Малый бизнес и его роль в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, сравнивая его с развитыми странами, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.
определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия и факторы развития МП, а так же выделить преимущества и недостатки малого бизнеса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..................3

§1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике……………………………………6

1.1. Что такое малый бизнес………………………………………………………...6

1.2. Место малых предприятий в структуре экономики…………………………..8

1.3 Особенности малого предпринимательства в России……………...................13

§2. Роль малых предприятий в экономике России………………………………………..19

2.1. Социальная, политическая, экономическая роли малого бизнеса…………...19

2.1.1 Социальная роль…………………………………………………………..19

2.1.2 Политическая роль………………………………………………………...19

2.1.3 Экономическая роль………………………………………………………..20

2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России……………………………..22

2.5. Государственная поддержка малого предпринимательства…………………..31

2.4. Фонды поддержки малого предпринимательства………………………………41

2.5. Правовые особенности деятельности малого бизнеса в России……………….43

§3. Перспективы развития малого бизнеса в Саратовской области………………………..44

3.1. Государственная поддержка малых предприятий области……………………..44

3.2 Потенциал малого предпринимательства………………………………………....49

Заключение……………………………………………………………………………………..53

Список использованной литературы………………………………………….........................57

Приложение……………………………………………………………………………………..59

Вложенные файлы: 1 файл

2009. Саратов.doc

— 512.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Фонды поддержки малого предпринимательства.

 

Фондом поддержки малого предпринимательства  является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путём аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

 Фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим лицом.

Основными направлениями деятельности фонда поддержки малого предпринимательства являются:

. Содействие в формировании  рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путём привлечения эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;

. Участие в разработке, проведении  экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных,  региональных, отраслевых и муниципальных  программ развития и поддержки  малого предпринимательства, проектов  в области малого предпринимательства,  демонополизации экономики, развитии конкуренции, насыщении товарного рынка, создание новых рабочих мест;

. Участие в формировании инфраструктуры  рынка, обеспечивающей равные  условия и возможности для  осуществления деятельности в  области малого предпринимательства;

. Содействия в привлечении отечественных  и иностранных инвестиций для  реализации приоритетных направлений  деятельности по созданию конкурентной  среды и развитию малого предпринимательства;

. Организация консультаций по  вопросам налогообложения и применения норм законодательства.

Финансовое обеспечение федеральной  политики в области государственной поддержки малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создаваемый Правительством РФ. 37

Средства фонда формируются за счёт средств федерального бюджета, а также за счёт других источников, предусмотренных статьёй Правительства РФ от 04.12.95г № 1184.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малогопредпринимательства. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства взаимодействует с государственными и муниципальными фондами.

 Основные задачи указанных фондов:

. Предоставление финансовой помощи  на возмездной и безвозмездной  основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;

. Выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам  малых предприятий;

. Долевое участие в создании  и деятельности хозяйствующих  субъектов, обеспечивающих развитие  инфраструктуры рынка, специализированных  консультационных организаций и  информационных систем поддержки  малого предпринимательства и  развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;

. Финансирование мероприятий по  подготовке, переподготовке и повышению  квалификации кадров для малых  предприятий, поддержке новых  экономических структур, защите  прав потребителей;

. Финансирование научных исследований, связанных с деятельностью указанных фондов и прочее. 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5.Правовые особенности  деятельности  малого бизнеса.

 

 Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже около двух десятков лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.

 В соответствии с законом РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).

 А в июне 1995 г. был принят федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, определивший общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

 Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле 1994 г. Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 - 1995 гг.

 В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.

В 1996 г. Государственной Думой была утверждена вторая Федеральная программа  государственной поддержки предпринимательства  на 1996-1997гг.

 Остается надеяться, что действующий с 01.01.99г. Налоговый Кодекс РФ, в содержании которого нет особых приоритетов для малого и среднего предпринимательства, не будет препятствовать дальнейшему развитию малого бизнеса в России.

  

§3.Перспективы развития малого бизнеса в Саратовской области.

      3.1 Государственная поддержка малых предприятий области.

 

На территории области действуют 13737 малых предприятий. На сегодня  объем производства продукции малых  предприятий составил порядка 10% ВРП. За предыдущие 2 года можно говорить о росте малых предприятий. То есть идет увеличение на 7-8% ежегодно. В нашей области 107 тысяч человек заняты на предприятиях малого бизнеса. И еще 84 тысячи человек - это частные предприниматели. То есть, которые зарегистрированы, но без образования юридического лица. В результате мы получаем 191 тысячу человек, которые реально заняты в малом бизнесе. 39

Среди малых предприятий, конечно, основная доля приходится на торговлю и общественное питание. Вместе - это  примерно 41%: Второе место по малым  предприятиям занимает строительство.

 В Саратовской области  созданы условия для увеличения объемов поддержки малого и среднего бизнеса, который пока дает около 15% валового регионального продукта,  сообщил РИА Новости представитель пресс-службы губернатора области Павла Ипатова,  принявшего  участие в совещании в Кирове по вопросам социально-экономического развития Приволжского федерального округа.40

 "Поддержка малого бизнеса – это важное направление. На территории Саратовской области созданы условия для поддержки малого и среднего бизнеса. Сформирована необходимая инфраструктура - это венчурный и резервный фонды. Сейчас малый бизнес дает 15% нашего валового регионального продукта. Этого недостаточно. Кроме того, в условиях кризиса малый бизнес рассматривается как источник создания дополнительных рабочих мест". 41

 Губернатор указал, что правительство области, региональное министерство экономического развития и торговли должны уделять больше внимания конкретным проблемам малого и среднего предпринимательства. "Здесь нужно работать точечно, предметно. Тогда будет и результат", - процитировал сорбеседник агенгтства высказывания Ипатова.

