Межбюджетные отношения и их роль в перераспределении финансовых ресурсов в Волгоградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 10:48, дипломная работа

Краткое описание

В работе хотелось бы подробно рассмотреть все основные особенности межбюджетных отношений, проанализировать их роль в перераспределении финансов. Максимально осветить важнейшие из них и уяснить сущность каждой проблемы является целью исследования.
Для достижения этой цели необходимо будет выполнить ряд задач:
• выявить важнейшие проблемы, с которыми сталкиваются при исследовании данного явления – межбюджетных отношений и трансфертов;
• проанализировать данные проблемы с точки зрения институтов современной экономики и современных бюджетных отношений;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы межбюджетных отношений 6
1.1. Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы 6
1.2. Межбюджетные отношения: понятие, сущность и
Особенности 19
Глава 2. Анализ бюджета и межбюджетных отношений в Волгоградской области 24
2.1. Общая характеристика экономического положения Волгоградской области 24
2.2. Региональные финансы Волгоградской области 32
2.3. Необходимость реформирования региональных финансов Волгоградской области 36
Глава 3. Пути преодоления проблем при формировании бюджета и развитии межбюджетных отношений 50
3.1. Совершенствование системы межбюджетных отношений 50
3.2. Пути укрепления финансовой самостоятельности субъектов РФ 56
3.3. Повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов 66
Заключение 75
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 7.95 Мб (Скачать файл)

Бюджетное устройство — это совокупность принципов построения государственного бюджета и бюджетной системы страны, их структуры, взаимосвязи бюджетов, входящих в бюджетную систему, и правовых основ их функционирования.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

Часть бюджетного устройства составляет бюджетная система.

Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система — это главное звено финансовой системы государства.8

Уровни бюджетной системы  РФ. Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней9:

• федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• бюджетов субъектов  Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

• местных бюджетов.

В настоящее  время бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный  бюджет, республиканский бюджет республик  в составе РФ, краевых и областных  бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Входя в бюджетную  систему страны, все бюджеты взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения  основываются на принципах:

• распределения и  закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

• разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

• равенства бюджетных  прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных  образований;

• выравнивания уровней  минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

• равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов .во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.10

В соответствии с этими  принципами отдельные виды бюджетных  доходов и расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты  субъектов Российской Федерации  и из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты.

В основу процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Современные межбюджетные взаимоотношения начали складываться в Российской Федерации с 1991 г. с образованием независимого российского государства. К этому времени бюджетная система РСФСР представляла собой часть централизованной бюджетной системы Советского Союза. Она состояла из союзного бюджета, государственных бюджетов союзных республик, бюджета государственного социального страхования. Государственные бюджеты союзных республик в свою очередь состояли из республиканского бюджета союзной республики, государственных бюджетов автономных республик, входящих в состав союзной республики, и местных бюджетов. В составе местных бюджетов выделялись три группы: бюджеты областей и краев, городов республиканского подчинения, районов (в республиках, не имеющих областного деления). При этом в состав бюджетов областей входили областные, краевые бюджеты (по аналогии со структурой государственных бюджетов союзных республик), бюджеты автономных областей (округов), бюджеты городов областного (краевого) подчинения, районов. Бюджеты районов (в составе бюджетов областей), в свою очередь, охватывали районные бюджеты, бюджеты городов районного подчинения, городских поселков, сельские бюджеты.

Подписание Федеративного  договора положило начало новому российскому федерализму. Статус субъекта Федерации наряду с республиками обрели края, области и другие административно-территориальные образования. Но все они тогда еще не получили одинакового правового статуса. Распределение субъектов по статусу по нисходящей линии выглядело следующим образом: республики, края, области, города федерального значения, автономные образования.11

Современную систему  бюджетных взаимоотношений в  Федерации предопределила принятая в 1993 г. Конституция РФ, Все крупные национально- и административно-территориальные образования получили статус субъектов Российской Федерации, Введение в юридический оборот термина «субъект Федерации» имело отнюдь не формальное значение, а означало приобретение всеми территориями, входящими в состав Российской Федерации, статуса государственно-правовых образований, т. е. перевод отношений с ними в договорную плоскость и признание их суверенитета в областях, не переданных в ведение Федерации. В результате разграничения в Конституции полномочий Российской Федерации и ее субъектов были определены и зафиксированы три уровня компетенции: вопросы ведения и полномочия Федерации, субъектов Федерации и вопросы их совместного ведения. Местное самоуправление отделено от государства, и определена сфера его компетенции.

Конституция закрепила  состав субъектов Российской Федерации. В нее вошли 89 субъектов: 21 республика, 10 автономных округов, 6 краев, 1 автономная область, 49 областей и 2 города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Все субъекты Федерации признаны равноправными между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. В настоящее время произошли некоторые изменения в субъектном составе – некоторые субъекты объединились.

В то же время Конституция  сохранила элементы неопределенности статуса (правомочий) субъектов Федерации. В частности, в надстроечных вопросах (язык, гражданство, право на принятие не устава, а Конституции) республики получили больший статус, чем нереспублики. В некотором смысле особое положение среди субъектов Федерации заняли автономная область и автономные округа, входящие в состав иных субъектов Федерации. Не были полностью урегулированы вопросы разделения полномочий между федеральным и региональным уровнями, нечетко определены предметы ведения (ст. 71 и 72). Кроме того, Конституция предоставила федеральному правительству право заключать с регионами двусторонние соглашения. Все эти моменты создают основу возникновения проблемы асимметричных бюджетных взаимоотношений в Федерации.12

 

Глава 2. Анализ бюджета  и межбюджетных отношений в Волгоградской области

2.1. Общая характеристика  экономического положения Волгоградской  области

 

Волгоградская область - субъект Российской Федерации (административный центр - г. Волгоград). Входит в состав Южного Федерального Округа Российской Федерации.

