К бизнесу необходимо относится цивилизованно. Разговор идет о не выполнении пункта 5 Государственной Программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2000-2005 годы, а именно, создание Республиканского научно-исследовательского центра проблем малого бизнеса, инициированное Агентством по поддержке малого бизнеса, но не утвержденное бывшим правительством. О насущности необходимости такого говорить не надо. Казахстану сегодня нужна не только единая информационная база, но и единый информационно-аналитический центр, как в области бизнеса, так и во всех отраслях  производства и промышленности, в первую очередь в структуре самого Правительства. Без анализа, сделанного без прогнозов, говорить о перспективе любого дела бесполезно. Если у нас не будет такого центра, то говорить о завтрашнем дне, то есть о развитии предпринимательства  и всей экономики Казахстана бесполезно. Мы должны знать особенности, менталитет казахского бизнеса, что ему свойственно, что ему полезно, а что противопоказано. Как воздух нужна единая информационно-аналитическая, научно-аналитическая, научно-практическая база развития бизнеса и всей экономики Казахстана. Сегодня представители бизнеса страны не имеют даже своего печатного органа, издания, в котором могли бы обсуждать свои проблемы. Уж если мы не можем сами себя услышать, то, как же нам докричатся до власти.

Мы должны совместно  выработать систему развития бизнеса, потому что бессистемность приводит к авариям и катастрофам. Времена «купил – продал» уходят в прошлое, наступают время цивилизованного бизнеса. Это значит, что без науки будит очень трудно достичь желаемых результатов. Нам нужно перенять опыт стран СНГ. Именно на примере этих стран мы видим, к чему приводит слепое копирование западных примеров, здесь знаменитое переписывание чилийской модели пенсионной реформы, и монетная политика, и громадные ошибки приватизации, навеянные западными специалистами. Таких примеров много. Страна, каким то западным специалистам платит миллионы долларов за консультацию! Деньги, которых нашим научно-исследовательским институтам и Центрам хватило бы на 25-30 и более лет. Таких примеров множество. Сегодня самые быстро окупаемые проекты, хотя они требуют не малых вложений в начальной стадии, это интеллектуальные  проекты. Нам от СССР помимо полезных ископаемых и индустрии досталась еще одна замечательная вещь – научно-технический потенциал, заключенный в кадровом составе многочисленных НИИ, заводских лабораторий, в высоком уровне технократического образования. Пришло время зарабатывать на науке. А какая задача стояла перед научно-исследовательскими центрами, прекрасно знают работники Агентства по поддержке предпринимательства, но этого не хотела старая власть, а у новой не доходят руки.

Вот так и живем  от власти к власти. Наша первейшая  задача – научить учится бизнесу. Успех любого дела – это крепко спаянная команда профессионалов. Сегодня  малый бизнес Казахстана находится  в критическом состоянии. Он прошел этап зарождения и первоначального развития и перешел к этапу выживания, борьбы с внешними неблагоприятными факторами. Об этом говорит отсутствие у малого бизнеса условия для добросовестной конкуренции, ярко выраженный  фискальный характер налоговой политики, разрастающиеся административные барьеры, трудности финансового и имущественного обеспечения. [9]

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Индивидуальную частную легко учредить, так как это не вызывает практически никаких юридических и бюрократических препятствий и связанных с ними расходов.

Частный предприниматель  – сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.

Однако, анализируя предпринимательскую  среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Республики.

Во-первых, сложная экономическая  обстановка, царящая в стране:  разрыв хозяйственных связей,  высокий  уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие деловой должной этики, хозяйственной культуры, как в малом бизнесе, так и в государственном секторе.

В-третьих, негативное отношение  определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

В-четвертых, необработанность организационных и правовых основ  регулирования развития предпринимательства  на региональном уровне.

В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

Сложившаяся экономическая  ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и  рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия  на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой. Обобщая данные социологических опросов, в аналитическом докладе, подготовленном Республиканской  ассоциацией развития малого предпринимательства на тему: «Малый бизнес Казахстана. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы частного бизнеса в нашей стране:

- налоги; законодательство; экономическая ситуация в целом;

- поставки, дефицит; трудности получения кредита и высокая кредитная ставка;

- неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей; коррупция, взятки;

- недостаток материальной базы; финансовая политика государства;  сбыт; поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий;

- трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации;

- недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств;

- невыгодность производства; большая, громоздкая отчетность; нет льгот;

- невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям. Только перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, а малого в особенности.[10]

 

 

2.2 Влияние  кризиса на развитие малого  бизнеса в Республике Казахстан

 

Как считает большинство  казахстанских специалистов, малый  и средний бизнес страны сегодня  выживает из последних сил. Некогда  «самая успешная экономика в СНГ» вошла в пике. И хотя правительство страны выделяет на кредитование МСБ огромные суммы, деньги до предприятий не доходят.

