Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 22:13, курсовая работа
Цель данной курсовой определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, сравнивая его с развитыми странами, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.
определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия и факторы развития МП, а так же выделить преимущества и недостатки малого бизнеса.
Введение…………………………………………………………………………..................3
§1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике……………………………………6
1.1. Что такое малый бизнес………………………………………………………...6
1.2. Место малых предприятий в структуре экономики…………………………..8
1.3 Особенности малого предпринимательства в России……………...................13
§2. Роль малых предприятий в экономике России………………………………………..19
2.1. Социальная, политическая, экономическая роли малого бизнеса…………...19
2.1.1 Социальная роль…………………………………………………………..19
2.1.2 Политическая роль………………………………………………………...19
2.1.3 Экономическая роль………………………………………………………..20
2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России……………………………..22
2.5. Государственная поддержка малого предпринимательства…………………..31
2.4. Фонды поддержки малого предпринимательства………………………………41
2.5. Правовые особенности деятельности малого бизнеса в России……………….43
§3. Перспективы развития малого бизнеса в Саратовской области………………………..44
3.1. Государственная поддержка малых предприятий области……………………..44
3.2 Потенциал малого предпринимательства………………………………………....49
Заключение……………………………………………………………………………………..53
Список использованной литературы………………………………………….........................57
Приложение……………………………………………………………………………………..59
Наличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного социально-экономического феномена, как малое частное предпринимательство, предполагает формирование и реализацию определённой государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого предпринимательства и включающей правовое регулирование, налоговое и финансово-кредитное стимулирование, специальные государственные институты, обеспечивающие проведение в жизнь такой политики. В настоящее время государственная политика по отношению к малому бизнесу в Российской Федерации только формируется, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования целостной политики поддержки и развития малого предпринимательства и создания механизмов её реализации.29 Многие меры государственного регулирования деятельности малых предприятий носят противоречивый характер. Например, в области налогообложения продление льгот по налогу на прибыль сочеталось с общим повышением как федеральных, так и местных налогов, а введение упрощенной системы налогообложения для микро предприятий - с тенденцией к общей отмене налоговых льгот для малого предпринимательства.
Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики.
Государственная политика в отношении и предпринимательской деятельности в целом, и малого бизнеса в частности может быть эффективной только тогда, когда ее ориентация совпадает с внутренним вектором развития самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общих социально-экономических целей, которые каждый предприниматель в отдельности перед собой, как правило, не ставят.
С точки зрения предпринимателя государство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска).
С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка. Именно в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика.30
Главным принципом государственной поддержки малого предпринимательства должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого бизнеса заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.
Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса.
Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:
- Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;
- Лекарственных препаратов и медицинской техники;
- Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
- Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.
Соответственно, одним из важных
инструментов государственного
содействия развитию мелкого
бизнеса является прямая
Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.
Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.
Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.
Сейчас, при корректировании многими политическими партиями и движениями своих программ, в них можно заметить меняющееся отношение к малому бизнесу. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи:31
- Приоритетное развитие малого предпринимательства – не самоцель, а одно из основных условий экономического и социального возрождения России.
- Массовое широкомасштабное развитие малого предпринимательства позволит предоставить работу миллионам граждан, высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий. По оценкам И.Хакамады: около 50 млн. человек.
- Реализация мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятий позволит создать значительное количество новых малых предприятий, до 12 млн. предприятий, и новых рабочих мест, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения.
- Малое предприятие, играющее все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.
Если не вдаваться в подробности, то сегодня выделяют четыре основных направления для решения проблем малого бизнеса. Первое – поменять психологию власти к малому бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не платит налоги и находится в серой экономике. Второе – реформирование и упрощение налогообложения.32 При сегодняшней системе, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия вынуждены уклоняться от налогов. В-третьих, сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом. Четвертое – стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками и матрасами.
Особую роль в поддержке малого предпринимательства играет совершенствование федерального законодательства, реформирование экономики должно базироваться на создании полноценного правового пространства. У предпринимателей притупляется острота реакции ввиду декларативности многих действующих нормативных актов. Нельзя не сказать и том, что многие законы несовершенны и создают прецедент для произвольного его толкования. А большая часть законов устаревает уже на стадии их принятия.
