Малый бизнес в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 04:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть специфику малого предпринимательства, его роль в экономике, выявить проблемы и противоречия в развитии.
Для выполнения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. раскрыть сущность и роль малого бизнеса, его функции, классификацию;
2. изучить характерные особенности малых предприятий в России;
3. сделать анализ становления малого предпринимательства в республике Дагестан;

Содержание

Введение04

Глава 1. Малый бизнес – его сущность и роль в экономике 06
1.1. Необходимость малого бизнеса06
1.2. Критерии, категории и функции малого бизнеса08

Глава 2. Малый бизнес в экономике России11
2.1. Современное состояние и роль малого бизнеса в экономике России11
2.2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России13

Глава 3. Развитие малого бизнеса в Республике Дагестан 18
3.1. Проблемы развития малого бизнеса в Республике Дагестан 18
3.2. Сравнительный анализ развития малого предпринимательства в республике Дагестан и регионах ЮФО 22

Заключение31

Список использованной литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

#Курсовая работа по Экономике - копия.docx

— 77.77 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет «Финансы и аудит»

Кафедра «Экономической теории»

 


По Экономике

На тему

«Малый бизнес в экономике России»

 

 

        Автор работы ________________ Группа __________ Факультет __________

       Специальность _________________________________________________________

       Руководитель ___________________________________________________________

       Работа защищена. Оценка  _____________________________________________

       Члены комиссии  ________________________________________________________

                                  ________________________________________________________

                                  ________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Махачкала 2012 г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 


   

    Студент _________________________ Код __________ Группа ___________

    1. Тема «Малый бизнес в экономике России»

    2. Срок предоставления работы к защите «____» ______________ 2012 г.

    3. Исходные данные для курсовой работы  ____________________________

    ________________________________________________________________________

   4. Перечень разделов курсовой работы  _______________________________

    ________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________

 

    Руководитель работы _________________________________________________

    Задание принял к исполнению__________________________________________

 

 

 

 

 

Махачкала 2012 г.

Содержание

 

Введение04

 

Глава 1. Малый бизнес – его сущность и роль в экономике 06

1.1. Необходимость  малого бизнеса06

1.2. Критерии, категории и функции малого  бизнеса08

 

Глава 2. Малый бизнес в экономике России11

2.1. Современное  состояние и роль малого бизнеса  в экономике России11

2.2. Проблемы и  перспективы развития малого  бизнеса в России13

 

Глава 3. Развитие малого бизнеса в Республике Дагестан 18

3.1. Проблемы развития  малого бизнеса в Республике  Дагестан 18

3.2. Сравнительный  анализ развития малого предпринимательства  в республике Дагестан и регионах  ЮФО 22

 

Заключение31

 

Список использованной литературы 33

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малый бизнес. Малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к созданию новых рабочих мест, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития.

Актуальность темы. Становление и развитие малого предпринимательства в России является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной. Малый бизнес в рыночной экономике определяет структуру и качество занятости населения, создавая определенную часть ВВП. Этот сектор придает рыночной экономике необходимую гибкость, за счет формирования, отражающей изменения в спросе и предложении на товары и услуги населения. Малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики решает вопросы занятости населения. Решая социальные проблемы общества, малый бизнес находится под постоянным контролем государственной политики. В связи с этим совершенствуется и его законодательная база, способствуя к упрочнению организации и привлечения все большей части населения к предпринимательской деятельности.

Цель работы: рассмотреть специфику малого предпринимательства, его роль в экономике, выявить проблемы и противоречия в развитии.

Для выполнения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

1. раскрыть сущность и роль малого бизнеса, его функции, классификацию;

2. изучить характерные особенности малых предприятий в России;

3. сделать анализ становления малого предпринимательства в республике Дагестан;

Научная база. Работа написана на основе изучений учебников и учебных пособий по малому бизнесу и экономике Жилинского C.В., Крутик А.Б. Горфинкель В. Я., Швандар В.А. и др, научных статей из журналов «Эксперт» (2009 №8) и «Финанс.» (2009 № 20-21)

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Объем работы 33 стр. В теоретической главе курсовой рассматриваются понятие, сущность, критерии, функции и категории малого бизнеса. Во второй главе дан анализ современного состояния бизнеса в экономике России, а также отражены проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России. Третья глава посвящена изучению проблемы развития малого бизнеса в Республике Дагестан, а также приведен сравнительный анализ развития малого предпринимательства в республике Дагестан и регионах ЮФО. В заключении сделаны выводы по оптимизации развития малого предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Малый бизнес – его сущность и роль в экономике

 

1.1. Необходимость малого бизнеса

 

К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу.

Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира. Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать с нескольких позиций, экономической, научно-технической, социальной, политической. С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей:

  • доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
  • доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
  • доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
  • доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
  • доли малого бизнеса в экспорте продукции;
  • доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
  • доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
  • доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны. Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС-67%, Японии-55%.

Необходимо отметить, что в бывшем СССР не уделялось должного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития национальной экономики.

Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

  • мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах;
  • для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
  • развитие мелкого бизнеса это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
  • мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;
  • мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;
    • развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
    • с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;

Малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего, гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей; « в современных условиях РФ, когда процесс становления малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики». Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:

    • в снижении уровня безработицы;
    • в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;
    • в улучшении качества обслуживания;
    • в более высокой удовлетворенности людей, особенно высоко необразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу прежде всего как средство самовыражения;
    • в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
    • в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
    • в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.

Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды. [1, ст. с. 312 - 313].1

 

1.2. Критерии, категории и функции малого бизнеса

 

 

«Малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях. [2, с.10]2

В России под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

  • в промышленности - 100 человек;
  • в строительстве - 100 человек;
  • на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве - 60 человек;
  • в научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Информация о работе Малый бизнес в экономике России