Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 10:48, дипломная работа
В работе хотелось бы подробно рассмотреть все основные особенности межбюджетных отношений, проанализировать их роль в перераспределении финансов. Максимально осветить важнейшие из них и уяснить сущность каждой проблемы является целью исследования.
Для достижения этой цели необходимо будет выполнить ряд задач:
• выявить важнейшие проблемы, с которыми сталкиваются при исследовании данного явления – межбюджетных отношений и трансфертов;
• проанализировать данные проблемы с точки зрения институтов современной экономики и современных бюджетных отношений;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы межбюджетных отношений 6
1.1. Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы 6
1.2. Межбюджетные отношения: понятие, сущность и
Особенности 19
Глава 2. Анализ бюджета и межбюджетных отношений в Волгоградской области 24
2.1. Общая характеристика экономического положения Волгоградской области 24
2.2. Региональные финансы Волгоградской области 32
2.3. Необходимость реформирования региональных финансов Волгоградской области 36
Глава 3. Пути преодоления проблем при формировании бюджета и развитии межбюджетных отношений 50
3.1. Совершенствование системы межбюджетных отношений 50
3.2. Пути укрепления финансовой самостоятельности субъектов РФ 56
3.3. Повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов 66
Заключение 75
Список используемой литературы
Отсутствие системы оценки востребованности бюджетных услуг и результативности их оказания приводит в одних случаях к оказанию недостаточного объема бюджетных услуг или оказания их в ненадлежащем виде, в других - к оказанию избыточного объема бюджетных услуг и как следствие - неэффективному использованию бюджетных средств.
Необходимо обеспечить надлежащее качество услуг, оплачиваемых за счет финансовых ресурсов, и поставить объем выделяемых на их оплату средств в прямую зависимость от качества услуг.
Достижение поставленных целей предполагает комплексное решение следующих задач:
1) совершенствование
бюджетного процесса и
2) реструктуризация бюджетной сети, оценка возможности и перевод бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму некоммерческих автономных организации;
3) совершенствование системы учета потребности и предоставления бюджетных услуг населению, повышение качества и доступности предоставляемых бюджетных услуг;
4) укрепление доходной базы областного бюджета;
5) обеспечение управляемости долговой нагрузкой;
6) формирование объективного и прозрачного механизма распределения финансовой помощи местным бюджетам;
7) обеспечение открытости
и публичности управления
8) обеспечение развития
систем информационного
Достижение целей реформировани
1) организация бюджетного планирования, ориентированного на результат
В рамках данного направления планируется провести инвентаризацию потребности в конкретных видах и объемах бюджетных услуг, проанализировать востребованность бюджетных услуг. Разработать и утвердить перечень услуг, по которым будет производиться учет. Утвердить порядок оценки и учета результатов при планировании расходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Планируется разработать
объемы и качественные характеристики
бюджетных услуг, как показателей
деятельности главных распорядителей
и получателей бюджетных средст
Продолжиться работа по формированию и совершенствованию системы показателей результативности деятельности органов государственной власти Волгоградской области и бюджетных программ, включая показатели текущего и конечного результата и использованных ресурсов. Необходимо проведение мониторинга результативности деятельности главных распорядителей бюджетных средств.
С целью повышения
эффективности использования
2) среднесрочное бюджетное планирование
В целях реализации новых приоритетов бюджетной политики необходимо продолжить планирование и утверждение бюджета на трехлетний период, что обеспечит стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок. В первоочередном порядке, в проект бюджета на трехлетний период, будут включаться расходы на исполнение действующих обязательств, под которыми понимаются исполняемые в текущем году расходные обязательства, подлежащие исполнению в плановом периоде в объеме, определенном в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами.
Продолжиться проведение
учета действующих обязательств
в реестре расходных
3) управление расходами и оптимизация бюджетной сети
Данное направление работы предусматривает реализацию комплекса мероприятий, нацеленных на оптимизацию процесса планирования и финансирования временных кассовых разрывов, проведение обязательной публичной независимой экспертизы законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства, снижение и ликвидацию просроченной кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений.
Планируется начать работу по преобразованию бюджетных учреждений в автономные некоммерческие организации в тех сферах предоставления социальных услуг, где это может создать существенные стимулы для повышения эффективности деятельности.
Необходимо провести инвентаризацию бюджетных услуг с точки зрения возможности их оказания не только через сеть бюджетных учреждений, но и где возможно, привлечения организаций негосударственной форм собственности17.
4) создание условий для развития доходной базы
В рамках данного направления необходимо провести работу по совершенствованию налогового законодательства Волгоградской области, провести детальную оценку объемов налоговых льгот в разрезе отраслей экономики по отдельным льготам за три последних отчетных года, разработать формализованную методику оценки финансовых последствий предоставления льгот по уплате налогов и сборов.