Типичную «кризисную»  историю рассказал «НИ» руководитель компании по продаже строительных материалов Серик Батырбеков: «Два года назад наша фирма оформила кредит в банке под 19,5% годовых. Однако быстро наступили тяжелые времена, и обороты компании сильно упали. Мы были вынуждены обратиться к кредитору с просьбой рефинансирования займа, но нам отказали. Обошли все крупные банки – везде ответ один». Что делать дальше в такой ситуации, бизнесмен не знает, но уже задумывается над тем, чтобы заложить банку часть своей собственности. «Самое страшное, что она сейчас сильно подешевела, а два года назад при залоге стоила очень больших денег, – сетует предприниматель. – Но в то время и мы чувствовали себя неплохо, в компании работало 60 человек, сегодня осталось 16. Стараемся экономить на всем. Боюсь, что придется отказаться от продажи товаров на арендуемых площадях в центре города и выходить, как и раньше, на базары».[11]

Нельзя сказать, что  казахстанское правительство бросило  предпринимателей на произвол судьбы. Напротив, из резервного государственного фонда выделяются колоссальные средства на кредитование среднего и малого бизнеса. Тем не менее банки, исправно получая деньги от государства, не торопятся снижать процентную ставку кредитования. Сейчас самый дешевый кредит в стране на развитие бизнеса можно получить под 17–19% годовых. Занимать деньги на таких условиях большинство местных бизнесменов просто не могут. Особенно в сельском хозяйстве, где до недавних времен предпринимателем себя считал практически каждый, кто продавал мясо или молоко. «Чтобы выжить, нужно объединяться», – убежден фермер из Акмолинской области Самат Усенов. Только так, считает он, можно противостоять посредникам, которые «убивают» сельскохозяйственный бизнес. «Пока же малый бизнес на селе живет по принципу «продать по себестоимости, чтобы оправдать затраты», – констатирует производитель.

Многие местные предприниматели убеждены: если банки не хотят сами снижать кредитные ставки, их должно заставить государство. «Дали бы деньги хотя бы под 10% и НДС опустили бы до 6–7% – худо-бедно пережили бы этот кризис», – уверен Серик Батырбеков. Но государство, похоже, уповает на улучшение макроэкономической ситуации в мире. Между тем некоторые казахстанские экономисты уже предупреждают: разрушение сектора малого бизнеса грозит стране дефолтом национальной экономики.[12]

 

 

 

           2.3 Меры государственной поддержки малого в Республике Казахстан

 

Наконец-то появилась  надежда на заслуженное лучшее будущее  у тех, кто имеет средний или  малый бизнес в Казахстане.

Во-первых, дело в том, что глава государства Нурсултан  Назарбаев утвердил принятый нижней палатой парламента РК в ноябре прошлого года закон “о государственном контролировании и надзоре в РК”. Отныне контролирующим органам запрещается без основания вмешиваться в малый бизнес в Казахстане. Принятый закон рассчитан на снижение административного давления на предпринимателей.

Кроме того, одобрено субсидирование определенных кредитов субъектов представляющих средний и малый бизнес в Казахстане для чего создано программа “Дорожная  карта – 2020″. При этом сумма эта  составляет 82,9 млрд. тенге, что почти  около 17,5 млрд. рублей.

Основное назначение запущенной программы “Дорожная  карта бизнеса – 2020″ – оказание государством помощи МСБ при реализации проектов в секторах не сырьевой экономики  признанных приоритетными.

Реализация документа  должна осуществляться по трем основным направлениям. Прежде всего, это поддержка бизнес-инициатив, а также оздоровление предпринимательского сегмента и поддержка экспорт-ориентированных производств.

По словам Кусаинова, в целом по многим направлениям программы  помощь оказывается свыше 400 предприятий являющимся работодателями для более, чем 20 000 человек. Кроме этого, планируется создать еще более 8 000 новых рабочих мест.

Практика реализации программы в 2010 году выявила необходимость  комплексного подхода к тому, чтобы  поддержать средний и малый бизнес в Казахстане.

Прежде всего, нужно  предпринимать меры не только финансовой, но и поддержки в других областях и относиться это должно как к  уже действующим, так и к только начинающим предпринимателям, которые  организуют средний и малый бизнес в Казахстане.

При этом были учтены рекомендации бизнес – сообщества на основе которых, в дополнение к существующим направлениям было внесено четвертое – “Усиление  предпринимательского потенциала”. Он направлен на поддержку начинающих предпринимателей, сервисную поддержку ведения бизнеса, обучение топ – менеджмента, имеющих средний и малый бизнес в Казахстане, проект – “Деловые связи”, а кроме того, подготовку кадров обслуживающего труда и также технического.

Информация о работе Малый бизнес в Республике Казахстан