С севера на юг и с запада на восток область протянулась более  чем на 400 км.

Общая протяженность  границ области - 2221,97 км, в том числе с Саратовской областью (29,9%), Ростовской (26,8%), Астраханской (11,4%), Воронежской (11,3%) областями, Республикой Калмыкией (10,9%) и Казахстаном (9,7%).

Волгоградская область  имеет выгодное географическое положение, являясь главными воротами на юг России с выходом на Иран, Ирак через  Кавказ и Индию через Республику Казахстан.

Занимает площадь 112,9 тыс. кв. км (78% составляют земли сельскохозяйственного назначения).

На территории области 1506 населенных пунктов, находящихся  в составе 39 муниципальных образований (6 городов областного подчинения и 33 сельских района). Они объединены в 7 региональных округов (Волжский, Иловлинский, Калачевский, Михайловский, Новоаннинский, Палласовский, Урюпинский и Фроловский).

Численность постоянного  населения Волгоградской области  на начало 2007 года составила 2613,8 тыс. человек (городское - 75,5%, сельское - 24,5%). Плотность населения составляет 23 человека на 1 кв. километр занимаемой площади.

Через территорию области  проходят важные железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные трассы. Общая  протяженность железнодорожных  путей составляет 1,6 тыс. км, внутренних судоходных путей - 1,5 тыс. км, автомобильных дорог - более 14 тыс. км (83% дорог общего пользования имеют твердое покрытие.). Низовья Волги и Дона, связанные Волго-Донским судоходным каналом, создают благоприятные условия для транспортировки различных грузов через область из портов государств Европы в зоны судоходства Африки, Ближнего и Среднего Востока.

Волгоградская область  обладает высоким потенциалом природных  ресурсов для развития минерально-сырьевой базы на основе сосредоточенных в  недрах разнообразных полезных ископаемых: углеводородного сырья (нефть, конденсат, газ), химического (калийные, магниевые, натриевые соли, фосфориты) и цементного сырья для металлургической промышленности (формовочные пески), промышленности стройматериалов (карбонатные породы и песчаники для производства щебня и бутового камня, пески и глины различного назначения), железных руд, цветных и редких металлов (титано-циркониевые россыпи) и т.д. Значительны запасы подземных вод, в том числе минеральных.

Область относится к  нефтедобывающим районам со сравнительно высоким освоением нефтяных ресурсов. На ее территории открыто 93 нефтяных и газовых месторождения, из них выработанных - 9, в консервации - 20, в разведке - 1 и в разработке - 63. Запасы нефти составляют свыше 500 млн. тонн, газа - 1,2 трлн. куб. метров, газового конденсата - свыше 450 млн. тонн.

Промышленный  комплекс.

Промышленность является одной из ведущих отраслей экономики  Волгоградской области, на долю которой  приходится значительная доля объема валового регионального продукта (около 40 процентов). По многим показателям промышленность Волгоградской области занимает ведущие позиции в Южном федеральном округе и Российской Федерации. На ее долю приходится около 23 процентов от объемов промышленного производства Южного федерального округа и 2 процента - Российской Федерации. По объему промышленного производства в расчете на душу населения Волгоградская область сохраняет лидирующее положение среди регионов России. Промышленный комплекс Волгоградской области насчитывает более 4000 предприятий, в том числе крупных и средних - около 400.

Индекс промышленного  производства по области за 2006 году составил 102 процента и увеличился, в основном, за счет обрабатывающих видов деятельности (рост на 4,7 процента), в том числе: металлургическом производстве - на 2 процента, производстве нефтепродуктов - на 2,2 процента, химическом производстве - на 6,2 процента, в производстве машин и оборудования - на 24,4 процента и производстве транспортных средств и оборудования - на 3,3 процента, производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака - на 8,3 процента, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов - на 7,6 процента.

Производство промышленной продукции в 2007 году планируется в объеме 320,5 млрд. рублей. Индекс объемов промышленного производства по области составит 103,8 процента. В 2007 году предусматривается прирост объемов производства в химическом производстве, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий на 5 процентов, производстве машин и оборудования и производстве транспортных средств и оборудования - на 4 процента, производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака - на 4,5 процента.

Базовыми отраслями  являются электроэнергетика, химическая и нефтехимическая, топливная промышленность. Сложившаяся отраслевая структура промышленности отражает использование выгодного географического положения области, ее природных ресурсов, мощной энергетической базы.

Агропромышленный  комплекс.

Разнообразие почвенно-климатических  условий Волгоградской области позволяет организовать производство большинства сельскохозяйственных культур (зерновые, горчица, овощи, плоды и ягоды) и развитие животноводства (молочное скотоводство, свиноводство, овцеводство и птицеводство).

Волгоградская область  является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации. По производству зерновых культур область входит в первую десятку регионов. В последние годы, несмотря на зависимость отрасли растениеводство от природно-климатических условий, диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и другие негативные факторы, расширение площадей применения обоснованной системы сухого земледелия способствовало увеличению объемов производства продукции растениеводства.

Информация о работе Межбюджетные отношения и их роль в перераспределении финансовых ресурсов в Волгоградской области