   Союз товаропроизводителей  и работодателей Саратовской  области в 2006 г. провел конференцию,  на которой обсуждались итоги  выполнения программы социально-экономического развития области за 10 месяцев. В работе конференции приняли участие губернатор области Павел Ипатов, заместитель председателя областной думы Леонид Писной, глава администрации г. Саратова Николай Романов, члены правительства, руководители крупного и среднего бизнеса.

   С докладом выступил министр  экономического развития и торговли  области Александр Стрелюхин.  Он обозначил основные показатели  развития области в 2006 году, отметив,  что сохранены опережающие темпы  роста в базовых отраслях экономики,  достигнутые в 2005 году. Докладчик назвал «приоритетной задачей региональной власти перевод экономики на инновационные рельсы, создание полноценной региональной инновационной системы».

  Губернатор области Павел Ипатов призвал руководителей среднего и крупного бизнеса пересмотреть свое отношение к вопросам обновления производственных фондов, внедрения инновационных технологий. «Россия вступает в ВТО. Крупные саратовские предприятия уже ощущают конкуренцию со стороны пришедших мировых производителей - Европы, Азии. Тот, кто не выстроил техническую политику, не прогнозирует, какое место предприятие будет занимать через 5-8 лет, рискует быть вытесненным с рынка», - подчеркнул он.

  П.Ипатов отметил недостаточный уровень развития малого бизнеса на территории области. По словам губернатора, следующий год в этом направлении должен стать прорывным. «Для этого есть все предпосылки. Созданы необходимые механизмы - областной бизнес-инкубатор, инвестиционный венчурный фонд. Малый бизнес дает рабочие места, стабилизирует социальную ситуацию в области, и его, безусловно, будем поддерживать и развивать», - подчеркнул глава региона.

  В 2007 году господдержка сельского хозяйства увеличилась на 25%. «Без повышения урожайности зерновых, развития элитного животноводства мы не сможем показать реальные результаты работы в ближайшие годы. Нам нужно выстроить эффективный бизнес на селе. И сегодня подвижки в сельском хозяйстве, безусловно, уже есть», - сказал П.Ипатов.42

  Отдельно П.Ипатов остановился на вопросах инвестиционной политики, отметив недостаточные темпы роста инвестиций. Среди основных причин этого он указал на неудовлетворительное состояние земельных участков и инфраструктуры.

15 мая Правительством Сараовской  области принято Постановление,  устанавливающее порядок предоставления  из областного бюджета грантов субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в рамках реализации областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы».

 Гранты планируется предоставлять начинающим (действующим до 1 года) субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в соответствии с представленным бизнес-планом. Обязательное условие предоставления поддержки – вложение начинающим предпринимателем в реализацию проекта собственных средств (не менее 5%). За получением грантов могут обратиться и бывшие безработные граждане, получившие финансовую поддержку на начало предпринимательской деятельности по линии центров занятости населения. Максимальный размер гранта - 300 тыс. рублей.

 Прием документов для получения грантов субъектами малого предпринимательства будет осуществляться министерством экономического развития и торговли области с 22 мая 2009 года.43

19 сентября 2007 года на заседании  саратовской областной Думы была принята областная целевая программа «Развитие малого предпринимательства на 2008-2010 годы», разработанная министерством экономического развития и торговли области. Это серьезный инструмент, предусматривающий значительный арсенал мер для стимулирования развития малого бизнеса региона в приоритетных отраслях экономики. Программой предусмотрено финансирование порядка 3 миллиардов рублей, 217 миллионов из них - вклад областного бюджета, 40 млн. рублей - средства федерального, остальные средства – внебюджетные источники.

Она содержит 5 блоков:

- Правовое, организационное и аналитическое  обеспечение деятельности субъектов  малого предпринимательства. Результатом  реализации данного направления  должна стать согласованная система  нормативных правовых актов, ограничивающая влияние административных барьеров, определяющая различные формы государственной поддержки и обеспечивающая   равную доступность к их получению субъектами малого предпринимательства.

- Финансовая поддержка приоритетных  направлений развития малого предпринимательства. В рамках этого направления планируется: максимально использовать потенциал Венчурного фонда, который должен стать главным инструментом укрепления инновационной составляющей экономики области; осуществлять поддержку в коммерциализации (прежде всего, документарном оформлении) бизнес-идей и подготовке бизнес-проектов для участия в конкурсах на финансовую поддержку; создать  Гарантийный фонд для малых предприятий, не имеющих достаточной залоговой базы. Кроме того, в рамках данного направления программы предусмотрены упрощенные механизмы компенсации процентной ставки по привлеченным на эти цели кредитным ресурсам и части лизинговых платежей – прообраз «Бюджета развития». Для поддержки всех форм микрофинансирования малого бизнеса сохраняется механизм субсидирования части процентной ставки по привлеченным банковским кредитам кредитным кооперативам области. Новые инструменты - поддержка экспортно-ориентированных субъектов малого бизнеса и содействие в реализации проектов субъектов малого предпринимательства муниципальных образований.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в российской экономике