Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 10:48, дипломная работа
В работе хотелось бы подробно рассмотреть все основные особенности межбюджетных отношений, проанализировать их роль в перераспределении финансов. Максимально осветить важнейшие из них и уяснить сущность каждой проблемы является целью исследования.
Для достижения этой цели необходимо будет выполнить ряд задач:
• выявить важнейшие проблемы, с которыми сталкиваются при исследовании данного явления – межбюджетных отношений и трансфертов;
• проанализировать данные проблемы с точки зрения институтов современной экономики и современных бюджетных отношений;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы межбюджетных отношений 6
1.1. Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы 6
1.2. Межбюджетные отношения: понятие, сущность и
Особенности 19
Глава 2. Анализ бюджета и межбюджетных отношений в Волгоградской области 24
2.1. Общая характеристика экономического положения Волгоградской области 24
2.2. Региональные финансы Волгоградской области 32
2.3. Необходимость реформирования региональных финансов Волгоградской области 36
Глава 3. Пути преодоления проблем при формировании бюджета и развитии межбюджетных отношений 50
3.1. Совершенствование системы межбюджетных отношений 50
3.2. Пути укрепления финансовой самостоятельности субъектов РФ 56
3.3. Повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов 66
Заключение 75
Список используемой литературы
│- в сопоставимых ценах, к предыдущему году │% к предыду-│ 111,4│ 104,4│ 103,5│ 105,0│
│
├─────────────────────────────
│индекс дефлятор
│
├─────────────────────────────
│Прибыль прибыльных организаций │ млн. руб. │ 17829,5│ 31292,0│ 43965,0│ 60891,0│
├─────────────────────────────
│Выпуск товаров и услуг │ млн. руб. │350810,0│469815,1│569053,8│ 653235,8│
├─────────────────────────────
│Фонд заработной платы │ млн. руб. │ 47843,1│ 57910,3│ 71387,6│ 86500,0│
├─────────────────────────────
│Денежный доходы населения │ млн. руб. │148598,3│186503,4│258631,2│ 306700,0│
├─────────────────────────────
│Денежные доходы в расчете на душу населения в│ руб. │ 4648,0│ 5875,1│ 8201,8│ 9778,2│
│месяц
├─────────────────────────────
│Выплаты социального характера │ млн. руб. │ 687,7│ 805,7│ 990,0│ 1170,0│
├─────────────────────────────
│Реальные располагаемые денежные доходы │% к предыду-│ 108,9│ 109,4│ 125,5│ 109,0│
│
├─────────────────────────────
│Средний размер назначенных месячных пенсий пен-│ рублей │ 1970,7│ 2460,0│ 2743,0│ 3151,0│
│сионеров, состоящий на учете в отделениях Пен-│ │ │ │ │ │
│сионного фонда Российской Федерации │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────
│Прожиточный минимум в среднем на душу населения│ руб. │ 1973,0│ 2423,0│ 2757,0│ 3293,0│
├─────────────────────────────
│Доля населения с доходами ниже прожиточного ми-│ % │ 17,9│ 17,2│ 10,9│ 14,8│
│нимума
├─────────────────────────────
│Численность занятых в экономике (среднегодовая)│ тыс. чел. │ 1243,6│ 1254,3│ 1250,6│ 1252,8│
├─────────────────────────────
│Уровень безработицы (официально зарегистриро-│ % │ 1,8│ 1,7│ 1,7│ 1,8│
│ванный)
├─────────────────────────────
│Сводный индекс потребительских цен (декабрь к│% к предыду-│ 111,1│ 114,8│ 110,6│ 108,2│
│декабрю)
└─────────────────────────────
Значительная роль в
развитии экономики Волгоградской
области отводится бюджетно-
Ежегодно принимается
распоряжение главы администрации
Волгоградской области о
Основные задачи бюджетной
политики на предстоящий финансовый
год и среднесрочную
Порядок исполнения регионального
бюджета отражается в ежегодно принимаемом
постановлении главы администра
Доходная часть областного бюджета в 2006 году с учетом доходов от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, исполнена в сумме 29706,9 млн. рублей, из них:
поступления налоговых и неналоговых доходов - 23009,9 млн. рублей, что составляет 77,5% от общей суммы доходов,
безвозмездные поступления - 6696,9 млн. рублей, что составляет 22,5% в общем объеме поступлений в собственно-областной бюджет.