Необходимым представляется создание условий и реализация комплекса мер по повышению деловой активности малого предпринимательства.
Полный учет объектов,
находящихся в государственной
собственности Волгоградской
5) совершенствование долговой политики
В целях оптимизации
долговой нагрузки на областной бюджет
планируется разработка и утверждение
методологии расчета
6) совершенствование межбюджетных отношений
В Волгоградской области в полном масштабе осуществляется реформа местного самоуправления, в связи с чем, совершенствование межбюджетных отношений является приоритетным направлением реформирования.
Планируется дальнейшее совершенствование механизмов предоставления финансовой помощи местным бюджетам, при этом особое внимание будет уделено стимулированию деятельности органов местного самоуправления не только по увеличению налоговых и неналоговых доходов, но и по повышению результативности бюджетных расходов.
Необходимо совершенствование процедур предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам и организации мониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований.
Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов будет оказано содействие в разработке необходимых нормативно-правовых актах в области бюджетного процесса, в развитии материально-технической базы и подготовке кадров по вопросам формирования и исполнения бюджетов поселений18.
7) повышение открытости и публичности управления региональными финансами
Данное направление
работы предусматривает создание единого
информационно-справочного
В ходе реализации реформирования планируется достижение следующих основных результатов:
1) в рамках организации бюджетного планирования, ориентированного на результат:
использование результатов
учета оценки потребности в предоставлении
бюджетных услуг при
снижение себестоимости предоставления бюджетной услуги;
повышение качества предоставляемых бюджетных услуг и степени удовлетворенности потребителей бюджетных услуг;
не менее 50% бюджетных расходов (без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий) будут осуществляться на финансирование услуг с установленными стандартами их качества;
доля расходов органов государственной власти, формируемых в рамках ведомственных целевых программ, составит не менее 50% расходов бюджета (без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий);
объем бюджетных расходов, предусмотренных в рамках государственных контрактов на реализацию долгосрочных областных целевых программ, составит не менее 60% от общего объема расходов бюджета на реализацию данных программ в расчете на весь срок их реализации.
2) в рамках среднесрочного бюджетного планирования19:
повышение эффективности
распределения бюджетных
выявление негативных тенденций влияния на бюджет различных факторов, путем прогнозирования ситуации в системе общественных финансов на перспективу;
достижение стабильности и преемственности бюджетного процесса;
повышение качества бюджетного процесса за счет увязки различных программ на период, превышающий один финансовый год, со стратегической целью развития Волгоградской области;
повышение прозрачности бюджетного процесса;
повышение целевой направленности и результативности расходов областного бюджета
3) в рамках управления
расходами и оптимизация
улучшение планирования расходов бюджета и рост качества предоставления бюджетных услуг;
отсутствие просроченной кредиторской задолженности областного бюджета и бюджетных учреждений;
обязательное проведение
публичной независимой
расширение состава бюджетных услуг, предоставление которых осуществляется негосударственным сектором.
4) в рамках создания условий для развития доходной базы:
укрепление доходной базы бюджета Волгоградской области за счет сокращения потерь, связанных с предоставлением отсроченных и рассроченных платежей;
достижение объема рассроченных и отсроченных платежей, не превышающего 1% доходов бюджета за последний отчетный финансовый год;
укрепление доходной
базы бюджета Волгоградской области
за счет сокращения потерь, связанных
с предоставлением
объем налоговых льгот составит менее 5% налоговых доходов бюджета Волгоградской области за последний отчетный год;
обеспечение роста доли продукции малого предпринимательства в общем объеме промышленного производства;
повышение эффективности управления государственной собственностью Волгоградской области и принятия управленческих решений в области управления собственностью за счет совершенствования системы учета и контроля использования активов области.
5) в рамках совершенствования долговой политики:
оптимизация структуры и объема долга областного бюджета для оптимизации параметров, характеризующих долговую нагрузку на бюджет области, т.е. поддержание отношения государственного долга к доходам областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений на уровне не более 50% и отношения расходов на обслуживание долга к расходам бюджета за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - в пределах 5%20;
расширение объектов управления долгом в рамках управленческого учета детализированных по срокам долговых обязательств области;
привлечение на выгодных условиях и снижение стоимости заимствований новых кредитов с целью «балансировки» бюджета в объемах, не подрывающих платежеспособность региона, и выполнение текущих обязательств;
строгое соблюдение своевременности исполнения долговых обязательств и поддержание репутации области в качестве заемщика высокой степени надежности и кредитоспособности.
6) в рамках совершенствования межбюджетных отношений: