Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 04:04, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть специфику малого предпринимательства, его роль в экономике, выявить проблемы и противоречия в развитии.
Для выполнения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. раскрыть сущность и роль малого бизнеса, его функции, классификацию;
2. изучить характерные особенности малых предприятий в России;
3. сделать анализ становления малого предпринимательства в республике Дагестан;
Введение04
Глава 1. Малый бизнес – его сущность и роль в экономике 06
1.1. Необходимость малого бизнеса06
1.2. Критерии, категории и функции малого бизнеса08
Глава 2. Малый бизнес в экономике России11
2.1. Современное состояние и роль малого бизнеса в экономике России11
2.2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России13
Глава 3. Развитие малого бизнеса в Республике Дагестан 18
3.1. Проблемы развития малого бизнеса в Республике Дагестан 18
3.2. Сравнительный анализ развития малого предпринимательства в республике Дагестан и регионах ЮФО 22
Заключение31
Список использованной литературы 33
Объёмы оборота малых предприятий Республики Дагестан также являются одними из самых низких среди регионов ЮФО в пересчёте на душу населения. Они составляют всего 13,4% от среднероссийского уровня, в то время как в Республике Северная Осетия достигают 22,8%, в Волгоградской области - 119,8%, а в Ростовской области - 145,6%. Как уже отмечалось выше, большая часть малых предприятий Дагестана ведёт предприниматель - скую деятельность в «тени», так как выгоды от легальной деятельности, по словам предпринимателей, практически нет. Поэтому владельцы малых предприятий скрывают реальные денежные обороты с целью уклонения от налогообложения. Кроме того, подавляющее большинство сделок в сфере малого предпринимательства происходит в наличной форме, так как банковскими счетами большинство малых предприятий практически не пользуется. Дополнительным фактором «теневой деятельности» малого предпринимательства Дагестана можно считать низкое кредитование этого сектора коммерческими банками республики, что также не способствует его легализации. Таким образом, реальных стимулов для легальной деятельности малых предприятий для большинства их владельцев практически не существует.
Таблица 4
Оборот малых предприятий в регионах ЮФО на 1 октября 2008 г
Объём оборота в январе-сентябре 2008 г., млн. руб. |
Объём оборота на душу населения в январе-сентябре 2008 г. на душу населения |
Объём оборота на душу населения в январе- сентябре 2008г. в % от среднего по России | ||
1 |
Российская Федерация |
7 374 905,8 |
51 932 |
100,0 |
2 |
Астраханская область |
23 960,6 |
23 939,1 |
51,8 |
3 |
Волгоградская область |
149 357,1 |
57 251,3 |
119,8 |
4 |
Кабардино-Балкарская республика |
4 928,8 |
5 529,9 |
12,8 |
5 |
Карачаево-Черкесская республика |
4 346,4 |
10 169,4 |
23,3 |
6 |
Краснодарский край |
274 274,4 |
53 550,4 |
108,5 |
7 |
Республика Адыгея |
8 398,8 |
19 036,3 |
39,8 |
8 |
Республика Дагестан |
15 763,4 |
5 864,8 |
13,4 |
9 |
Республика Ингушетия |
594,8 |
1 190,8 |
2,6 |
10 |
Республика Калмыкия |
1 668,8 |
5 843,1 |
13,1 |
11 |
Республика Северная Осетия - Алания |
6 640,9 |
9 454,6 |
22,8 |
12 |
Ростовская область |
308 840,1 |
72 600,2 |
145,6 |
13 |
Ставропольский край |
82 148,0 |
30 367,8 |
59,7 |
Особое беспокойство вызывают низкие показатели сектора малого предпринимательства Республики Дагестан по инвестициям в основной капитал. Так, объём инвестиций на душу населения составляет всего 18,3% от среднероссийского уровня, в то время как в Астраханской области - 171,6%, в Ростовской области - 257,4%, а в Краснодарском крае - 267,4%. И вновь приходится констатировать, что подобная ситуация в основном связана с высоким уровнем «теневой» деятельности малых предприятий республики. Как уже отмечалось выше, большинство сделок в сфере малого предпринимательства происходит в наличной форме и их реальные объёмы значительно выше, чем публикуемые органами государственной статистики, в том числе и по инвестициям. Очевидно, что Правительству Республики Дагестан придётся приложить максимум усилий для вывода малого предпринимательства из «тени». Однако необходимо предостеречь власти от чрезмерного использования репрессивных методов. Наиболее продуктивный путь - это завоевание доверия предпринимателей, проведение разъяснительной работы, оказание дополнительной поддержки. Поднять уровень экономического развития такого депрессивного региона, как Республика Дагестан, возможно только при значительном увеличении инвестиции в развитие частного предпринимательского сектора.
Таблица 5
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях
в регионах ЮФО в январе-сентябре 2008 г.
Инвестиции в основной капитал на МП в январе- сентябре 2008 г., млн. руб. |
Объём инвестиций в основной капитал на МП в январе-сентябре 2008 г. на душу населения, руб. |
Объём инвестиций в основной капитал на МП в расчёте на душу населения в январе- сентябре 2008 г. в % от среднего по РФ | ||
1 |
Российская Федерация |
212 355,0 |
1 495,4 |
100,0 |
2 |
Астраханская область |
2 286,3 |
2 284,2 |
171,6 |
3 |
Волгоградская область |
3 937,4 |
1 509,3 |
109,7 |
4 |
Кабардино-Балкарская республика |
747,9 |
839,1 |
67,6 |
5 |
Карачаево-Черкесская республика |
74,2 |
173,6 |
13,8 |
6 |
Краснодарский край |
19 454,9 |
3 798,4 |
267,4 |
7 |
Республика Адыгея |
951,9 |
2 157,5 |
156,8 |
8 |
Республика Дагестан |
618,6 |
230,2 |
18,3 |
9 |
Республика Ингушетия |
- |
- |
- |
10 |
Республика Калмыкия |
20,3 |
71,1 |
5,5 |
11 |
Республика Северная Осетия - Алания |
286,1 |
407,3 |
34,0 |
12 |
Ростовская область |
15 719,8 |
3 695,0 |
257,4 |
13 |
Ставропольский край |
885,5 |
327,3 |
22,3 |
Таким образом, проведённый анализ уровня развития малого предпринимательства в регионах ЮФО показал значительное отставание этого сектора предпринимательства в Республике Дагестан. Основной причиной подобной ситуации является аномально большое количество малых предприятий Дагестана, ведущих деятельность в «тени». Количественные и финансовые данные по сектору малого предпринимательства владельцами предприятий занижаются или скрываются. Поэтому только небольшая часть реального количества малых предприятий и финансовых оборотов в сфере малого предпринимательства находит отражение в статистических данных по Республике Дагестан. Подобная ситуация свидетельствует о высоком уровне коррумпированности государственных чиновников и представителей контрольно-надзорных органов Республики Дагестан, так как невозможно скрыть высокие обороты основного капитала и инвестиций на малых предприятиях без их корыстного интереса.
Итак, учитывая важное социально-экономическое и политическое значение малого предпринимательства для Республики Дагестан, Правительству необходимо принять комплекс мер по развитию малого предпринимательства в республике, среди которых важное место должны занять меры по выводу малого предпринимательства из «тени».
С развитием малого и среднего бизнеса в Российской Федерации связывается решение целого комплекса социально-экономических задач, а именно:
Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер. Это и долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую состыковку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долгого времени.
Малый и средний бизнес в России – уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.
Малый бизнес неустойчив. Половина предприятий гибнет в первый срок своего существования, но их место тут же занимают вновь возникающие фирмы. Особенно высок уровень банкротства фирм в первые три года после создания фирмы.
Современному развитию малого предпринимательства поспособствовали законодательные шаги в области лицензирования. Позитивную роль сыграло введение «упрощённой системы» налогообложения и определённые меры в развитии банковского сектора. Важнейшее значение имеют правительственные инициативы по пресечению коррупционного давления на малый бизнес, связанного с проведением незаконных проверок.
Мелкие предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.
Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.
Мелкие предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.
Таким образом, малое и среднее предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом.
Хотя у предприятий, как и у государства до сих пор остаются открытыми большое количество проблем, и до сих пор сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.
В настоящее время в России зарегистрировано около миллиона малых предприятий, численность работников в которых не превышает 100 человек, а также более двух с половиной миллионов индивидуальных предпринимателей. Безусловно, такая тенденция является положительной, хотя государству предстоит ещё немало сделать в области развития российского малого бизнеса. Только ответственные и целенаправленные шаги в данной области смогут вывести экономику России на уровень стартовых возможностей, сравнимых с ведущими мировыми странами.
1. Крутик А.Б. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие для вузов по направлению "Социально-экономическое образование". - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 320 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр.
2. Фузеев А, Фузеева М. Start-Up. Открываем новый бизнес-проект. С чего начать, как преуспеть //– СПБ.: Питер, 2009.
3. Жилинский C.В. Предпринимательское
право (правовая основа
4. Журнал «Финанс.» № 20-21 (303-304) 08.06-21.06.2009
5. Статья «Малый бизнес защитили от малой власти». Коммерсантъ № 50 (4350) (24 марта 2010).
6. Rosinvest.com - статья от 14 апреля 2011г.
7. http://rating.rbc.ru - «РБК. Рейтинг»
8. Федеральный закон Российской
Федерации от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О
защите прав юридических лиц
и индивидуальных
9. Журнал «Эксперт» 2009 №8;
10. Официальный сайт
11. п.1 ч.1 ст.4 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
12. Официальный сайт Комитета Правительства Республики Дагестан по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка www.dagbusiness.su;
13. Сергеева Т.Ю. Малый бизнес. – М.: ГроссМедиа, 2008г.
14. Горфинкель В. Я., Швандар В.А. Экономика предприятия: Учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г.
15. Иващенко Н. И. Экономика фирмы: Учебник/Под общ. ред. проф. - М.:ИНФРА-М, 2008г.
1 Крутик А.Б. Основы предпринимательской деятельности : учебное пособие для вузов по направлению "Социально-экономическое образование". - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 320 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр.:
2 Фузеев А, Фузеева М. Start-Up. Открываем новый бизнес-проект. С чего начать, как преуспеть //– СПБ.: Питер, 2009.
3 Жилинский C.В. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): учеб. для вузов/.-8е изд., пересмотр. и доп.//- М.: Норма, 2007
4 Журнал «Финанс.» № 20-21 (303-304) 08.06-21.06.2009
5 Статья «Малый бизнес защитили от малой власти». Коммерсантъ № 50 (4350) (24 марта 2010).
6 Rosinvest.com - статья от 14 апреля 2011г.
7 http://rating.rbc.ru - «РБК. Рейтинг»
8 Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"