Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 22:13, курсовая работа
Цель данной курсовой определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, сравнивая его с развитыми странами, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.
определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия и факторы развития МП, а так же выделить преимущества и недостатки малого бизнеса.
Введение…………………………………………………………………………..................3
§1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике……………………………………6
1.1. Что такое малый бизнес………………………………………………………...6
1.2. Место малых предприятий в структуре экономики…………………………..8
1.3 Особенности малого предпринимательства в России……………...................13
§2. Роль малых предприятий в экономике России………………………………………..19
2.1. Социальная, политическая, экономическая роли малого бизнеса…………...19
2.1.1 Социальная роль…………………………………………………………..19
2.1.2 Политическая роль………………………………………………………...19
2.1.3 Экономическая роль………………………………………………………..20
2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России……………………………..22
2.5. Государственная поддержка малого предпринимательства…………………..31
2.4. Фонды поддержки малого предпринимательства………………………………41
2.5. Правовые особенности деятельности малого бизнеса в России……………….43
§3. Перспективы развития малого бизнеса в Саратовской области………………………..44
3.1. Государственная поддержка малых предприятий области……………………..44
3.2 Потенциал малого предпринимательства………………………………………....49
Заключение……………………………………………………………………………………..53
Список использованной литературы………………………………………….........................57
Приложение……………………………………………………………………………………..59
Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе МП вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности. Приведенные данные — при их сопоставлении с относительной стабильностью общей численности малых предприятий и объёмами производства (табл. 1) - указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри МП, способствующую оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики.
Таблица 1 - Количество зарегистрированных малых предприятий.
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных МП на 1.01.03 г. в расчете на 100 тыс. населения |
Прирост/ сокращение (-) количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения за 2002 г. |
РФ |
611,7 |
29,7 |
Центральный |
905,9 |
63,2 |
Северо-Западный |
928,5 |
76,2 |
Южный |
397,7 |
18,1 |
Приволжский |
469,3 |
56,6 |
Уральский |
452,1 |
4,0 |
Сибирский |
448,3 |
-38,7 |
Дальневосточный |
498,7 |
-74,0 |
За 2002 г. число зарегистрированных малых предприятий увеличилось на 5,1%, составив на последнюю дату 880,6 тыс. По всем показателям в 2002 г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксирован рост, что подтвердилось позитивной тенденцией и в последующие годы.
2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России
Сдерживают развитие малого бизнеса ряд факторов.
Во-первых, это чисто технические проблемы, связанные с регистрацией предприятия, получением лицензий, открытием банковских счетов, сбором справок и другими административными барьерами.
Во-вторых, нормальное развитие малого бизнеса сдерживает слабая материально-техническая база: нехватка или недопустимость помещений, оборудования, современных технологий, квалифицированных кадров, правовой поддержки, достоверной информации, государственного участия в программах поддержки малого бизнеса.
В-третьих, серьезное влияние на малый бизнес оказывают финансовые проблемы, связанные с легализацией доходов и капитала, уклонением от уплаты налогов, ведением двойной бухгалтерии.
В-четвертых, это проблема получения кредитов для развития бизнеса и обслуживания оборота капитала. Если затронуть проблему финансирования, то до октября 1995 года проблемой финансирования малого бизнеса никто официально не занимался. Многие банки, не проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности.16
Большинство кредитных организаций, имеющих связи с малым бизнесом, находятся в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. В первую очередь кредиты получают те производства, продукция которых пользуется наибольшим спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие занимаются финансированием инновационного бизнеса – новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.
Среди наиболее значимых проблем на начальном этапе работы большинство руководителей малых предприятий отмечают отсутствие средств для открытия своего дела. По данным Российского агентства по поддержке малого предпринимательства, для открытия дела в прибыльных отраслях нужно $ 3 –10 тыс. Но на начальном этапе предпринимателю сложно получить кредит - банки осторожничают: человек ещё никак не проявил себя в бизнесе, и рисковать капиталом никому не хочется.
Даже сама процедура открытия малой фирмы становится порой архисложным делом. По данным газеты “Экономика и жизнь”, начинающему предпринимателю требуется обойти до 30 инстанций, получить до 90 согласований, заплатить десятки тысяч рублей, чтобы, наконец, ему разрешили открыть своё дело. По оценке газеты “Коммерсант”, в Москве (считающейся одним из лучших мест для ведения малого бизнеса) на открытие МП при соблюдении всех законов и инструкций требуется полгода. Для сравнения: когда во Франции обнаружилось, что на регистрацию малого бизнеса уходит 5 дней, срочно был принят закон, гарантирующий регистрацию за 24 часа!