На мой взгляд, целесообразно создать определённую систему приоритетов в разработке и принятии федеральных законов. Главенствующее место должны занять законы, направленные на совершенствование экономических отношений и развитие предпринимательства. Необходимо также решить вопрос об оперативном внесении изменений и дополнений к действующим законам, предусматривающих санкции за явные нарушения либо ненадлежащее исполнение правовых норм. При этом в абсолютно равном положении перед судебными и арбитражными инстанциями должны быть все, в том числе и государство.
“Для поддержки малого бизнеса и индивидуального предпринимательства не лишним будет создание так называемых бизнес-инкубаторов, главная задача которых помочь тем, кто открывает собственное дело, особенно в начальной стадии. Наибольшую пользу предпринимателям в бизнес-инкубаторах приносят полная концентрация на предпринимательских задачах и снижение расходов на управленческий аппарат. И примеры создания таких структур уже есть в России”. “В России необходимо разработать и внедрить механизм микрокредитования, которое поможет увеличить количество малых предприятий, создать класс собственников и предпринимателей не только в крупных городах, но по всей России, сократить диспропорции в доходах и уровне жизни между различными слоями населения, между городскими и сельскими жителями. “33
Опыт многих стран свидетельствует о необходимости разработки общегосударственных, отраслевых и региональных комплексных программ развития предпринимательства. Попытки разработать такие программы применительно к малому бизнесу в нашей стране практически не дали результатов: большинство разделов и пунктов этих документов "повисли в воздухе". Это произошло в первую очередь потому, что программы были оторваны от прочной экономической базы - реального сектора экономики, а также отечественной науки и предпринимательской культуры. В индустриально развитых странах ядром среднего класса выступают не посредники и участники квазиэлитных "тусовок", а руководители малых инновационных фирм, задействованных в высоких наукоёмких технологиях. За рубежом, в первую очередь в США, этот венчурный, рисковый сектор является не только главным двигателем научно - технического прогресса и основным "мотором" экономики, но и наиболее прибыльной сферой деятельности. Соответственно все российские программы развития малого и среднего бизнеса следовало бы жёстче привязать к потенциалу, которым располагает страна - реальному сектору, академической и отраслевой науке, строительному комплексу и сфере услуг.34
Важным фактором создания нового благоприятного инвестиционного климата является нормативно - правовая база, соответствующая мировому опыту и стандартам. В первую очередь речь идёт о принятии закона "Об иностранных инвестициях". Но не менее важен и морально - этический аспект вопроса. Многим российским предпринимателям следует пересмотреть своё отношение к инвестициям как к безвозмездному подарку от родного государства или зарубежного мецената: это капитал, который надо отработать и вернуть с прибылью.
Инвестиции не возможны без надёжной банковской системы.
Безотлагательное решение проблемы создания своевременной и стабильной налоговой системы гораздо плодотворнее бесконечных попыток государства усилить фискальный пресс. До тех пор, пока предприниматель не будет иметь чётких законодательных гарантий непоявления завтра новых налогов, он будет прятать доходы, занижая тем самым уровень сбора налогов. Однако недавние правительственные инициативы по либерализации налоговой политики, безусловно, заслуживают поддержки. Но эффект они дадут лишь при одновременном проведении реструктуризации долгов и налоговой амнистии. Сегодня много говорится об усовершенствовании инфраструктуры сбора налогов. Мера необходимая, хотя и сопряжённая с немалыми затратами. Есть и обратная сторона медали: предприниматели должны быть уверены в том, что налоги с них взимаются по справедливости, а собранные средства расходуются разумно. Пока этого нет. Кроме того, нужно понимать, что разумная и справедливая налоговая реформа на первых порах приведёт не к увеличению, а к уменьшению общих доходов казны и соответственно затронет интересы сегодняшней армии чиновников.
Затрудняет деятельность предприятия и отсутствие систематической, надёжной информации, всесторонне характеризующей конъюнктуру рынков. Сегодня товаропроизводители вынуждены пользоваться отрывочными данными, почерпнутыми из рекламных материалов. Органы государственной статистики предоставляют информацию предприятиям и организациям только на платной основе и в ограниченном объёме. 35Необходимо создание национальной и региональных банков информации, которые должны быть обеспечены инструктивными и методическими материалами. Информационные центры будут концентрировать сведения о реквизитах предприятий и организаций, динамике цен, страховых тарифах, валютных курсах, сроках проведения выставок, ярмарок и аукционов.
Президент РФ подписал Указ от 15.05.2008
№ 797 «О неотложных мерах по ликвидации
административных ограничений при
осуществлении
Информация о работе Малый бизнес и его роль в российской экономике