Рост доходов областного бюджета в 2006 году по сравнению с 2005 годом составил 56,1%.
Отношение общей суммы доходов собственно-областного бюджета Волгоградской области к объему ВРП в 2006 году составило 11,0%.
Финансирование расходов областного бюджета Волгоградской области за 2006 год, с учетом расходов бюджетных учреждений, произведенных за счет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, составило 30069,8 млн. рублей. Наибольшую долю в объеме расходов областного бюджета составили расходы на межбюджетные трансферты - 23,9%, национальную экономику - 19,8%, социальную политику - 17,2%, здравоохранение и спорт - 14,8%, образование - 6,9%, общегосударственные вопросы - 6,9%.
По итогам исполнения областного бюджета за 2006 год с учетом доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, дефицит сложился в сумме - 362,9 млн. рублей, или 1,6% к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений из федерального бюджета.
Ожидаемое исполнение областного бюджета в 2007 году по доходам прогнозируется в размере 37213,6 млн. рублей (или 11,9% к валовому региональному продукту), в том числе:
поступления налоговых и неналоговых доходов - 26100,2 млн. рублей, или 70,1% от общей суммы доходов,
финансовая помощь из федерального бюджета - 11113,4 млн. рублей, или 29,9% от общей суммы доходов.
Основными источниками, формирующими областной бюджет, являются налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц, составляющими 67,5% от поступлений собственных доходов областного бюджета.
Ожидаемая сумма расходов областного бюджета составит 38559,8 млн. рублей (12,3% к валовому региональному продукту). Расходная часть областного бюджета носит социальный характер - порядка 38% расходов направляется на поддержание социально-культурной сферы. Наибольшую долю в объеме расходов областного бюджета составят расходы на межбюджетные трансферты - 29,1%, национальную экономику - 21,2%, социальную политику - 17%, здравоохранение и спорт - 13,1%, образование - 6,5%, общегосударственные вопросы - 5,2%14.
Дефицит областного бюджета в 2007 году прогнозируется в сумме 1346,3 млн. рублей или 5,2% объема доходов областного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
В преддверии 2008 года Волгоградская область, как и страна в целом, вышла на новый рубеж формирования бюджетного процесса, бюджетной политики и бюджета региона. Осуществлен переход к формированию и утверждению бюджета Волгоградской области на трехлетний период.
29 января 2007 года принято распоряжение главы администрации Волгоградской области N 73 «О разработке прогноза социально-экономического развития Волгоградской области на 2008-2010 годы и проекта закона Волгоградской области об областном бюджете на 2008-2010 годы», 2 апреля 2007 года в Волгоградскую областную Думу направлено Бюджетное послание главы администрации Волгоградской области, решением коллегии администрации Волгоградской области от 29 мая 2007 года N 4/12 одобрены основные направления бюджетной и налоговой политики Волгоградской области на 2008-2010 годы.
31 июля Закон Волгоградской области «Об областном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» принят Волгоградской областной Думой в окончательном чтении и 8 августа 2007 года подписан главой администрации Волгоградской области (N 1505-ОД).
Основные показатели,
характеризующие областной
Таблица №2
┌─────────────────────────────
│
│
│
│
│
├─────────────────────────────
│I. Доходы, всего:
├─────────────────────────────
│в том числе:
├─────────────────────────────
│Налоги на прибыль, доходы
├─────────────────────────────
│Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на│ 2688,2│ 6,9%│ 2896,1│ 7,0%│ 3121,5│ 6,8%│
│территории Российской Федерации │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────
│Налоги на совокупный доход