Основную роль в финансовой поддержке предпринимательства призвана сыграть налоговая политика. Система налогообложения должна стимулировать повышение технического уровня предприятий, насыщение потребительского рынка, развитие производств, использующих вторичные ресурсы и тем самым способствующих оздоровлению окружающей среды. В регионах с избыточными трудовыми ресурсами целесообразно стимулировать налоговыми льготами развитие предпринимательства, поглощающего свободную рабочую силу. Сегодня фактически идет откровенное подавление малого бизнеса. Падение малых предприятий идет в результате налогообложения, в принципе не позволяющего работать. Налогам отведена фискальная роль и несколько забыто об их стимулирующей и регулирующей экономику функциях. Отсюда результат: всего 1,5% руководителей предприятий различных форм собственности оформляют в установленном порядке коммерческие сделки и уплачивают все налоги. Сумма того или иного налога, может быть и невелика, но налогов так много (НДС, единый социальный налог, налог на прибыль, на имущество, на землю, на содержание милиции, на загрязнение окружающей среды, дорожный и прочие), что в общей массе они становятся неподъёмными для малого предпринимателя.
Кроме того, российская налоговая система одинакова и для производителя, и для посредника (не случайно около 60% всех малых фирм занимаются торговлей17). И пока не будет устранен этот парадокс, бегство капитала из производства в сферу обращения не прекратится.
Разумеется, благодаря всему вышеперечисленному процветает практика сокрытия доходов от налогообложения. Очевидно, у предприятий торговли больше возможностей избежать налогообложения (особенно при переплетении розничной торговли с оптовыми посредниками), о чем свидетельствует распространенность работы с наличностью, без касс. Процветает и практика деятельности без оформленных договоров со "своими" поставщиками и потребителями.
И что из этого следует? А из этого следует то, что наиболее работоспособная деловая часть идет в основном в теневой оборот. По некоторым оценкам, эффективные предприниматели, как правило, 90% оборота держат в тени. В социальном плане они становятся финансовой основой криминального мира. Ведущую роль в развитии малого предпринимательства предстоит сыграть регионам. Ведь укрепление этого сектора будет способствовать не только росту доходов местного бюджета, но и улучшению социальных условий жизни населения и оздоровлению окружающей среды, не только природной. Финансовая поддержка частного, особенного малого предпринимательства должна стать задачей региональных фондов, учредителями которых наряду с местными органами власти могут выступать все заинтересованные предприятия и организации, расположенные в регионе и за его пределами. Фонды будут участвовать в разработке и реализации федеральных и региональных программ, направленных на поддержку предпринимательской деятельности, осуществлять финансовую, материально-техническую, организационно-методическую поддержку хозяйствующих субъектов, вступающих на монополизированные прежде рынки товаров и услуг, участвовать в привлечении отечественных и иностранных инвестиций и кредитов.
Малое предпринимательство в России не может сформироваться и окрепнуть без всемерной государственной поддержки. Как правило, любая постановка проблем, сопряженных с малым бизнесом, выходит на состояние, тенденции и задачи его государственной поддержки. В этом не может быть ничего удивительного или неожиданного: именно слабость, неопределенность, робость такой поддержки (особенно если иметь в виду не декларации, а реальные дела) является одним из важнейших факторов, не позволяющих малому бизнесу в России обрести твердую почву под ногами и тем самым создать важную опору для выхода страны из сковывающего ее затяжного экономического кризиса.18
В пользу акцента на малый бизнес в современной России говорит, наряду с прочими, и то обстоятельство, что он служит верным средством погашения последствий чрезмерного укрепления производства, которое было свойственно бывшему СССР. Внушительные, поражающие воображение, но крайне неповоротливые индустриальные гиганты, унаследованные нынешней Россией, не могут найти себе место в динамичной рыночной структуре. И пройдет еще немало лет, пока найдут, если это вообще произойдет. Между тем при хорошей государственной организации дела эти «заблудившиеся» огромные предприятия могли бы, войдя в плотный контакт с малым бизнесом, солидно ему помочь технологиями, кое – каким оборудованием и материалами, кадрами; возместиться же все это могло бы « прокладкой» для этих предприятий многих новых дорог на рынок, созданием для их оживления благоприятной конъюнктуры.
