Малый бизнес в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 03:30, реферат

Краткое описание

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности?
Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, устойчивые цены, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Содержание

стр.

1.
Введение.
3

2.
Глава 1. Понятие малого бизнеса и его сущность.
4

3.
1.1. Основной критерий малого бизнеса.
4

4.
1.2. Правовые основы деятельности малых предприятий.
4

5.
1.3. Государственная регистрация предприятия.
9

6.
1.4. Ликвидация и реорганизация предприятия.
10

7.
1.5. Управление предприятием.
11

8.
1.6. Хозяйственная и иная деятельность предприятия.
10

9.
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса.
10

10.
2.1. Проблемы становления малого бизнеса в России.
10

11.
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса.
12

12.
2.3. Самостоятельное существование малого бизнеса на Дальнем Востоке.
17

13.
Глава 3. Роль малого бизнеса в экономике.
18

14.
Заключение.
21

15.
Список используемой литературы.
23

16.
Рецензия на курсовую «Малый бизнес, его место и роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в России и на Дальнем Востоке»
24

17.
Приложение 1

18.
Приложение 2

Вложенные файлы: 1 файл

реферат малый бизнес.docx

— 49.86 Кб (Скачать файл)

От учредителей зависит  установить в уставе дополнительную (субсидиарную) или какую-нибудь иную ответственность всех или некоторых  из них по обязательствам предприятия. Например, в случае, если кто-либо не передал предприятию имущество, которое он обязался передать. Такая  ответственность может быть установлена  в уставе для того, чтобы укрепить репутацию предприятия в глазах будущих клиентов и привлечь их к  сотрудничеству или по каким либо другим соображениям.

Имущество, которое учредители передают предприятию, может быть передано ему в собственность, а может  быть закреплено за ним и на других юридических основаниях, на другом праве со всеми вытекающими последствиями. В уставе можно установить, что  принадлежащее предприятию имущество  является собственностью учредителя, а если учредителей несколько, то их общей долевой собственностью; при этом следует указать , как распределяются доли в праве, т.е. их соотношение. Признание собственником самого предприятия или же его учредителя может (в дальнейшем ) существенное значения при разрешении вопросов ответственности как самого предприятия так и его учредителя.

Следует отметить, что на основании ст.8 п. 2 Закона РСФСР о  предприятиях и предпринимательской  деятельности << индивидуальное предприятие  может быть образованно путем  приобретения гражданином (семьей) государственного или муниципального предприятия. Для  регистрации предприятия представляются решение о его создании и утвержденный учредителем устав, а также заявление  учредителя и свидетельство об уплате госпошлины >> (ст. 34 Закона о предприятии  и предпринимательской деятельности). Закон РСФСР предусматривает  право предпринимателя (учредителя) взыскать по суду убытки, причиненные  незаконным отказом регистрации.

1.5. Управление предприятием.

Управление предприятием осуществляется учредителем являющийся высшим органом предприятия. Когда учредителей несколько - высшим органом управления предприятием является общее собрание учредителей, принимающие решения единогласно. При несогласии одного из учредителей он вправе выйти из предприятия и получить свою долю в денежном выражении по окончании операционного года ( возможны и другие варианты решения ).

Для осуществления текущего руководства деятельностью предприятия  учредителем назначается директор предприятия, действующий на основании  и в пределах доверенности, выданной от имени предприятия его высшим органом.

С приглашенным директором заключается контракт (трудовой договор). Директором может быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы  деятельности предприятия. Он действует  от имени предприятия без доверенности, представляет его во всех организациях и перед всеми лицами, распоряжается  имуществом предприятия, совершает  сделки и заключает договоры, в  том числе трудовые, выдает доверенности, открывает счета в банках, утверждает структуру и штатное расписание предприятия , издает приказы и обязательные для всех работников указания.

Трудовой коллектив предприятия, состоящий из всех лиц, участвующих  своим трудом в его деятельности, исключая учредителей и директора, решает простым большинством голосов  вопрос о заключении коллективного  договора, и о содержании этого  договора и вопросы связанные с выкупом предприятия и согласия учредителя (учредителей). Должность лица предприятия, включая заместителя руководителя предприятия, руководителей структурных подразделений, мастеров, старших мастеров и других линейных руководителей, назначаются на должность и освобождаются от должности директором предприятия (вариант: указать должность назначение на которое производится с согласия высшего органа или самим высшим органом предприятия).

1.6. Хозяйственная и иная деятельность предприятия.

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность определяет перспективы развития. Учредитель или с его согласия директор предприятия самостоятельно в соответствии с законодательством о труде определяет порядок найма и увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления выходных дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное медицинское и иное обязательное страхование. Предприятие обеспечивает работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами и нормами.

Предприятия могут приобретать  необходимые ему ресурсы реализовывать  свою продукцию и услуги любым  не противоречащим законодательству способом по не противоречащим законодательству ценам. Предприятие вправе открывать  расчетный и другие счета в любом банке и осуществлять все виды расчетных, кредитных кассовых и иных операций. Предприятие может самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством РФ, входящих в нее республик и иметь валютный счет в соответствующем банке.

