Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 04:04, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть специфику малого предпринимательства, его роль в экономике, выявить проблемы и противоречия в развитии.
Для выполнения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. раскрыть сущность и роль малого бизнеса, его функции, классификацию;
2. изучить характерные особенности малых предприятий в России;
3. сделать анализ становления малого предпринимательства в республике Дагестан;
Введение04
Глава 1. Малый бизнес – его сущность и роль в экономике 06
1.1. Необходимость малого бизнеса06
1.2. Критерии, категории и функции малого бизнеса08
Глава 2. Малый бизнес в экономике России11
2.1. Современное состояние и роль малого бизнеса в экономике России11
2.2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России13
Глава 3. Развитие малого бизнеса в Республике Дагестан 18
3.1. Проблемы развития малого бизнеса в Республике Дагестан 18
3.2. Сравнительный анализ развития малого предпринимательства в республике Дагестан и регионах ЮФО 22
Заключение31
Список использованной литературы 33
В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В июле 2008 года появились новые критерии разделения малого предпринимательства на категории. Теперь в зависимости от принадлежности к той или иной категории — микро-, малому или среднему бизнесу, предприятие сможет претендовать на определенный набор преференций.
Разделившее бизнес на категории постановление правительства со сложным названием «О предельных значениях выручки от реализации товаров для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», является дополнением к принятому в 2007 году закону о поддержке малого и среднего предпринимательства. Придание малому бизнесу трехчленной структуры — дело не столь простое, как кажется, недаром чиновники бились над этой задачей многие годы. Проблема в том, что если обусловить разделение по категориям только лишь численностью работников, задействованных на предприятии, то такой вариант станет отличной уловкой для сокрытия налогов. Так оно и было многие годы, а прежний вариант закона о малом предпринимательстве образца семилетней давности позволял пользоваться упрощенной системой налогообложения даже сетевым магазинам. Объем их выручки был в данном случае не важен, если в штат было оформлено не более 50 человек. Остальные же числились на аутсорсинге.
Ныне действующий закон ввел в прошлом году еще один критерий оценки величины бизнеса — размер выручки. Предел численности персонала, позволяющий причислить предприятие к отряду малых, прописан непосредственно в самом законе. К микробизнесу отнесены предприятия с численностью сотрудников не более 15 человек, к малому — до 100 и к среднему — до 250 человек.
Критерии же предельных значений выручки, ввиду ежегодного инфляционного «усыхания» этого показателя, решено определять в более оперативном режиме, путем издания дополняющих закон постановлений правительства.
На сей раз правительство выступило довольно щедро, установив пороговые значения выручки с большим запасом. Согласно постановлению, объем предельной выручки не может превышать у микропредприятий 60 млн руб., у организаций малого бизнеса — 400 млн руб. и у средних предприятий — 1 млрд руб.
В экономике выделяются три основные функции предпринимательства. Первая функция — ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы экономические ресурсы — факторы производства. Важными являются инвестиционные ресурсы — машины, оборудование, инструменты, транспорт, другие средства, используемые для производства товаров и услуг и доставки их потребителю, а также собственно финансовые ресурсы. Третий вид ресурсов — это человеческие трудовые ресурсы. Они определяются качественным и количественным составом рабочей силы, ее квалификацией, специализацией, уровнем занятости и т. п. [3, с.64-65].3
Вторая функция предпринимательства — организаторская. Предприниматель использует свои способности, чтобы обеспечить такое соединение и комбинирование факторов производства, которое наилучшим образом приведет к достижению цели — получению высокой прибыли. За последнее время в теории и на практике все чаще акцент делается на значимости еще одного ресурса — предпринимательской способности. Предприниматель, берет на себя инициативу новаторского, нетрадиционного соединения факторов производства — земли, капитала, труда, способствует росту производства товаров и услуг, повышению эффективности экономики.
Третья функция предпринимательства — творческая, связанная с новаторством. Ее значение особенно возрастает в условиях современного научно-технического прогресса. В связи с усилением функции, связанной с инновациями, создается новый экономический климат для предпринимательства. Растет рынок научно-технических разработок, или венчурного предпринимательства, занятого внедрением новинок техники и технологий. Развивается информационная инфраструктура предпринимательства, расширяется доступ к полезной информации, укрепляются патентно-лицензионные службы, сеть банковских информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительной техники.
На настоящем этапе развития экономики в нашей стране наблюдается значительное расширение среднего и малого предпринимательства.
Хотя в расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза – не менее 30. Уровень данного показателя, который можно было бы сопоставить со странами Западной Европы, достигнут только в Москве и Санкт-Петербурге (21 малое предприятие и 24 соответственно).
В. Макурина, начальник управления развития банка «Новый Символ» выразила свою позицию в статье так: «Малому и среднему бизнесу легче перегруппироваться и сориентироваться, чтобы занять свободную нишу в экономике. «Входной билет» значительно дешевле, коммуникации проще. Еще совсем недавно многие инициативы разбивались о пороги бюрократического равнодушия или инвестиционной незаинтересованности в «мелочи». Государство начало осознавать социальную значимость и перспективы роста этого сектора экономики, подавая пока только знаки внимания. Не за горами, как я думаю, и создание реально работающих венчурных фондов, и предоставление возможности в получении недорогих кредитов, и внедрение целевых программ по поддержке малого и среднего предпринимательства». [4, с. 31] 4
Здесь важно обратить внимание на оказание государством поддержки малому и среднему бизнесу.
У малого и среднего бизнеса есть своя организация — «Опора России».
23 сентября 2009
года на заседании форума «
14 апреля 2011г
помощник президента РФ
"Этот вопрос
обсуждался сегодня на
А так же немаловажно кредитование малого бизнеса.
Крупнейшие банки на рынке кредитования малого и среднего бизнеса в 2009 году. Рейтинг актуален на 07.04.10г. [7, с. 31]7
Объем выданных кредитов малому и среднему бизнесу в 2009 году (тыс. руб.):
По этим данным можно сделать вывод о том, что на данный момент государством и крупнейшими российскими банками оказывается огромная поддержка малому и среднему бизнесу, а это открывает большие перспективы для развития.
Малые и средние предприятия, играющие все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывают своеобразие каждого региона, формируют значительную долю доходной базы бюджета и являются решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.
Сегодня выделяют четыре основных направления для решения проблем малого и среднего бизнеса на государственном уровне. Первое – поменять психологию власти к малому и среднему бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не платит, налоги и находится в серой экономике. Второе – реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия, вынуждены уклоняться от налогов.
В-третьих, сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом. Четвертое – стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый и средний бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками и матрасами.
Россия должна жить по принципу, что государство обслуживает потребности и запросы общества, а не наоборот.
В развитии бизнеса большую роль играет конкуренция. От конкурентоспособности того пли иного предприятия зависят не только его выживание, но и устойчивость роста, повышение темпов развития и др. Поэтому конкурентоспособности придается огромное значение.
Для страны таких масштабов, как Россия, малый и средний бизнес может стать основой экономики: в наших условиях они могут стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого и среднего бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий мер, способствующих выведению страны из кризиса, является обеспечение ослабления монополизма, эффективного функционирования производства и сферы услуг, развитие малого и среднего предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус “легких денег”, быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, «челночные» рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.
Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения числа малых предприятий – низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых и средних предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого и среднего бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес – непрекращающийся глубокий спад производства.
Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого и среднего бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.