Другой поворот темы: «на шее» государства висит огромное множество убыточных предприятий, среди кандидатов в легализованные нынче банкроты впору хоть конкурс объявлять. А ведь быть признанным банкротом и излечиться – вещи очень разные; в лучшем случае первое через какое – то время (и немалое) выведет ко второму. Между тем «гиблые» для государства заводы или фабрики, вполне вероятно, могли бы быстро ожить, оказавшись, скажем, на началах аренды (или даже через продажу) в руках представителей малого бизнеса, - не исключено, что и объединившихся для того, чтобы поднять сравнительно крупное предприятие.
И еще одна проблема. Едва ли не все крупные предприятия страдают от инвестиционного голода; ни государство, ни частные лица явно не торопятся вкладывать капиталы в крупное производство: в одном случае их, как правило, попросту нет (государство), в другом – это на сегодня явно невыгодно или, во всяком случае, проблематично (частные лица). 19Видимо, дело бы обстояло иначе, если бы удалось действительно активизировать малый бизнес. Он не требует особо больших вложений капитала, как правило, обеспечивает высокую скорость его оборота и дает очень верные шансы на неплохую прибыль. Все это привлекло бы частных вкладчиков, включая и мелких, ищущих для своих очень скромных сбережений укрытия от инфляции. Результатом стало бы заметное ослабление инвестиционного голода при большом наполнении налогами доходной части госбюджета. В конечном счете это бы существенно расширило и возможности государства в области капиталовложений. Становится ясно, что курс на развитие малого бизнеса должен быть не чем – то «форсмажорным» в экономической политике государства, а ее органической составной частью, не мешающей, а, напротив, помогающей реализации других ее частей и общей стабилизации экономики, а затем и ее постепенному подъему. Малые предприятия – это занятость района, это устойчивые налоговые поступления в местный бюджет, это покупательная способность населения.
Люди, которые работают на малом предприятии, получают стабильную хорошую зарплату, могут купить услуги, более дорогие товары, что, естественно, лучше стимулирует производство. Очень важно, что население убедилось в необходимости малого бизнеса, так как он может активно воздействовать на экономическую конъюнктуру, на обеспечение товарами народного потребления.
Главное условие для развития малого бизнеса - нормальное функционирование экономики. Иначе, он будет уходить в тень. Только при условии существенного ограничения коррупции и снижения налогового гнета примерно в 3 раза могут быть созданы предпосылки для выхода малого бизнеса из «теневой» экономики.
Малый бизнес является сектором выживания, втягивающим в реформаторский процесс людей, потерявших работу, военнослужащих, увольняемых в запас и практически единственным сектором оздоровления серьезно «больных» переходных общественных групп. Малые предприниматели все менее зависят от государства и могут, расширяя сферу своей деятельности, уменьшить остроту безработицы. В результате сектор малого предпринимательства может способствовать обеспечению в определенной степени экономической и политической стабильности в обществе.
В странах, где малые и средние фирмы развиваются десятилетиями, эта сфера экономики устойчиво создает до 50-60% ВВП. По данным экспертов ООН, в мире малым бизнесом занято более 50 % населения.
Малое предпринимательство по территориальной принадлежности, своей сути - дело региональное, местное. Малое предпринимательство стало одним из существенных источников налоговых поступлений и насыщения региональных и местных рынков товарами и услугами на базе развития таких сфер, как производственная, агропромышленная, строительная, инновационная, медицинская. Сегодня свободный труд и свободный мелкий собственник быстрее вписываются в новые информационные и социальные технологии. Общество и экономика с крупномасштабными машинными и автоматизированными производствами, огромными производственными мощностями, сконцентрированными на больших площадях крупных предприятий, с десятками тысяч работников теряют социальную перспективу.20
Малые предприятия создаются именно «под рынок», они способны быстро перестраиваться в связи с изменением конъюнктуры, диверсифицировать свою деятельность, они не держат лишних работников, ими, в конце концов, управляют, как правило, наиболее экономически активные и способные люди, которых сегодняшняя жизнь «рекрутирует» из состава общества. Все это создает предпосылки, благоприятствующие развитию малого предпринимательства.
Информация о работе Малый бизнес и его роль в российской экономике