Высший орган предприятия  определяет перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.

Прибыль, остающаяся у предприятия  после уплаты налогов и других платежей в бюджет(чистая прибыль) поступает в полное его распоряжение. Направления использования чистой прибыли определяется учредителем. Часть чистой прибыли (часть чистой прибыли в размере, ежегодно определяемом учредителем после обсуждения с трудовым коллективом) передается в собственность членам трудового коллектива. Порядок распределения этой части чистой прибыли между работниками определяется положением, утвержденным советом предприятия (совместным решением учредителя и трудового коллектива). Переданная члену трудового коллектива часть прибыли подлежит выплате ему или может с согласия высшего органа предприятия образовать вклад работника в средства предприятия. На сумму вклада начисляются подлежащие ежегодной выплате проценты, размер которых определяется решением трудового коллектива, утвержденным органом предприятия. Положением, утвержденным совместным решением трудового коллектива (или совета предприятия) и высшего органа предприятии). В случае прекращения трудовых отношений вклад и причитающиеся на него проценты подлежат выплате по окончании операционного года.

Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса.

2.1. Проблемы становления малого бизнеса в России.

Конечно же, наивно предполагать, что для страны таких масштабов  малый бизнес может стать основой  экономики : в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

В условиях инфляции, налоговой  нестабильности, отсутствия рынка сырья  и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками  товаров для торговли стали импортные  закупки, челночные рейсы в развивающиеся  страны, а также товары из государственной  торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая  каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

Поэтому и не изживается в массовом сознании представление  о предпринимательстве как о  чем-то плохом, неприязненном, а о  предпринимателе - как о спекулянте.

Потеря административного  управления, экономический хаос и  законодательная неразбериха привели  к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно  трудном положении, неся большие  затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных  мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия  в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства  показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как  производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая  арендная плата за помещение и  оборудование, отсутствие фондового  рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина  сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий  вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность  получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального  производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый  бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.

Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается  в не состоянии приступить к реальному  производству продукции.

Также в государственной  программе должны быть отражены механизмы  денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных  гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий  в развитии предпринимательской  деятельности.

В программе необходимо предусмотреть  формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного  рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного  и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и  аудиторской деятельности, а также  создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение  к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также  определить меры, обеспечивающие поддержку  внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько  средства государственного бюджета, сколько  возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования  государственных ресурсов должно стать  не выделение прямых инвестиций, а  страхование и предоставление гарантий под кредит.

2.2. Государственная  поддержка малого бизнеса

В условиях переходного периода  и нарушения производственно-хозяйственных  связей между предприятиями, предпринимательство  как важная часть преобразований экономических институтов, играет роль экономического демпфера. В России пока лишь малый бизнес имеет достаточно высокий потенциал, дающий возможность  приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Исходя из этого необходимо оказывать всяческое содействие со стороны законодательной и исполнительной власти.

Для активизации производственной и инвестиционной деятельности малых  и средних предприятий усилия Правительства Российской Федерации  направлены на:

создание необходимых  условий для использования малыми предприятиями бездействующих и  недозагруженных основных фондов, в том числе и при осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов;

концентрацию ресурсов государственной  поддержки на формирование в малом  предпринимательстве современного высокотехнологичного товаропроизводящего и инновационного секторов;

упрощение налогообложения  малого бизнеса, замену многочисленных налогов единым, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий;

формирование благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в инфраструктуру поддержки  малого предпринимательства;

создание нормативной  базы, обеспечивающей государственную  поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечение и использование  для этих целей иностранных кредитов.

Для выработки основных направлений  и определения приоритетов в  развитии малых и средних предприятий  в субъектах Российской Федерации  с учетом основных характеристик  можно выделить три группы регионов.

Первая группа характеризуется  достаточно высоким уровнем развития малых предприятий, выполнением  комплексных региональных программ и инвестиционных проектов с использованием бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Для второй группы характерны начальная стадия развития малого бизнеса и системы его  государственной поддержки, незначительный объем бюджетного и внебюджетного  финансирования региональных программ. Третья группа характеризуется сложными общеэкономическими и социальными  условиями, низким уровнем развития малых предприятий, региональные программы  поддержки малого предпринимательства  не подкреплены организационными структурами, нормативно-правовыми актами и финансовыми  ресурсами.

В среднесрочной перспективе  будет осуществлен перенос центра тяжести финансово-кредитной поддержки  малого предпринимательства, построенной  на принципах бюджетного федерализма, на региональный и муниципальный  уровень. Это позволит направить  налоговые сборы и платежи  от малых предприятий в бюджеты  субъектов Российской Федерации. Приоритетный комплекс задач связан с формированием  целостной системы финансово-кредитной  и инвестиционной поддержки малых  предприятий, включающей создание гарантийно-инвестиционных банков, региональных и муниципальных гарантийных фондов, страховых компаний и обществ взаимного кредитования.

Информация о работе Малый бизнес в рыночной экономике